Сам город состоял из двух частей. Первая и самая большая - это старый(китайский) город, обнесённый мощными каменными стенами за пределами которых находился новый(европейский) город, в котором проживали иностранные представители, купцы, миссионеры и т.д. Через европейскую часть проходила железная дорога, станция котороя распологалась на окраине анклава.
Обе части были обнесены земляным валом, при чём в китайской находились китайская армия и ихэтуане(30 тысяч человек), а в европейской 260 солдат союзных войск, 100 из которых были русские. Ж/д вокзал защищали 60 казаков, так же, неподалёку от города были разбросаны подразделения союзной армии, общим числом около 6900 человек, 2 500 были русские. В окрестностях Тяньцзыня было множество мелких крепостей и деревушек, в которых так же находились ихэтуане.
Тяньцзынь был очень удобной для союзных войск отправной точкой на Пекин. Это прекрасно понимали и китайцы, по этому, за обладание этим городом, летом 1900 года, развернулась настоящая кровавая эпопея.
Уже к 20м числам июня ихэтуанями был атакован железнодорожный вокзал, охраняемый 60ю казаками. Китайский командующий Не Шичэн старался сохранить свои регулярные войска и по этому посылал в бой ихэтуаней, вооружённых в основном лишь холодным оружием. А казаки встречали штурмующих ружейными залпами и пулемётными очередями. Понимая, какое значение может иметь вокзал города, китайцы непрерывно атаковали его, гибли сотнями под пулями казаков, но атак не прекращали. Им удалось поджечь несколько домов вокруг вокзала, но они так и не захватили его. Один из фанатиков с мечом в одной руке и с факелом в другой, простреленный в грудь, падал, но все продолжал совать свой факел в окно фанзы, заклеенное бумагой. Добитый штыком, он все-таки успел поджег постройку. Русские воины, не смотря на постоянные обстрелы и атаки, продолжали удерживать занимаемые позиции.
Одновременно с атаками на ж/д вокзал, китайцы окружили Европейскую часть города и подвергли её массированному атриллерийскому обстрелу. Обстрелы сменялись атаками, но мужество и стойкость русских воинов сводили на нет все попытки ихэтуаней овладеть Европейским анклавом. Оборонявшие эту часть города, ежедневно несли потери. Положение с каждым днем становилось все более катастрофическим. Было принято решение послать добровольцев в крепость Дагу с донесением о срочной помощи. Добровольцами вызвались казаки Дмитриев, Каргин и Банщиков. В качестве проводника, казакам был дан английский унтер-офицер Джим Вотс, хорошо знавший данную местность. Ночью, выйдя из Тяньцзиня, казаки сразу же наткнулись на китайский лагерь. Огромное скопление палаток, повозок, масса огней так подействовали на сопровождавшего казаков, что он предложил вернуться. Но казаки оказались не из робкого десятка. Все четверо карьером бросились прямо через лагерь и гнали своих лошадей 40 верст по расположению противника. Под неприрывным огнем неприятеля, русские казаки умудрялись не только вести ответный огонь, но и рубить шашками тех китайцев, которые оказывались у них на пути. К полудню следующего дня, героическая четвёрка прибыла в Дагу (Таку) и вручила донесение генералу Стесселю. За этот подвиг три храбрых казака и англичанин получили Георгиевские кресты.
Генерал Стессель выдвинулся с полком на помощь осаждённым незамедлительно, остальные подкрепления вышли двумя днями позже. Двигаться русскому полку пришлось с боями, проходя мимо мелких крепостей и деревушек, котролируемых ихэтуанями.
Тем временем, бои за ж/д вокзал не прикращались. Подступы к вокзалу были завалены трупами китайцев, но они продолжали атаковать. Через р. Пейхо казаки соорудили мост из лодок для идущих подкреплений, но китайцы постоянно пускали вниз по течению брандеры, которые приходилось тушить под шквалиным онгём противника.
58 казаков было выслано на дорогу к Дагу для разведки местности и встречи подкрепления. Однако, казаки наткнулись на огромную толпу ихэтуаней, которые тут же их окружили. Но казаки не дрогнули и, выхватив шашки, рассыпались лавой и бросились в атаку. Удар был настолько сильным и стремительным, что китайцы не выдержали и обратились в бегство. Преследуя убегающих, казаки продолжали рубить их шашками, пока не загнали китайцев б ближайшую деревню. Но здесь, полусотня оказалась в окружении ещё бОльшей толпы ихэтуаней. Пробиться через эту плотно стоявшую толпу оказалось невозможно — тогда казаки спешились и залпами в упор с 10–15 шагов начали расстреливать неприятеля, прокладывая себе дорогу. Как только противник отпрянул в разные стороны, казаки вскочили на коней и в конном строю буквально прорубились сквозь толпу, изрубив шашками еще до 2х-сот человек из окружения. Понесли потери и казаки. Пять первых атакующих в конном строю казаков были сорваны с лошадей и тут же изрублены мечами на глазах у товарищей.
Тем временем, 3 июля ихэтуани предприняли отчаянную атаку на французскую концессию Европейского Тяньцзыня. Они заставили отступить французский отряд, и лишь стойкость нескольких русских моряков не позволили противнику захватить артиллерию. Утром, 4 июля, долгожданное подкрепление прибыло и действия союзных войск резко ативизировались. Французская концессия была отбита у неприятеля, а все атаки ихэтуаней на Европейский анклав лишь увеличивали число жерт среди атакующих. Китайцы продолжали бросаться на скорострельные винтовки и пулеметы союзников, что приводило к их огромным потерям. Погибших в лучшем случае сбрасывали в реку, в худшем они оставались лежать неубранными на поле боя. Была прорвана блокада Европейского города, хоть он и продолжал находиться в осадном положении, а отряду, защищавшему ж/д вокзал, был направлен артиллерийский взвод с одним орудием. 8 июня, когда подошли остальные подкрепления, один из отрядов союзных войск, после массированного артобстрела, пошёл на штурм Западного арсенала. Мощным орудийным и ружейным онгнём, китайцам удалось остановить наступление отряда на дальних подступах. В бой вновь вступила союзная артиллерия. Воспользовавшись тем, что часть китайских орудий была вынуждена перевести свой обстрел на неприятельскую артиллерию, солдаты союзного отряда моментально вскочили из своих укрытий и бросились к стенам арсенала. В один миг штурмующие оказались у крепостных ворот, которые тут же были взорваны и на территорию арсенала ворвались озверевшие солдаты альянса. В арсенале началась жестокая и кровавая резня. Озлобленные упорным сопротивлением, солдаты союзного отряды беспощадно убивали всех, кто попадался на их пути. Пытавшихся убежать, настигала пуля, кто оказывал сопротивление, погибал от штыка. Мало кому удалось уйти живым из арсенала. Как выяснилось позже, здесь погиб и главнокомандующий китайской армии Не Шичэн.
Китайцы, за время сражений, потеряли больше половины своего личного состава, но уже к вечеру 7 июля, к Таньцзиню подошли 2 корпуса под командованием генерала Ма Юйкуня и армия генерала Сун Цина, общей численностью 20 тысяч человек.
Союзные войска так же были усилены вновь прибывшими стрелковыми частями. Таким образом, число союзных войск в районе боевых действий достигло 15 тысяч человек, китайцев - 30 тысяч. На утро 8 июля генералом Стесселем был запланирован штурм Восточного арсенала, но до восхода солнца китайцы крупными силами атаковали ж/д вокзал. Бой завязался жестокий и кровопролитный, но союзники отбили атаки ихэтуаней, а к рассвету сами перешли в наступление. Китайцы бежали в город, а войска альянса, развивая успех, начали запланированную атаку на Восточный арсенал.
Наступление вели три колонны: две — русских, и одна — иностранная. Китайцы вели сильный встречный огонь, но удачная стрельба русских артиллеристов решила исход боя. В проломанные ворота арсенала ворвались союзные войска и перебили весь его 2х-тысячный гарнизон.
Теперь, по плану генерала Стесселя, в ночь на 9 июля, намечался штурм самого города. Однако и тут китайские войска сыграли на опережение и, потеряв Восточный арсенал, они решили отыграться на ж/д вокзале. Союзникам пришлось перейти к обороне.
Операция по разгрому китайских войск в Тяньцзине была перенесена на ночь 13 июля. Предстояло взять штурмом крепость, обнесенную каменной стеной высотой шесть и толщиной почти пять метров. Ее обороняли около 20 000 солдат, вооруженных артиллерией, пулеметами и современными винтовками. Крепость была окружена трехкилометровой полосой практически плоской прекрасно простреливаемой местности, усеянной фермерскими домами и болотами, и пересеченной каналами и дамбами. Союзники (англичане, американцы и австрийцы) под командованием генерала Дорварда вместе с японским и французским отрядами наступали с юга (от Западного арсенала). Проводником на местности вызвался быть Герберт Гувер. Американских морских пехотинцев, шедших на помощь он умудрился завести в болото, где они пролежали под обстрелом китайцев до самой темноты. По воспоминаниям участников боя, китайские пули "сыпались как град". Самому Гуверу разрешили выйти из боя и вернуться в Европейский Тяньцзинь. Атака завершилась провалом. Интересный момент - спустя несколько лет Герберт Гувер станет президентом США.
Тем временем, русские войска под командованием А. М. Стесселя вместе с немецким отрядом наступали с востока (от Восточного арсенала). Русские войска вели тяжёлые бои в течение всего дня, упорно пробиваясь к стенам города. В ходе боёв был ранен сам А. М. Стессель. К вечеру китайцы начали отступление и укрылись за стенами Таньцзиня. Городские ворота взять не удалось, сильный огонь китайцев до вечера не позволял даже вынести раненых с поля боя. Союзники пытались взорвать ворота, но китайцы успевали потушить длинный фитиль. Положение спас японский солдат, который в 3 часа ночи пробрался к городским воротам и, зная, что он обречён, поджег короткий фитиль заложенной бомбы. Мощный взрыв вынес ворота, японский солдат погиб, а союзные войска бросились на штурм. Русские возобновили атаку на Восточные ворота и прорвались через них. Начались ожесточённые бои на улицах города. Солдаты альянса врывались в каждое укрепление, где находились ихэтуане и безжалостно всех уничтожали. Захват Тяньцзыня превратился в жуткую резню. Добивали даже раненых. Уцелевшие китайские солдаты пытались бежать из города, но удалось это немногим. Городские улицы были завалены трупами ихэтуаней. Ни одного китайца не было взято в плен.
К полудню, заваленный труппами китайцев, город Тянцзынь, был полностью под контролем союзных войск.
После боёв за Тяньцзинь армия Сун Цина организованно отступила в Янцунь, а Ма Юйкунь отошёл в Бэйцан.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев