Каспийское море хранит множество тайн. Причем не только на дне, но и на поверхности - в прямом смысле слова. Так, вдоль западного его побережья есть группа небольших островков, самый интересный среди них расположен примерно в 20 км к югу от мыса Бяндован.
С 1991 года ему возвращено историческое название Санги-Мугань, а в советское время он звался остров Свиной.
Считается, что свиней на основе нет и никогда не было. Но свиньи - как утверждают некоторые этимологи - тут и не при чем. Когда-то давно, в начале XIX века, на остров ссылали преступников и просто провинившихся. В просторечье называли "Остров с виной". Из этого названия и получился "Свиной".
А вот насчет того, что свиней не было, можно и поспорить. Дело в том, что на соседних островах - Пирсагат и Карасу - до сих пор встречаются кабаны. Они могли туда попасть только по суше. Отсюда историки и географы делают вывод, что когда-то, примерно в XVII веке, группа этих островов могла быть частью материка.
Гораздо больше загадок таит в себе другое название - Санги-Муган. На первый взгляд ничего таинственного: Мугань - это название прибрежной местности, а "санги" на фарси - "камень".
Однако "Мугань" на фарси - не просто название местности. Слово имеет перевод - "маг". Т.е. получается "Камень магов". О каких магах речь? В культуре зороастризма магами в древности называли жрецов.
Зороастризм оставил после своего практически полного исчезновения память в словах и топонимах. Недалеко от Санги-Муган есть остров, название которого можно перевести как Камень Игнатия, и оно имеет самое непосредственное отношение к древней религии. "Игнатий" - от латинского слова "Ignis", что означает "огонь". Получается "камень огня".
Но почему один остров - Камень огня, а другой - Камень магов? Что делали зороастрийские маги-жрецы, почитающие огонь, на острове? Стоит обратиться к древним текстам. Приск Панийский, византийский дипломат, писатель и историк первой половины V века, в одном из своих трудов со слов римлян описал путь, ведущий из Скифии в Мидию. Там он упоминает то место, где "из морского камня пышет пламя". Не о Санги-Муган ли вел речь почтенный историк?
Тот факт, что на маленький остров обращали внимание античные авторы, не должно вызывать удивления - если учесть его стратегически значимое положение: остров лежал на важном морском пути в южную часть Каспийского моря, а также к устью реки Кура. Это не могло не привлечь внимания мореходов раннего Средневековья. Об этом упоминают арабские, византийские, греческие и римские авторы, писавшие о морских походах через Западный Каспий в IX-XI веках. Есть даже средневековая гравюра, изображающая мореходов у Санги - Мугань
То, что судоходство здесь было прекрасно развито, доказывают и найденные на дне моря в этом регионе многочисленные останки древних кораблей и якоря разных конструкций. Об этом писал и Виктор Квачидзе, знаменитый азербайджанский исследователь, занимавший подводной археологией, и другие исследователи.
Так же в районе Санги - Мугань в июле 1669 г. произошло сражение между казачьим флотом под предводительством атамана Степана Разина и персидским флотом под командованием Менеды-хана.
Персидское правительство Сулеймана I, иранского шаха из династии Сефевидов, пыталось пресечь действия Разина на Каспийском море и послало против него флот с отрядом в 4 тыс. чел. во главе с Менеды-ханом. Тот отправился к Санги Мугань, где находилась база разинского отряда (1—2 тыс. чел.). Однако казаки атаковали иранский флот и нанесли ему поражение. Лишь трем судам с Менеды-ханом удалось спастись. Остальные были потоплены или захвачены казаками.
Несмотря на победу, отряд Разина был не столь многочислен, чтобы успешно противостоять новым нападениям иранских войск. Кроме того, казаки страдали от недостатка пресной воды и болезней. В августе 1669 г. Разин покинул берега и отправился в обратный путь, на Дон.
...............................
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1