Что обнаружили после взрыва
Спустя 1 час и 10 минут после того, как упали все части тел и фрагменты авиалайнера, экипаж вертолета Ми-8 обнаружил обломки самолета в тайге, в 97 километрах западнее читинского аэропорта Кадала. Первой нашли кабину, фрагменты которой лежали на северном склоне сопки Хундунай. В ней находились тела пилотов, пристегнутые в своих креслах. Тело одного из пассажиров, офицера, пробило верхушкой дерева.
В 1,2 километра западнее нее через реку Аршу находилась нижняя часть фюзеляжа с двигателями. В 1,8 километра к северо-западу от нижней части фюзеляжа — хвостовая часть с оперением. В 4,5 километра юго-восточнее кабины пилотов нашли шасси и обе плоскости.
Одной из самых страшных находок стали тела матери и ребенка, которого женщина перед гибелью с силой прижала к себе.
В радиусе примерно семи километров всё было усеяно обломками самолета и человеческими останками. Почти сразу после обследования места авиакатастрофы становится понятно, что на борту не выжил никто.
Первые дни после трагедии
После всех экспертиз останки погибших в авиакатастрофе кремировали — мнение их близких при этом не учитывалось.
— Многие пытались найти в морге своих отцов, сыновей и супругов, чтобы до отправки в крематорий проститься, но от них скрывалось местопребывание тел, они не допускались в морги, а о получении от родственников согласия на кремирование и речи не было, — говорил врач-судмедэксперт, доктор медицинских наук, профессор Вил Акопов, чьи слова приводит «Лента.ру».
По его словам, у входов в морги читинских больниц дежурили автоматчики, не пропускавшие без разрешения никого. Для всех погибших машиностроительный завод Читы срочно изготовил цинковые гробы — их закрывали и запаивали сразу после вскрытия тел.
Младшего лейтенанта Ёжикова похоронили в Иркутске, его родителям и сестре, которые проживали в поселке Жигалово Иркутской области, была направлена телеграмма с текстом: «Володя трагически погиб. Похороны в Иркутске 23 мая».
В честь милиционера была названа школа в иркутском поселке Куйтун. Кроме того, его имя можно найти на гранитной плите в здании Восточно-Сибирского УВД на транспорте — рядом с именами других сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебного долга.
За расследование инцидента взялись сотрудники Генпрокуратуры СССР под руководством следователя по особо важным делам Валерия Зиканова. Эксперты подтвердили, что разрушение самолета произошло в результате взрыва в герметичной части фюзеляжа.
— Взрыв безоболочного бризантного взрывчатого вещества (тротила) весом 5,5–6 килограммов произошел в районе правого аварийного люка первого салона, — говорилось в заключении спецкомиссии по расследованию авиакатастрофы рейса 109.
Кто был террористом
Личность преступника устанавливали сотни специалистов. Чекисты по всей стране изучали дела попадавших под описание пассажиров рейса, опрашивали их родственников и знакомых.
Изучая собранные в ангаре аэропорта останки жертв катастрофы, эксперты обратили внимание на найденное 19 мая тело мужчины — у него не было кистей рук, а на теле были два пулевых ранения.
— К нам привезли тело мужчины без одежды, у которого вся передняя поверхность туловища, органы грудной и брюшной полостей, а также правая нижняя конечность с частью ягодицы и поясничной области отсутствовали. Голова была резко деформирована, сплюснута с боков, с запавшими внутрь глазными яблоками и множеством мелких линейных ран, — рассказывал врач-судмедэксперт Вил Акопов.
Судмедэксперты по частям собирали изуродованную голову террориста для опознания: кости черепа скрепляли шинами, куски кожи сшивали тонкими капроновыми нитями. Доподлинно не известно, как в итоге удалось идентифицировать тело. По одной из версий, его опознала кассир иркутского аэропорта по фото головы. По другой — это результат оперативных мероприятий КГБ.
Убийцей 81 человека оказался 32-летний азербайджанец, житель Кировабада Чингис Юнус-оглы Рзаев, он сел в Иркутске.
Оказалось, что он был связан с Забайкальем — здесь он проходил срочную службу и был сапером. Отсюда эксперты сделали вывод, что он разбирался во взрывных устройствах.
Кроме того, Рзаев недолго работал в дорожно-строительном управлении, откуда незадолго до теракта пропало несколько килограммов взрывчатки. По одной из версий, Рзаев мог также купить взрывчатку у знакомых геологов или раздобыть у товарищей, работавших в одном из закрытых НИИ.
Применив все армейские знания, Чингис собрал бомбу: по одним данным, это был пояс смертника, по другим — некий сверток.
Знакомые Рзаева говорили, что после армии он пытался поступить в МГИМО — мечтал выучиться на дипломата. При этом не только не владел иностранными языками, но и по-русски изъяснялся с трудом. Один из его приятелей рассказал следователям, что провал на экзаменах Рзаев воспринял как оскорбление. В разговорах он неоднократно выражал желание перебраться в Китай.
Во время обыска в доме Рзаева оперативники обнаружили детали бомбы и различные чертежи, в том числе схему взрывателя обратного действия — устройства с кнопкой, которую нужно было постоянно держать нажатой, чтобы не произошло активации заряда.
Что теракт изменил в законодательстве
После авиакатастрофы над Читой организация безопасности в аэропортах и самолетах была серьезно пересмотрена. До 1973 года в законодательстве СССР не было даже уголовной статьи «Угон воздушного судна» — попытки угонов самолетов не существовали в ранге самостоятельного вида преступления, поэтому преступников, пытавшихся угнать самолеты, судили за измену Родине, злостное хулиганство, хищение имущества в особо крупных размерах и так далее.
Но и это не всё — спустя год после теракта, в 1974 году, были созданы специальные подразделения для борьбы с террористами, такие как «Альфа», и разработаны мероприятия по освобождению заложников.
Елена Раздобреева
«Чита.ру»
chitaru75
Комментарии 4