Прямо сейчас, когда ты, уважаемый читатель, погружаешься в данный материал, в недра богатой донецкой земли спускаются тысячи шахтеров. Именно от их работы зависит, будет ли тепло в наших домах и энергия на предприятиях. «Донецкое время» дает ход целой серии публикаций, посвященных главной профессии Донбасса
Экскурс в историю
В советское время работать горняком было престижно, шахтерский труд считался одним из самых высокооплачиваемых. Жены добытчиков в большинстве своем не работали, а занимались хозяйством, причем в среднестатистической семье было как минимум двое детей. Каждая шахта имела в своем распоряжении базы отдыха: пансионаты, санатории, пионерские лагеря. Но с течением времени ситуация изменилась, украинские власти политическими решениями «позаботились» о том, чтобы популярность профессии шахтера была сведена на нет.
С началом военных действий в Донбассе Вооруженные силы Украины уже военным путем пытались окончательно разрушить предприятия Республики, прицельный огонь планомерно велся по угледобывающим предприятиям. Несмотря на это, шахты продолжали работать, уголь ежедневно поднимался на-гора, поступал на тепловые электростанции, обеспечивая энергетическую безопасность молодого государства.
Сегодня горняки продолжают работать и совершать трудовые подвиги. Совсем недавно трудовые коллективы государственных угледобывающих предприятий ДНР отрапортовали о добыче пяти миллионов тонн угля с начала 2018 года. В то же время уровень престижности шахтерской профессии по-прежнему оставляет желать лучшего. Почему же наши земляки не опускают руки? Что заставляет их спускаться в забой, фактически ежедневно рискуя жизнью? В конце концов, насколько опасен шахтерский труд в настоящее время, действительно ли он так тяжел, как может показаться со стороны?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы пообщались с представителями основных шахтерских профессий. Нашими собеседниками стали работники одного из крупнейших угольных предприятий ДНР – шахты имени Александра Засядько. Они рассказали, почему десятилетиями трудятся горнорабочими подземными, почему только избранный может стать ГРОЗом, какие семейные традиции и даже суеверия имеются у проходчиков. И еще много чего интересного рассказали.
А поскольку именно шахта Засядько стала для нас своеобразным штабом, то параллельно расскажем, как здесь организован рабочий процесс и досуг для работников.
Скованные одной цепью
Первая шахтерская профессия, о которой необходимо рассказать, – горнорабочий подземный (ГРП). Это что-то вроде разнорабочего в других отраслях промышленности. ГРП – стартовая специальность, с которой начинается подземный стаж шахтного специалиста.
Каждый, кто впервые устраивается на шахту, обязан не менее года отработать в данной профессии, и лишь потом, если есть желание, может заняться повышением квалификации.
– Любой труд дорог и ценен. Но поскольку мы работаем на таком крупном предприятии, то каждая профессия – как звено одной большой цепи. Проходчик занят на проведении выработок, ГРОЗ добывает уголь, а мы, горнорабочие, занимаемся обслуживанием всего этого. Но не подумайте, что труд горнорабочего не виден. Без нас, как и без других наших товарищей, уголь не выйдет на-гора, – рассказал «Донецкому времени» Александр, горнорабочий шахты им. Засядько.
ГРП не добывает уголь в забое, на него возложены вспомогательные функции: осланцевание выработок (искусственное увеличение зольности взрывчатой пыли, оседающей в лавах и на прилегающих к ней выработках, путем добавления к ней инертной, негорючей сланцевой пыли), управление и обслуживание горных машин и механизмов, подземных установок и вспомогательного оборудования, ремонт рельсового пути, доставка материалов и так далее.
– Подъем в пять утра, на предприятие приезжаем к шести, получаем наряд (задание на производство работы. – Прим. авт.), переодеваемся в спецодежду, затем на автобусах добираемся к стволам. В клети (транспортная кабина, предназначенная для подъема и спуска по шахтному стволу. – Прим. авт.) спускаемся на действующие горизонты и передвигаемся к рабочим местам, ну а дальше – трудимся в зависимости от полученного наряда. Рабочий день первой смены в подземных горных выработках начинается в восемь утра и заканчивается в 14:00. Выполнили наряд, закончили работы, инструменты сложили, «спасатель» на плечо, и пошли на-гора. Потом – обратная дорога до предприятия, баня, автобус домой. Примерно в пять часов вечера возвращаюсь к семье, – описал свой рабочий день Александр.
Семья дома и на работе
Как мы уже сказали, профессия горнорабочего является отправной точкой в дальнейшей карьере представителя угольной промышленности. В то же время многие трудятся на этой должности до самой пенсии.
– Если человека устраивают условия труда, заработная плата, то он продолжает работать на этой позиции. Хотя понятно, что у проходчика или ГРОЗа зарплата выше, и на пенсию по стажу они уходят на пять лет раньше, чем горнорабочие. Но и требования там более жесткие, и работа тяжелее. Поэтому с течением времени многие по ряду причин переводятся обратно в горнорабочие. Например, отработал человек 20 лет ГРОЗом или проходчиком, вышел на пенсию, но рассчитываться не хочет. Если он чувствует, что физически не дотягивает, то может перейти на более легкую позицию горнорабочего, – объяснил наш собеседник.
Александр как раз из таких. В 1995 году он поступил на шахту им. Засядько, долгое время трудился проходчиком, затем перевелся в горнорабочие. Наш герой – представитель шахтерской династии, его отец работал машинистом подъема на шахте № 8-бис в Макеевке. Хотя в свое время не папа, а мама повлияла на то, чтобы сын пошел по стопам отца.
– Горняком стал по наставлению матери. Однажды она сказала: «Сынок, давай учись на шахтера, этот труд очень престижен», – вспоминает Александр. – Тогда действительно зарплаты у шахтеров были очень высокие, и не на любую шахту еще можно было устроиться. Вот до сих пор работаю в шахте и, если честно, в другой профессии себя не вижу.
Главным аспектом своего трудового долголетия Александр считает крепкий коллектив настоящих мужчин.
– Коллектив у нас очень хороший, душевный. Приятно работать с такими людьми, мы все – как одна большая семья. Мне все нравится, поэтому я и не собираюсь никуда, – признался он. – Нужно работать, поддерживать угольную промышленность. Это первоисточник всего: тепла в домах, производства кокса, выплавки чугуна и стали на металлургических предприятиях и многих других сфер промышленности нашего региона.
Не секрет, что молодежь сейчас не стремится работать на угледобывающих предприятиях. Руководству ДНР еще предстоит ввести действенный механизм повышения престижности шахтерской профессии.
– Молодому поколению необходимо создать достойные условия. Не обязательно сразу делать зарплату в 50 тысяч. Допустим, пришел человек на шахту и добросовестно трудится, не ленится, а государство ему в качестве поддержки – подъемные в течение года-двух, помощь по профсоюзной линии. За это время человек и освоится, и привыкнет, а потом останется. Это будет другое дело, на таких условиях люди пойдут работать, – считает Александр.
Путевки выходного дня
Не откроем Америки, если скажем, что тяжелый шахтерский труд необходимо совмещать с отдыхом и оздоровлением. В этом контексте прекрасно работает старинная русская поговорка «Радость и труд рядом идут». Конечно, есть трудоголики, которые вообще не знают, что такое отдых, но все же физические возможности любого человека не безграничны, а уж шахтера – тем более.
– Сотрудники нашего предприятия отдыхают и оздоравливаются по льготным ценам, – рассказали «Донецкому времени» в профкоме шахты им. Засядько. – Летом работники с семьями выезжали на отдых в поселок Лермонтово, который находится на берегу Черного моря, в Туапсинском районе Краснодарского края. Путевки выделялись на 10 дней с трехразовым питанием. С учетом 50-процентной скидки для наших сотрудников стоимость составляла 5 500 рублей. Проезд был платным, но тоже по довольно демократичным ценам – 750 рублей в одну сторону.
Кроме того, минувшим летом горняки на льготных условиях отдыхали на базе «Буревестник» в поселке Седово. Администрация шахты им. Засядько внесла свою лепту в восстановление этого оздоровительного центра. После завершения ремонта шахтерские семьи отправились на отдых в «Буревестник» по путевкам на 10 дней.
– Также организовывали для сотрудников путевки выходного дня. В июле и августе каждую среду шахтеров и членов их семей ждал большой автобус-лайнер, который отвозил людей в Седово. В течение дня они купались, загорали, отдыхали, а вечером возвращались домой, – добавили в профкоме.
Отметим, что сотрудники шахты им. Засядько бесплатно обслуживаются в лечебно-оздоровительном центре, который расположен прямо на предприятии. О нем мы расскажем в будущих публикациях о шахтерских профессиях.
Продолжение следует…
Автор Федор КУПЧЕНКО.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев