Азербайджанский рэп, как искусство говорить в рифму, известен очень давно.
Это искусство поначалу выглядело не так, как сейчас.
Главным в процессе считалось "съесть" партнёра силою своих слов и умением рифмовать.
Нужно было уметь высмеивать и "опускать" противника при других партнёрах.
А наговаривалось это всё на самые обыкновенные щелчки - чытма.
Особо пользовались упехом наговоры, состоявшие из 3-4-х партнёров.
Причём весь процесс проходит, нет-нет не в клубной дискотеке с винилами и т.д., а в одном из пригородных кварталов нашей республики.
Но времена меняются как и меняется музыка, усовершенствоваясь.
Мейхана- этнический рэп Азербайджана.
Титул первого исполнителя рэпа в Азербайджане собственноручно взято себе Анаром Нагылбазом.
Мы бы не стали оспаривать сей факт, если бы наличии в отечественной рэп-культуре другой личности, а именно - Чингиза Мустафаева:
1. 1986 год группа "Огуз" при клубе "Джянги" записывает что ни на есть первый рэп-сингл в Азербайджане - "Дюнэнки кечди" ("Вчерашнее прошло").
Исполняет его сам Чингиз.
Основоположник нового поколения был ни только первым исполнителем рэпа, но и первым DJ-ем в Азербайджане. А также первым независимым репортёром, затем первым создателем независимой авторской программы на Гостелевидении - "215 кл".
На сегодняшний день является Героем Азербайджана. Награждён посмертно.
"Камера и микрофон - каждому своё оружие."
К концу 80-х годов на сцены Азербайджана только-только начал пробираться рэп.
2. Известная в то время группа Вагифа Герайзаде "АЙПАРА" совмещала в себе элементы джазовой, национальной, фолк- и поп-музыки. В скором времени ко всему этому подключился новый жанр - RAP.
И так группа "АЙПАРА" удивляет нашу публику, пытаясь сказать о рэпе рэпом.
Вот таким образом рэп инвестиция стала внедрять в нашу молодёжь свои ломаные ритмы чёрной музыки.
На местной сцене стали появляться образы, напоминающие B-Boy-ев.
Их можно было заметить везде. Но особым престижем пока ещё являлся танец.
Хип-Хоп - неотделимая часть рэпа. Это был универсальный язык, выражавший все чувства и недовольствия партнёру.
Широкие брюки, болохонистая верхняя одежда (предпочтение отдовалось тёмным тонам), обязательное неограниченное количество цепей на шее, причёска, носившая в себе характер подбритых по бокам голов, плюс чисто выбритых в полоску или же зигзагами краёв.
Таким являлся прототип Бакинского B-Boy-я.
Нельзя не отметиь что уж очень модно было тогда создавать танцевальные группы. И их было довольно много. Но не каждая группа могла выбиться на профессиональную сцену. Широкой популярностью пользовались такие группы, как "NEW MEN", "KINGS" и т.д.
3. В начале 90-х годов Анар Нагылбаз ("Джанлы клип шоу") впервые заговорил "своим" рэпом на языке бакинских улиц. Этим самым рэп стал более доступен для нашей публики.
Примечательность заключалась в том, что все песни звучали на нашем родном азербайджанском языке.
Не стестняясь нецензурной брани, он показал свой рэп не просто, как жанр исполнения, а как образ жизни.
В своих песнях он в основном затрагивал социальные проблемы.
Именно в этом он первый, как никто.
4. Чуть позже вышеупомянутая группа "NEW MEN" под руковдством Рената Акчурина, сделав неплохой бизнес на организации клубных дискотек, записывает несколько песен на одной из местных студий.
После чего на концертах объявляется как "поющая" группа.
Ко всему этому "NEW MEN" пыталась ввести новшества в образ Бакинского B-Boy-я, выйдя на сцену Дворца Ручных Игр в формах Национальной Баскетбольной Ассоциации.
5. Выходцы из группы "NEW MEN" отделяются, чтобы создать новую команду, что у них неплохо получилось.
И так, новая группа "ХАЛИТА " во главе с Эльмаром Керимовым заявляет о себе в азербайджанском шоу-бизнесе, что заставляет задвигаться нашу публику под хит того времени "Два города".
Позже на экраны TV вышел видеоролик, иллюстрирующий эту же песню. Новый стиль, новый жанр, новый клип.
К тому времени азербайджанскую рэп-публику (и далеко ни только ее) решил удивить один из корифеев азербайджанского театра Яшар Нуриев. В телетеатре "Адж хэрифлер" (студия "Сабах") он удивляет нас своим умением "читать" рэп.
6. "KINGS" - так называлась группа, образовавшаяся в начале 90-х годов, которая больше удивила всех не жанром исполнения, а своим стилем одежды.
Много чёрного цвета, много колец и незаменимые "бородки", что тогда ещё было в диковинку для нашей молодёжи.
За всем этим стоял Эльман Рагимов, ранее являвшийся солистом танцевальной группы "NEW MEN". А стоял он за всем этим как руководитель, как хореограф и как солист группы.
Творческая деятельность "королей" не оказалась столь длительной. Несмотря на всё это Эльман Рагимов создаёт новую команду, которая продолжает свою деятельность по сей день.
7. 1993 год.
Пришло время поговорить о настоящем хип-хопе, рэпе.
До некоторых ушей нашей молодёжи дошли такие имена как ICE CUBE, SNOOP DOGY DOG, 2-PAC, ICE-T и т.д.
Теперь здешних рэпперов и би-боев, правда в небольшом количестве, невозможно было отличить от зарубежных.
Именно в этот период, после длительной подготовки, на большой сцене нашего города появляется группа, "Чернота" которая заставила зрителя подумать о них как о неместной группе. "Supsonic game for population" - песня, прозвучавшая на английсом языке "чашнула" зрителя, да и название, бродившее у всех на устах, добавило ко всему этому немало сомнений.
"SUPSONIC"- свои парни. Группа во главе с солистом Тимуром Нуриевым (Tim-J), не дожидаясь утишья аплодисментов записывает новую песню, но уже на русском языке - "Синьор Робинзон".
Песни транслировались по радио "АНС ЧМ" , что придовало скорость к популярности группы.
Резко появившаяся на сценах нашего города группа "SUPSONIC" успела удивить нашу публику своим рэпом.
К концу 1994 года группа записывает новый сингл с романтическим названием "Радуга любви", который становится, к сожелению, заключительным в творческой деятельности группы.
8. Период с 1994 года по 2000 можно назвать таким периодом, когда молодёжь стала более расположенной к рэпу.
От "чёрных" прикидов на улицах уже никто не шарахается, никто не удивляется тому, что из аудио-видео магазина на улицу, мягко говоря, доносится мат-перемат на английском языке под "грязные", "чёрные" ритмы и мелодии.
К вышеуказанному списку "почитателей" рэпа прибавилось, а значит увеличилось и количество их "читателей".
Но, к большому сожалению, не все рэпперы нашего города имели возможность подняться на большую сцену или же вовсе не думали об этом, считая достаточным "читать" рэп для себя, для узкого круга друзей.
Ко всему этому были и не смирившиеся, желающие выплеснуть свой рэп "наружу".
Среди них "U.G." , "G.G.G. Ailesi" и другие.
В силу всего сказанного выше, в 1995 году четверо помешаных на рэпе людей, скрещивают свои судьбы создав своё небольшое Crew.
Чуть позже, рэп и желание его читать самим доводит их до образования.
Здесь остаётся отметить только то, что "G.G.G.Аilesi" не меняя своего состава к 1999 году переименововается в "DAYIRMAN".
Наряду с творческой деятельностью "G.G.G.Аilesi", с другой части нашего города до молодёжи доносятся ритмы рэпа и тоже местного производства.
Старый сингл "Ice, ice baby " - Vanilla Ice прозвучал в исполнении "U.G."
К сожалению, творческая деятельность группы там же теряет свои концы, не дойдя до сегодняшних дней.
1999 год. DJ местного радио "106 FM" Еlshad Hose, неожиданно для всех заявляет о себе теперь ещё и как рэпер.
Сделав удачный fit с полюбившейся публикой Эльнарой он как бы сказал всему миллету о начале его творческой деятельности как рэппера.
В скором времени наш город вдруг неожиданно посещают: "Легальный Бизнес", "Bad Balance" , "Шеff", "Дэцл" и т.д. вместе со своим Crew.
Но самым неожиданным фактором для бакинской публики было то, что в день концерта, проводившегося на Бакинском бульваре, на одну сцену с российскими рэпперами вышел и "прочитал" Еlshad Hose со своей командой.
Но на этом его отношения с российскими рэпперами не заканчиваются.
Позже в российском рэп-сборнике "Голос улиц" находит себе место "Город" в его исполнении.
В 2000 году Hose выпускает свой первый альбом под названием "Жизнь не меняется".
Хитом данного альбома становится песня в виртуальном дуэте с Шовкет Алекперовой.
Баку. 2000 год.
Зародившийся когда-то в Баку Azeri rap, пережив всю историю, прочитанную вами, обновляясь и усовершенствоваясь, дошёл до сегодняшнего дня.
Мы рады и гордимся теми, кто проделал такой длинный путь и оставил свой след в истории Хип-Хоп, Рэп культуры Азербайджана.
На сегодняшний день со сцен нашего любимого города для вас читают: Анар Нагылбаз, группа "DAYIRMAN", Еlshad Hose и многие другие.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев