3 марта Император Николай II вечером прибыл в Могилёв. На следующий день, 4 марта, в Могилёв прибыла Вдовствующая Императрица Мария Феодоровна. Великий Князь Александр Михайлович вспоминал: «Государь остался наедине с матерью в течение двух часов. Вдовствующая Императрица никогда мне потом не рассказала, о чём они говорили» [39].
То, что услышала Вдовствующая Императрица Мария Феодоровна 4 марта 1917 г. от своего Августейшего Сына, не сводилось к сведениям об измене генералов. Неслучайно Мария Феодоровна называла время, проведённое в Пскове, «самыми страшными днями в моей жизни». Особенно ценны слова Императрицы Марии Феодоровны, сказанные ею о Государе:
«Он был, как настоящий мученик, склонившийся перед неотвратимым с огромным достоинством и невиданным спокойствием!» [40]
Операция "отречение", осуществлённая заговорщиками в феврале-марте 1917 г., является неслыханной по своему цинизму изменой Божьему Помазаннику, Государю Императору и Верховному Главнокомандующему. Н. А. Павлов дал точно определение этой измене: «Мир не слыхал ничего подобного этому правонарушению. Ничего иного после этого, кроме большевизма, не могло и не должно было быть» [41].
Император Николай II сделал всё от него зависящее, чтобы сохранить свою царскую власть, не нарушить священную клятву, данную им в Успенском соборе Кремля. Но Император Николай Александрович не мог насильственно царствовать над народом, не желавшим больше признавать его своим государем. В очередной раз он почувствовал, что Воля Божья заключается в том, чтобы он оставил престол. Протоиерей Георгий Вахромеев предлагает использовать в отношении того, что произошло в Пскове в марте 1917 г., слово "оставлять": «Оставить мир — то же, что уйти в монастырь. В Пскове произошло оставление престола по воле Божьей» [42].
Л. П. Решетников отмечает:
2 марта 1917 г. в занесённом пургой Пскове не Государь Николай Александрович отрёкся от престола — большая часть России не захотела иметь Царя. Николай II лишь склонился перед Волей Божьей, в точности как это сделал пророк Самуил, когда народ больше не захотел видеть его судьёй: «И сказал Господь пророку Самуилу: послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе, ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8: 7—18) [43].
8 марта 1917 г. в Могилёв для ареста Государя прибыла думская делегация во главе с А. А. Бубликовым. Все члены делегации одновременно были членами масонского Великого востока народов России [44]. Управляющий делами Временного правительства В. Д. Набоков отмечал, что для ареста Государя не было «никаких оснований — ни формальных, ни по существу» [45]. Как только Николай II сел в поезд, генерал-адъютант М. В. Алексеев, ещё накануне осведомлённый об истинной цели приезда думских посланников, сообщил Государю, что он «лишён свободы».
8 марта Император Николай II отбыл из Могилёва в Царское Село. На перроне состоялось его прощание с лицами Свиты. Д. Н. Дубенский вспоминал: «Государь шёл очень тихо и протягивал руку подходившим к нему лицам. Большинство со слезами целовали руки Царя. Я никогда не забуду глаза Государя: они были неподвижны, стали светлее, как-то расширены, и тяжёл бесконечно был их взгляд» [46].
9 марта 1917 г., в четверг, Государь в черкеске 6-го Кубанского Казачьего батальона с орденом Св. Георгия на груди вышел из вагона на перрон Царскосельского железнодорожного павильона. Из многочисленных приближённых, приехавших вместе с Государем, только один князь В. А. Долгоруков пожелал сопровождать его в Александровский дворец. Когда автомобиль с Государем подъехал ко дворцу, стоявшие на крыльце у ворот офицеры с огромными красными бантами не отдали ему честь. Часовые раскрыли ворота, автомобиль въехал, и ворота захлопнулись. Царствование Императора Николая II закончилось — начался Крестный Путь Царя-Мученика.
Автор: Пётр Валентинович Мультатули, кандидат исторических наук
Источник:
https://xn----7sbbz2c8a3d.xn--p1ai/news/imperator-nikolaj-ii-ostavlenie-prestola-vosstanovlenie-sobytij
Литература
[1] Кравченко П. П. Мир православный (национальная идея векового развития России). – М.: Филинъ, 2017. С. 117.
[2] Царь и Россия. Размышления о Государе Императоре Николае II: [Белоусов П., сост.] – М.: Отчий дом, 2017. – 752 с. С. 114.
[3] Солоневич И. Л. Великая фальшивка февраля. - М.: Изд-во "Алгоритм", 2007. – 304 с. С. 68.
[4] ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 2109. Л. 126.
[5] ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 2089. Л. 1.
[6] ГА РФ. Ф. 5972. Оп. 3. Д. 104. Л. 1—2.
[7] Экспедиция генерала Иванова на Петроград // Красный архив. Т. 4 (17). С. 227.
[8] Правда и ложь об отречении Императора Николая II: Апанасенко Г. Отречение; Богданов Г. Ещё и ещё об "отречении" Императора Николая Александровича. – Буэнос-Айрес, б/г. -28 с. С. 6.
[9] ГА РФ. Ф. 640. Оп. 1. Д. 108. Л. 131.
[10] Красный архив. Исторический журнал. - М.; Л.: Госиздат, 1927. Т. 2 (21). С. 10.
[11] ГА РФ. Ф. 1467. Оп. 1. Д. 631. Л. 8. [копия].
[12] ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 2089. Л. 2.
[13] Криворотов В. На страшном пути до Уральской Голгофы (Страшное иго). - Мадрид, 1975. – 267 с. С. 39.
[14] ГА РФ. Ф. 601. Оп. 2. Д. 90. Л. 11.
[15] Спиридович А. И. Великая война и Февральская революция: (1914—1917). - Минск: Харвест, 2004. С. 589.
[16] ГА РФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 1722. Л. 5.
[17] Трубецкой С. Е. Минувшее. - М.: ДЭМ, 1991. -124 с. С. 57.
[18] Отречение Николая II. Воспоминания очевидцев. - Л.: Красная Газета, 1927. С. 59.
[19] ГА РФ. Ф. 650. Оп. 1. Д. 35. Л. 179.
[20] Отречение Николая II. С. 152–153.
[21] ГА РФ. Ф. 1467. Оп. 1. Д. 977. Л. 45.
[22] РГВИА. Ф. 2003. Оп. 1. /доп./ Д. 1753 (1). Л. 4.
[23] Отречение Николая II. С. 235—236.
[24] Отречение Николая II. С. 235—236.
[25] Русская Летопись. Кн. 3. – Париж: Изд-во "Русского очага", 1922. С. 65.
[26] ГА РФ. Ф. 650. Оп. 1. Д. 35. Л. 180.
[27] Зызыкин М. В. Царская власть и закон о престолонаследии в России. – София: Тип. "Новая жизнь", 1924. – 190 с. С. 179.
[28] Кравченко П. П. Указ. соч. С. 121.
[29] ГА РФ. Ф. 1467. Оп. 1. Д. 975. Л. 22.
[30] Репников А. А., Гребенкин И. Н., В. В. Шульгин // Вопросы истории. 2010. - № 5,
[31] ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 2103. Л. 1.
[32] Хрусталёв В. М. Великий Князь Михаил Александрович. - М.: Вече, 2008. – 544 с. С. 384-385.
[33] Иоффе Г. З. Революция и судьба Романовых. - М.: Республика, 1992. - 351 с. С. 52.
[34] Вахромеев Георгий, протоиерей. Крестный путь к великой славе. Обличение лжи об "отречении от престола" святого Страстотерпца и Мученика Царя Николая II. – М.: б/изд., 2016. – 111 с. С. 67.
[35] Вахромеев Георгий, протоиерей. Указ. соч. С. 68.
[36] Дубенский Д. Н. Как произошел переворот в России. Записки-дневники // Русская Летопись. - Париж: Изд-во Русского очага, 1922. Кн.3.
[37] Позднышев С. Распни Его. - Париж, б/д. С. 336
[38] ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 265. Л. 66.
[39] Александр Михайлович, Великий Князь. Воспоминания. Две книги в одном томе. - М.: Захаров-Аст, 1999. С. 231.
[40] ГА РФ. Ф. 686. Оп. 1. Д. 84. Л. 50–52. Пер. с дат. Ю. Кудриной.
[41] Павлов Н. А. Его Величество Государь Николай II. - Paris, 1927. – 165 с. С. 149.
[42] Вахромеев Георгий, протоиерей. Указ. соч. С. 89.
[43] Решетников Л. П. Вернуться в Россию. Третий путь, или Тупики безнадёжности. - М.: ФИВ; Российский институт стратегических исследований, 2012. С. 91.
[44] ГА РФ. Ф. 1779. Оп.2. Д.1. Ч.1. Л.15-16.
[45] Архив русской революции, издаваемый И. В. Гессеном: в 22 т. Т. 3–4. – Берлин: Слово, 1921-22. С. 32.
[46] Русская Летопись. Кн. 3. С. 101.
Нет комментариев