"Однажды, пережидая очередную травму и временно утратив в асанах возможность стараться, я ощутил во время занятий непривычный внутренний покой, – так в мой ум, омрачённый пагубным стремлением к чужой гибкости, проник отсвет истины. Тогда я попытался вообще не давить на форму, расслабляться более качественно и вскоре понял, что собственные усилия не нужны вообще, более того – они являются помехой. Так постепенно началась фундаментальная переоценка значения фактора гибкости в Хатха-йоге.
Любой обмен информацией продуктивен лишь в том случае, когда психоэмоциональное состояние участников отвечает определенному уровню покоя. Следовательно, в йогической технологии должен присутствовать универсальный принцип, приводящий тело и сознание ко взаимно однозначному соответствию. Этот принцип – полная (мышечная и ментальная) релаксация, только при её наличии тело неощутимо "стекает" к абсолютной границе формы, куда невозможно добраться сознательным усилием.
Со временем выяснилось, что эта "текучесть" и прирост гибкости в асанах прямо пропорциональны степени "очистки" сознания как от произвольной ментальной активности, так и от спонтанного мыслительного "мусора". К тому времени подоспел и русскоязычный текст Сутр, где я с изумлением прочёл шлоку сорок седьмую главы второй: "При прекращении усилия или сосредоточении на бесконечном асана достигается". Это было как гром среди ясного неба: вот оно, почему же об этом нет ни слова в айенгаровском "Прояснении йоги"!?
Когда удалось сравнить результаты практики, основанной на расслаблении, с тем, что получалось при добросовестных стараниях в обычном состоянии сознания, всякие сомнения исчезли. Чтобы обеспечить в асанах технику безопасности, пришлось разобраться с растворением ощущений, а уже затем искать подходы к релаксации ментальной. Вскоре стало ясно, что увеличение общей гибкости тела является физическим следствием глубокого расслабления, но одновременно и побочным его эффектом.
Итак, Сутры определяют йогу как временное торможение физической, ментальной и эмоциональной активности. "Очень важно удерживать тело в одном положении без усилия, поскольку лишь выполненная непринуждённо асана дает необходимое сосредоточение. Идеальное положение тела – когда отсутствует какое-либо усилие для его поддержания, – пишет Вьяса. – Выполняющий асану йогин должен снять естественное телесное напряжение."
И далее: "По отношению к физическому телу асана – это экаграта, сосредоточение на одном предмете: тело "сосредоточено" на своём положении. Как экаграта утишает колебания и рассеяние "вихрей сознания", так и асана прекращает всякие движения тела, наполняя его осознанием самого себя..."
~ В. Бойко, "Йога. Искусство коммуникации"
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев