Вопрос:
Как же отказаться от спонсорской помощи детским учреждениям?
Вы призываете не помогать детям из детских домов, этим вы убиваете благотворительность и душевные порывы людей! Я не раз проводила акции поздравления деток в детских домах — и ВИДЕЛА радость в детских глазенках от получения подарков! Подарки делаем ЛИЧНЫЕ. И пусть они их поломают, потеряют, но СОТНИ людей станут добрее оттого, что поучаствуют в таких мероприятиях, и сотни детей — хоть на время, но счастливее. Вы предлагаете оставить детей на Новый год с одним сладким подарком от детского дома?!
Ответ:
Для начала нужно представлять себе то, как устроена система институционального размещения детей, оставшихся без родителей.
Дома ребенка — относятся к министерству здравоохранения, детские дома — к министерству образования, а приюты – к министерству социальной защиты. А есть еще органы опеки и попечительства, принимающие решение о помещении ребенка в учреждение, есть комиссии по делам несовершеннолетних, принимающие участие в решении судьбы ребенка, есть психолого-медико-педагогические комиссии, определяющие, в какого именно типа учреждение пойдет после дома ребенка тот или иной малыш. Суды, которые лишают прав кровных родителей или назначают усыновителями и опекунами новых.
Огромный мир служб, организаций, комиссий, которые вроде бы все задуманы, чтобы ребенку помочь.
Все эти организации подчиняются разным структурам, имеют свои бюджеты, планы, цели, свои варианты, чего от них ждут в отчетах, и если мы вернемся к учреждениям, которые в нашем массовом сознании привычно укладываются под шапку общего именования «детский дом», то главная их задача – обеспечить содержание там ребенка.
Сколько стоит сиротство?
На это обеспечение тратятся фантастические суммы государством, и не менее фантастические — бесконечными благотворителями. Содержание одного ребенка в московском детском доме в месяц обходится в сумму около 100 тысяч рублей, в Подмосковье – 60 тысяч рублей, в среднем по стране 40-60 тысяч в месяц. В эту сумму не входит содержание здания, его ремонты, коммунальные платежи, вместе с этими деньгами суммы получаются просто космические.
В среднем каждый месяц бюджеты разных уровней тратят примерно 8,4 млрд. руб. на обеспечение сирот (120 тысяч сирот в расчете на 70 тысяч рублей). Это сопоставимо с годовым бюджетом, например, города Тулы. Умножьте это на годы, которые сироты живут в этой системе.
Практически в каждом детском доме, да и любом другом учреждении для детей без попечения родителей, кроме так называемых «собесовских» интернатов для умственно отсталых детей, основным наполнением жизни ребенка становится образовательный процесс, его чему-то учат, чем-то с ним занимаются, бесконечно как-то его развлекают, особенно приезжающие благотворители.
Но самая главная проблема в том, что в результате всех этих титанических усилий огромных педагогических коллективов за огромные бюджетные средства мы чаще всего получаем новую проблему. Она называется «выпускник детского дома». Оказывается, ему некуда пойти. Оказывается, он не социализируется. Оказывается, он ничего не умеет. Не освоил элементарного школьного образования, не способен удержаться в вузе даже при льготах поступления. И т.д. и т.п. И тогда возникает следующая ступень – постинтернатная поддержка, на которую опять надо тратить сумасшедшие деньги.
Это я еще намеренно обошла историю про детей с особенностями развития, и тех, которых из-за гипердиагностики определяют в коррекционные учреждения для умственно отсталых. На выпуске, в свои юные звонкие восемнадцать, эти дети выходят чаще всего не в мир, а прямиком переходят в дома престарелых или психоневрологические интернаты на всю оставшуюся жизнь.
Сиротская выгода
Вопрос на засыпку: а что же происходило в те пять-десять, а то и восемнадцать лет пребывания ребенка внутри государственного учреждения, задачей которого было опекать, учить и воспитывать ребенка, за деньги, которые редкая российская семья в состоянии потратить на ребенка в месяц, что в результате ребенок не приспособлен к жизни, не получил нормальных знаний, навыков и не может самостоятельно справиться с жизнью?
Ребенок, живя в детском доме, постепенно начинает усваивать некоторую выгоду от своей потери. Ведь то, что он сирота, заставляет толпы людей приезжать и привозить в детские дома подарки, устраивать концерты и праздники. И в самом детском доме чаще всего к труду детей особо не привлекают, за ними убирают, стирают, моют посуду, готовят — все это делает «государство», добротой которого то и дело попрекают детей воспитатели и нянечки. Государство все ему дает за то, что он сирота, ага.
Радость от потребления, от развлечения становится основным дозволенным и активно поддерживаемым учреждением способом получения позитивных эмоций для ребенка.
А самая квинтэссенция этого гимна потреблению происходит на Новый год. В среднем воспитанник детского дома крупного города и пригородов может получить на Новый год от 5 до 20 подарков (в Московской области — 25), просмотреть до 15 утренников и елок, практически нон-стоп. Вы понимаете, что это просто марафон на выживание? Вы хотите быть 26-ми кто прибежал судорожно любить незнакомого вам еще вчера ребенка? А 18-ми? Печаль всего происходящего в том, что готовы…
Я приведу пример из собственной практики, несколько лет назад я приехала в составе группы волонтеров в один из детских домов Тверской области. Мы договаривались о визите заранее, подготовили конкурсы и представления, уточнили у директора, что кроме нас в этот день никого не будет. Когда приехали, прямо у нас перед носом уехала другая группа волонтеров, и дети, потягиваясь, выходили из актового зала с подарками. Они надеялись пойти по своим делам, но директор им сказал срочно идти обратно в зал, потому что «спонсоры приехали», и дети побрели смотреть очередные наши песни и пляски, которые им были абсолютно не нужны. Какую пользу мы им принесли, заставив полдня сидеть в актовом зале? Какую пользу можно принести мастер-классом по плетению фенечек и мыловарению?
И все же, почему подарки — это плохо?
Миллиарды рублей каждый новый год тратятся на игрушки, плюшевых мишек, санки, барби и даже планшеты, телефоны и айподы, и другие дорогие подарки. В прошлом году воспитанник одного из столичных детских домов получил в подарок на Новый год три айфона. Дорогие они или не очень — для ребенка их ценность одинаково нивелируется. Они становятся разменной монетой иерархических разборок в группе, они становится товаром, который меняют на другой товар, на сигареты или пиво. Подарки могут быть использованы для того, чтобы вызвать у кого-то зависть или просто продемонстрировать свое превосходство.
Чудовищно все это потому, что воспитывает страшное иждивенчество, ребенок привыкает к тому, что ему все всё время что-то дают, дарят, исполняют, причем без каких-либо усилий или видимых для него причин. Постоянно приезжают какие-то люди, которые судорожно пытаются облюбить их всех до смерти за полдня и поехать дальше (я знаю, потому что сама такая же точно была).
Но самое главное, конечно, не только пресыщение Детских домов этой новогодней радостью. А то, что, по сути, она ничего не меняет в жизни этих детей. Все это никак не помогает им стать менее одинокими, стать лучше, сильнее и справиться с жизнью, когда они выйдут на улицу одни, не нужные, как и раньше, никому, но уже без ста человек обслуживающего персонала, готовых завтраков, обедов и ужинов и бесконечных подарков и праздников на Новый год.
Ведь когда вдруг ребенку исполняется 18 лет, и он выходит в большую жизнь, то … ничего! К нему никто не ездит, никто не осыпает его подарками, никому нет дела до проблем «взрослого здорового парня, который должен идти работать». А с чего он должен? Его научили только просить, не научили его зарабатывать. Его научили принимать подарки и увеселения, и думали, что про работу он как-то сам должен догадаться. В итоге, справляются с таким положением вещей всего 10%, а остальные спиваются, попадают в криминал и тюрьмы, кончают жизнь самоубийством. Вдумайтесь! 10%!
Между тем, суммарный бюджет трат коммерческих фирм и частных лиц на одаривание детских домов легко мог бы стать бюджетом для полного реформирования всей этой системы так, чтобы в результате мы не получали несчастных, одиноких, неприспособленных к жизни взрослых, которые при этом знают, что государство им должно, и все остальные, по всей видимости, тоже должны, потому что все должны устраивать сиротам праздник — их так научила вся их предыдущая жизнь.
Так как же тогда помогать?
Например, если Вы хотите устроить именно праздничное мероприятие, то организуйте его для детей с ограниченными физическими возможностями. Причем постарайтесь вывезти их куда-то из дома, у нас в стране им так не часто предоставляется такая возможность. А еще лучше — посоветуйтесь с профильными фондами и организуйте совместное мероприятие для обычных детей и детей с ограниченными физическими возможностями. Это будет очень полезно и для тех и для других.
Вручить кому-то подарок – есть дети из малоимущих семей, многодетных семей да и просто те, кто находится на длительном лечении в больнице, их вы точно не избалуете. Есть даже совсем не дети, а пожилые люди, люди находящиеся в хосписах и больницах, парализованные люди– все они будут рады вашему теплу и вниманию, Ваши подарки будут ценны и приняты с благодарностью.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 13