Кухня — понятие натуральное и естественное, а стиль — искусственное и заумное, в последнее десятилетие между ними установилась тесная связь. Благодаря стилям современная кухня принарядилась, а стилистика стала ее второй сущностью. Одеждой, накидкой, фиговым листом. И это понятно, и принято обсуждать. Нельзя же на самом деле в приличном обществе говорить о супермодной кухне в стиле минимализма как о тривиальном месте для складирования посуды и утвари?! Потому нынче так модны выставки, демонстрации новых моделей. Как дефиле одежды.Сколько на кухне стилей? Много. Очень много. Так много, что никто не считал. Люди, которые захотели покинуть стиль, оказались в другой стилевой конструкции. Потому что без стиля сегодня на кухне шагу ни ступить! Здесь присутствуют все стили, которые известны в других видах искусства. Давайте и мы побываем на этом показе! Посмотрим, что в моде.Стиль или склад?Вот выдержка из малой советской энциклопедии, точнее из малого толкового словаря:«1. Стиль —это совокупность признаков, характеризующих искусство определенного времени, направления или индивидуальную манеру художника. 2. Стиль —это метод, совокупность приемов какой-то работы, деятельности, манеры вести себя, одеваться». Надо добавить: манеры окружать себя соответствующими предметами. Итак, стиль — положение вещей в определенном порядке, или система функционирующих предметов, расположенных в соответствии с некой идеей. Метод в науке, а стиль — в искусстве, с помощью которых мы извлекаем знания и красоту. С практической стороны, стиль — это просто набор практических советов и строгое следование этим советам. Это и модно, и практично. Не важно, как ты хочешь или что ты можешь, важно, как ты следуешь предписанным правилам, общепринятым стандартам. Современная практичность—это всего лишь знание правил и следование им. Быть практичным —значит быть в стиле! Письменность, согласитесь,—это некое складирование правил, законов, традиций. Это неприкосновенный запас морали и хорошего поведения. И остроконечная палочка stilus (стиль) для письма но латыни как раз и служила для того, чтобы хранить и при необходимости извлекать из этого «нравственного амбара» правила хорошего тона. До сих пор в языках многих народов мира стиль воспринимается как прямое указание. Так чего же вы хотите? Быть стильным? Следуйте указаниям! Да, стиль—это большая хитрость в отношении личных пристрастий индивида. Нужно уметь думать, действовать и даже чувствовать только в определенном русле. Лишь тогда у тебя, будет считаться, есть вкус и чувство меры. Особой разницы между стилем и идеологией нет. И то и другое навязывается индивиду извне, как данность, как распорядок дня в пионерлагере. Более того, в отсутствии идеологии на государственном уровне стиль вполне может заменить ее на уровне бытовом. Не случайно, когда революция уничтожает прежний порядок вещей, вместе с идеологией остракизму подвергается и стиль. Потому что, имея возможность проникать в личное пространство человека и тем самым формировать представления на подсознательном уровне, стиль—исключительно хороший настройщик общественного мнения. В быту, где нет политических партий, очень трудно определить, который человек свой, который чужой. А с незнакомым человеком, вообще, непонятно как говорить. Обидеться может. А вот стиль помогает преодолеть непонимание. Он как пароль: сразу дает знать, кто свой, кто чужой. Стиль ведет себя так, как будто в его рождении принимала участие сама история. И его появление—это закономерный результат торжества истины и прогресса.Поэтому, если зрительно, чувственно нравится набор какой-то мебели, стиль, как фюрер, сразу же освобождает сознание от лишних химер мысли, которая в данном случае могла быть аналогом совести с интеллектуальным уклоном. Потому что совесть— это как внутренняя необходимость еще и еще раз перепроверить на уровне чувства и на уровне мысли правильность своего выбора и своего поступка. В конечном счете совесть — это затянувшееся сомнение в понимании практичных людей.Да и что тут проверять, в чем сомневаться?! Порядок расстановки мебели в интерьере давно уже придуман до нас. Все придумано до нас! Стиль обязывает. И если вы не в стиле, у вас просто непреодолимый комплекс провинциальности, где до сих пор изобретается машина времени с вечным двигателем. А наше дело—знать назначение вещей! Путешествие по стилям лучше всего начинать с развилки двух основных дорог. Они ведут в направлениях, обозначенных как:Классика и модерн.Классика, как полноводная река, как Амазонка, впитала в себя десятки рек и речушек, которые, бесспорно, можно считать ее истоками. Эти великие истоки— велики сами по себе. Рио Негро, например, по объему воды не меньше нашей Волги. Это самостоятельная река, но одновременно это всего лишь приток великой Амазонки. На том же основании можно причислять к классике барокко и рококо, готику и ампир. Пафос классики основан на чувстве внутренней справедливости, на основных ценностях человеческой жизни — постоянной мобилизации таких качеств, как трудолюбие и образование, талант и достоинство, традиции и востребованность. Классика—эго результат достигнутого, это неподдельность достижения. Это заслуженная медаль за стоицизм в накоплении опыта и в обретении поиска. Если бы не было классики, не было бы смысла творить. Если у тебя классический вкус, его не стыдно предъявить на страшном суде самому господу Богу. Никто не может осудить человека за правильность мыслей и поступков. Не случайно, значительно больше половины всех продающихся кухонь сегодня можно отнести к классическому стилю. Классика прошла проверку временем. Такая мебель на заказ гармонично смотрится в больших помещениях с высокими потолками.Основными чертами стиля являются:материал фасада — массив дерева, обычно резной или с филенкой;широкое применение декоративных элементов —верхних и нижних карнизов, пилястр, арок, балюстрад;навесные шкафы с вертикальными распашными фасадами, напольные шкафы — тоже распашные, но с небольшими дверками.На классической кухне очень часто используются витражные фасады, встроенная техника и кухонные мойки должна гармонировать со стилем мебели. Считается, что классическую мебель на кухне предпочитают люди с консервативным складом характера, а модерн выбирают люди, идущие в ногу со временем. Это все равно, что говорить о величайших созвездиях, тыча пальцем в небо. Да, классика осознала себя благодаря модерну, но не будь классики, мы бы сегодня не говорили и о модерне. Это сейчас, в наш век новаторства, классика, пропитанная нафталином традиционализма, нуждается в постоянной общественной реабилитации. Но было время, и время продолжительное, когда классика играла роль инквизиции в искусстве. И исполняла на совесть, с изощрением и беспощадностью, подавляя все новое, оригинальное, иное. Подобно тому, как сегодня углеводородное лобби уничтожает на корню, дискредитирует любую другую формулу энергетики.Модерн противопоставляет себя классике почти по всем основным чертам. Это его характерная особенность, смысл его происхождения. Материал фасада — искусственный. В кухнях этого стиля применяются современные материалы, например, покрытый эмалью или облицованный пластиком и пленкой МДФ, алюминиевый профиль со вставками из МДФ, стекла, пластик. Фасад, как правило, без фронтального рисунка (так называемое «мыло») или с небольшой фрезеровкой. Стиль характеризуют простота форм, строгость линий, отсутствие декоративных элементов. Главное — функциональность. И удобство, как следствие логики, разумности, рационализма. Навесные шкафы — горизонтальные, с открыванием фасада вверх. Здесь часто используются современные механизмы открывания, в том числе с электроприводом. Напольные шкафы представляют собой выдвижные ящики с широкими фасадами. Это делается для того, чтобы соблюсти симметрию по отношению к горизонтальным навесным шкафам. Модерн вытекает из классики. Поэтому воды этих великих стилистических рек где-то обязательно смешиваются, что порождает невероятно много новых самостоятельных стилей и направлений. Начнем с самых доступных и полноводных.Кантри и hi tech.Стиль кантри, отражающий в своем названии деревню и сельскую местность, по сути своей является классическим, но слепо разбавленным свободой модернизма. Сегодня он весьма популярен, поскольку сочетает в себе удобство эксплуатации и невысокую стоимость. Даже если взять материал фасада, кухни этого стиля сочетают в себе и элементы классики, и элементы модерна. Предпочтение, естественно, отдается натуральному дереву, по рамочные фасады часто изготавливаются на основе МДФ, профиля и наполнения из 71 ДСП (ламинированная древесно-стружечная плита), а также из стекла или натурального ротанга. Отсутствие декоративных элементов простит формы, как в модерне. А навесные и напольные шкафы с распашными фасадами, как у классических кухонь. В стиле кантри, который не обязательно должен использоваться только в загородных домах, допускается использование отдельно стоящей бытовой техники. Приближенным к кантри можно считать и другой стиль—прованс. Он ассоциируется с теплом южного солнца. В кухнях этого стиля используются только натуральные материалы. Материалы искусственные приемлемы только тогда, когда они имитируют натуральные. Предпочтение отдается предметам с тусклым блеском, которые не смогли бы нарушить «теплоту» Прованса. Создавать интерьер в стиле прованс на кухне можно также с помощью древесины, глазурованного кирпича, расписной керамической плитки или мозаики, Важно использовать выразительные фактуры. Хороший акцент, например,— часть стены выложить природным камнем. Идеальные цвета для этого стиля: песочный, серый, светло-корич невый, бежевый. Их обязательно надо разбавлять основными яркими цветами: насыщенным фиолетовым, зеленым, голубым, красным. В качестве отделочного материала на такой кухне может служить декоративная штукатурка, так как ею можно придать грубую фактуру, что важно для выбранного стиля. Вместо штукатурки можно использовать флизелиновые обои с рельефной лицевой поверхностью. Мебель из натурального дерева на такой кухне не плохо бы состарить при помощи техники кракелюр, так как она становится похожей на материалы, которые выцвели в естественных условиях под воздействием южного солнца Прованса. Помните также, что этот стиль был сформирован французскими фермерами, поэтому он не требует идеальной отделки. Небольшие дефекты, потрескавшиеся или потертые поверхности еще раз напомнят вам об этом удивительном крае. Кухонную утварь на этой кухне лучше всего выставлять на всеобщее обозрение. Она будет исполнять роль своеобразного декорирования помещения. Дополнительные украшения— латунные и медные аксессуары. Прекрасно впишутся вещи, приобретенные в антикварных магазинах. Осветительные приборы должны быть массивными, к примеру, кованые канделябры. Не плохо будет смотреться в интерьере такой кухни камин, отделанный натуральным камнем. От кухонь в деревенском стиле перейдем к кухням в стиле город ском.Hi tech и техно являются продолжением модерна, который уже более ста лет внедряет современные тенденции индустриального общества в интерьере. В производстве таких кухонь превалируют кухни на заказ. Предпочтение отдается новым, искусственным материалам. В стиле hi tech на заказ естественно использование неправильных геометрических форм, искривленных поверхностей, которые перетекают одна в другую либо совершают резкие переходы. Такие кухни создают неповторимое впечатление упорядоченного хаоса и являются очень красивыми рамками для большого количества техники. Для hi tech, который смешивает уют с кажущимся неудобством, характерной особенностью является использование контрастных цветов в изготовлении кухонных модулей, а также неправильных линий. В этом стиле, так же как и в классике, делается акцент на декоративных элементах, правда, абстрактного характера. В отличие от hi tech, в стиле техно для кухонных модулей преимущественно используется одно цветовое решение. Из материалов предпочтение отдается металлу, хромированной стали, что делает этот стиль космическим, фантазией о будущем. Если hi tech—это мебель из плиты МДФ, облицованной пластиком, то стиль техно — это широкое использование фасадов и столешниц из металла, намеренное вынесение на всеобщее обозрение бытовой техники. Именно металл на фасадах кухонь и придает этому стилю особенный техногенный натурализм. Этот стиль подходит для тех, кто считает развитие техники самым важным достижением современного общества. Даже обеденные зоны на таких кухнях выглядят как посадочные места. Если hi tech—это мебель из плиты МДФ, облицованной пластиком, то стиль техно — это широкое использование фасадов и столешниц из металла, намеренное вынесение на всеобщее обозрение бытовой техники. Именно металл на фасадах кухонь и придает этому стилю особенный техногенный натурализм. Этот стиль подходит для тех, кто считает развитие техники самым важным достижением современного общества. Даже обеденные зоны на таких кухнях выглядят как посадочные места. Слегка перемешивая стили: классику и модерн, получаем для всех удивительные интерьерные напитки. Но можно эти стили и не смешивать, а последовательно очищать до истоков ощущений и устий разума. Занятие — для избранных.Барокко и минимализм.Принципиальное различие классики и модерна даже не в том, что они по-разному играют колористикой и деталями, поразному открывают двери шкафов, используют разные материалы. Апеллируя к чувствам, классика восстанавливает, воссоздает лучшее из прошлого, а модерн, ориентируясь на разум, созидает новое, как бы из будущего. Чувства и разум, воссоздание и созидание, прошлое и будущее — вот разница в подходах этих стилей. Знатоки, конечно, могут возразить, что барокко — совсем не классика. Варочная музыка, к примеру, появилась еще в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке эпохи классицизма. В свое время, преодолевая барокко, классицизм брал из него чувства величия и постоянства. Кое-чему научился. И даже превзошел предшественника. Заслонил его величие своим постоянством. И теперь и барокко, и рококо для нас — звуки классические. Не удивительно, что барокко тоже есть восстановление прошлого великолепия в эмоционально доступном варианте. Причем в варианте несравнимо лучшем, чем наилучший классический образец. Кухни в стиле барокко — настоящие произведения искусства от самых известных итальянских производителей. Манящий стиль, великолепная роскошь и красота, наличие большого количества декоративных элементов и при этом внутренняя динамичность интерьера. Барокко, как говорил Хосе Ортега-и-Гассет,—это «жест, передающий движение». И почему-то связывал этот стиль со стилем поведения князя Мышкина в «Идиоте» Достоевского. Стилем, безусловно, прекрасным, полным внутреннего благородства, и в чистоте своих замыслов, при их детальном рассмотрении, доходящих иной раз до невинности наивности. Возможно, из-за этого поистине неземного, блаженного состояния, как будто привнесенного в наш мир из далекого, навсегда утраченного, сказочного золотого века, кухни в стиле барокко изобилуют причудливыми формами, не поддающимися теоремам привычной геометрии, с богатой, норой невообразимой отделкой, часто украшенной позолотой, художественной резьбой. В этом стиле тоже отдается предпочтение всему натуральному, и прежде всего дереву. Но это дерево особо изысканных пород. Например, фасад кухни производится из черного дерева, инкрустируется перламутром, платиной, золотом. Кухонные шкафы могут иметь невообразимо изогнутые ножки, которые не могут быть сделаны из массива дерева из-за особенности их форм и поэтому производятся из высококачественной многослойной фанеры — материала, по качествам не уступающего золоту. Возможно, во внешнем виде этих кухонь чувствуется определенная вычурность. Но здесь—это не поза. Это похвала. Это возможность вызывать восторг, душевное волнение. Барокко—это полюс человеческого успеха, это вершина возможных достижений. Практически с таким же восклицанием и восторгом можно говорить и о кухнях совершенно другого стиля —стиля минимализм. Но это абсолютно иной полюс успешности. Здесь будет неуместен эмоциональный восторг. Здесь удовольствие доставляет совершенство человеческого ума, логика пропорций и запоминающаяся выразительность средств при их очевидной сдержанности. То что принадлежит одному стилю — барокко, то полностью отсутствует в другом — минимализме. Высокие чувства никогда не станут разумными, а разум, в своем наивысшем проявлении, никогда не приблизится к глубине чувств. Именно эти два стиля — барокко и минимализм во многом и онределяют со временные пределы личности и культуры: верхний и нижний, глубину и перспективу — чувства как воспоминания, разум как возможность. Впрочем, есть качества, которые объединяют эти стили: это манящая роскошь и неподдельное вдохновение итальянских мастеров. Фурор, который производил минимализм в первые годы своего появления, сродни непреходящей эмоциональной восторженности. Одно время его даже пытались выделить как особый, третий путь стилистики мебели наравне с классикой и модерном. Но при более детальном рассмотрении нельзя не понять, что минимализм — это совершенное проявление модерна, это разумность, возведенная в абсолютную категорию. Если постмодернизм предал разумные идеалы отца—модерна и стал утверждаться, заигрывая с человеческими эмоциями, причем отнюдь не так, как барокко — чисто и искренне, а в духе современных технологий, материалов и прочих измышлизмов, то другой прямой наследник модерна — минимализм воплотил в жизнь все заповеди родителя. И доказал, что красоту можно постигнуть не только чувством, но и разумом. Минимализм стал не просто стилем, образом жизни. Он воплотил в кухонной мебели самые востребованные качества современности: функциональное начало, простоту, лаконизм выразительных средств. Вместо встроенной техники минимализм на кухне предлагает встроенную мебель. Мебель, которой нет. Лапидарные раздвижные двери шкафов полностью скрывают то, что находится за ними, «убирая» из пространства дома все лишнее, но необходимое для комфортной жизни. Меньше—значит больше! Вот главная заповедь минимализма. Дорогая простота. Ритм создается повторением деталей. А открытые элементы в минималистических кухнях служат не утилитарным, а высоким декоративным целям. Например, на фойе кухни цвета венге на стеклянной полочке можно эффектно разложить кокосы. Минимализму свойственны строгий отбор деталей, очень серьезный подход к подбору цвета, четкое отношение к форме. Так что, проще обустройством кухни в минималистическом стиле самому не заниматься. Лучше поручить это дело профессиональному дизайнеру. Кстати, именно от профессионалов приходилось слышать, что корни европейского минимализма — в японских интерьерах. А стиль ампир—эпохи Наполеона (1799-1815 гг.) успешно прижился, говорят, на изломе веков на нашей Рублевке. И это не удивительно. На кухне история и география очень часто переплетаются. Как переплетаются дизайн и технология, истоки и устья. И получаются необыкновенные хитросплетения типа:Староанглийский и новорусский. Из наиболее известных географически-исторических стилей, распространенных на наших кухнях, староаиглийские стили: викторианский и эдвардианский с непомерно большими фаянсовыми мойками и плитой в нише под колпаком вытяжки, которую поддерживают деревянные или лепные колонны. Кухни в этом стиле насыщены колониальными сувенирами и аксессуарами, причем не поддельными, а обязательно настоящими. Этот стиль подчеркивает исключительную респектабельность и возможность вояжирования по миру, где вы непременно будете иметь возможность познакомиться с входящими сегодня в моду всевозможными экзотическими стилями. Одно время у нас были популярны кухни в скандинавском стиле, в котором преобладали светлые оттенки фасадов, как характерное противопоставление окружающей среде. Но почему-то эти кухни у нас не прижились, даже в северных широтах. Самым показательным и образцовым на наших кухнях, безусловно, считается итальянский стиль. Он шире, чем стиль барокко и рококо, чем ампир и минимализм. Это просто итальянский стиль. И этим все сказано! А наиболее популярный среди наших покупателей — стиль немецкий. В отличие от итальянцев, немцы не любят копировать даже лучшие образцы кухонной мебели. И вечно изобретают что-то новое. Может быть, сравнение прозвучит и грубовато, зато будет емким и понятным: на кухне мебель в итальянском стиле отличается от мебели в стиле немецком примерно так же, как классика от модерна.Отечественный стиль, если можно так сказать, впитывает в себя самые лучшие элементы других стилей иностранного происхождения. Он давно уже не в подмастерьях, не в заботах о копировании. В основном это классика и модерн. Модели из натурального дерева и из пластика. Наша промышленность по производству кухонной мебели — одна из немногих отраслей, которая успешно работает и производит конкурентную продукцию. Хотя надо признать, что российский кухонный стиль как таковой имеет очень сильный тюнинговый уклон. Поэтому у нас особенно популярны кухни на заказ. Это у них стиль считают готовым сценарием, принятым к театральной постановке. Сюжет расписан заранее. И актер, играющий в пьесе, без лишних вопросов идет и душит Дездемону. Как и предписано сценарием. Наш же человек задумается о том, как опередить Отелло в спальне, чтобы предупредить об опасности героиню. Говорят, актерство—это западный образ мысли и жизни. У нас, наоборот, все исходит от чистого сердца. Потому мы и пытаемся внести отсебятину в любую пьесу. Помните, как в фильме «Берегись автомобиля!»: «Почему вы перешли на прозу? Во времена Шекспира не было сигарет «Друг». Но надо заметить, что наше понимание прак¬тичности, как отступление от заданных норм, как самостоятельный поиск новой степени комфорта и удобства, не так уж сильно выбивается из цивилизованных тенденций обустройства современных кухонь. Пример тому—два совершенно новых стиля:Фьюжн и casual. Современные стили не могут себя вести, как два старинных и равно знатных рода—Монтекки и Капулетти. Любовь Ромео и Джульетты сняла все запреты с неприкасаемости границ дряхлеющего снобизма устоявшихся стилей и привычек. И дала возможность появлению невероятных союзов. Появились стили, которые бы раньше никто не рискнул назвать стилями, в лучшем случае — наборы мебели, стиль — casual. Способ его приготовления удивительно прост. Возьмите все известные вам стили: классику с любовью к вертикальным фасадам, модерн с современными материалами, кантри с ротангом и бамбуком, прованс с коваными канделябрами, барокко с перламутровой инкрустацией, рококо с фантазией природы, ампир с имперскими замашками, минимализм со встроенной мебелью, техно с фасадами из нержавеющей стали, поп-арт с кричащими тонами и прочее. Все это грамотно нарезаете и в миксер! Получится микс из стилей! Живой микс! Взятый не из идеи—из жизни! Главное, не переусердствуйте с деталями. Кухни в стиле фьюжн тоже можно собирать на дому, не прибегая к заказным услугам производителей кухонной мебели. Здесь, вообще, не нужно брать в голову каких бы то ни было стилей. Кухни в стиле фыожн собираются в принципе из отдельных, стилистически не связанных друг с другом предметов. Изящный венский стул вполне гармонично может смотреться на фоне ярких хайтэковских напольных шкафов, которые прекрасно сочетаются с навесными деревянными полками, изготовленными из старых железнодорожных шпал.Удивительные могут получиться сочетания! И тоже без всяких скучных теорий и указаний. Взято непосредственно из реалий окру жающего мира, где, как говорил Гете, «древо жизни вечно зеленеет». Не думайте, что в стиле фьюжн легко давать практические советы. Это вам не с миру но нитке! Человеку, выбравшему такой стиль, нужна эмоциональная непредвзятость в выборе вещей. Они должны быть разными, но и соответствовать спонтанным душевным порывам хозяина. И что немало важно, не только прилично смотреться, но и иметь возможность работать вместе, как единый механизм. Потому в порыве оригинальности нельзя забывать обязательных предметов, таких, например, как плита, холодильник. Иначе можно остаться без обеда в выходной день.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев