Разрезы плотин и дамбы в Керченском проливе для подъема уровня Азовского моря. — Из книги В. Д. Менделеева: ‘Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива ‘, 1899 год
Развивая свои мысли, он писал далее о верфях и заводах:
«Только что упомянутая безопасность берегов Азовского моря даст полное основание сооружению именно тут кораблестроительных верфей и тесно с ними связанных металлургических заводов, близость которых к место рождениям угля и железа поставит их в особо
выгодные условия».
Керченская плотина должна была не только сделать возможным проход через пролив больших морских судов за счет повышения его глубины
на 10 футов (3 м), что давало здесь общую глубину до 28 футов (8,5 м). Гнилое море, или Сиваш, недоступный для морского плавания,
В. Д. Менделеев предлагал превратить в море, доступное для свободного плавания каботажных судов с осадкой до 12 футов (3,7 м), для которых теперь недоступна большая часть самого Азовского моря.
Удвоение глубины мелководной части Таганрогского залива должно было «уменьшить величину сгонов воды, производимых ветрами».
«Это обстоятельство, — писал автор проекта преобразования Азовского моря, — значительно улучшит условия азовского судоходства и даст мореплавателю возможность с меньшим риском приближаться
к его берегам».
По расчетам В. Д. Менделеева, подъем уровня Азовского моря
за счет Керченской плотины должен был открыть доступ морским
судам непосредственно к причалам Ростова, Таганрога, Мариуполя, Бердянска, Керчи, а каботажным — к причалам Темрюка, Ейска,
Геническа:
«Свободно входя в углубленное Азовское море и принимая грузы
прямо с пристаней и железных дорог, большие морские суда будут
иметь возможность значительно понизить свои фрахты».
Сын автора замечательных трудов, посвященных «будущей силе, покоящейся на берегах Донца», то есть донецкому каменному углю, вполне последовательно обратил особое внимание на значение
Азовской запруды для Донецкого бассейна. Он писал:
«Донецкий каменный уголь, нагружаясь прямо с вагонов в трюмы больших и экономично работающих пароходов, получит прямой и дешевый выход на мировые рынки, что поведет к значительному расширению всего каменноугольного дела, этого могучего союзника
всяких промышленных преуспеяний».
Он справедливо оценивал исключительные последствия предложенного дела для перевозок хлеба и других с/хозяйственных продуктов, для транспорта чугуна, железа, самородной соли и иных продуктов с обширных площадей, прилегающих к Азовскому морю.
Опыт мореплавателя, накопленный В. Д. Менделеевым, побудил
его обратить внимание еще на особое обстоятельство.
Он считал, что в связи с опреснением Азовского моря при закрытии Керченского пролива и постоянном притоке пресных вод будет происходить естественная очистка днищ морских судов: «…так как пресная вода убивает водоросли и ракушки, которыми покрываются подводные части морских судов в соленой воде, то заход в Азовское
море будет выгоден избавлением от этих вредных организмов,
сильно уменьшающих скорость хода кораблей».
В. Д. Менделеев не забыл еще об одном существенном обстоятельстве. Напомнив о том, что «низменные и поросшие камышом «плавни» Кубани служат рассадником саранчи», он указал: «Затопление этих вредных низин постоянным разливом Азовского моря положит конец этому злу и в значительной степени оздоровит все прибрежные местности, сильно страдающие теперь от злокачественных лихорадок».
Нет комментариев