Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь;
Взрывая, возмутишь ключи:
Питайся ими – и молчи!
Фёдор Тютчев
Чтобы эффективно и убедительно использовать слово, мы должны знать, что мы делаем. Мы также обязаны знать, как действует речь человека на него самого и окружающий мир.
У каждого человека должны быть элементарные навыки владения речью и понимание законов языка. Без этих знаний человек вообще не может носить это громкое имя. Он уподобляется всего лишь кишечной трубке, издающей странные звуки.
Сейчас мы с вами вспомним правила построения речи и освоим азы науки образности. Кроме того, будем учиться слушать себя и людей.
Части речи
В любом языке существуют части речи. И у каждой из них есть свои функции.
Имя существительное и местоимение.
Это части речи, обозначающие предмет. С помощью имён существительных мы даём названия предметам и явлениям, которые существуют в окружающем мире.
Я, он, мы, трава, стол, окно, Солнце…
Глагол.
Если существительные обозначают объекты нашего мира – людей, места, предметы, явления – то глаголы описывают то, что делают существительные. Если бы не было глаголов, то у нас была бы беспорядочная куча вещей, и мир застыл бы. Но при помощи глаголов мир оживает. Появляется энергия, движение. Теперь наши объекты любят, ходят, смеются, разговаривают и делают еще много чего. Так появляется некий смысл.
Я открыл окно.
Солнце всходит.
Прилагательные и наречия, причастия и дееприча-стия.
Они придают объектам и совершаемым действиям различные качества. Это делает описание событий более богатым и полным.
Одно дело сказать или написать:
Лошадь бежала.
Но это будет звучать по-другому, если использовать прилагательные и наречия:
Молодой жеребец нёсся галопом по самому краю ов-рага. В каждом его движении чувствовалась огромная сила.
Предлог.
Часть речи, выражающая отношения между словами внутри предложения.
К, на, возле, в, за, под…
Как видите, не так уж много частей речи. А пра-вильное их использование позволяет сделать нашу речь осмысленной для других.
Мне часто по роду моей деятельности приходилось общаться с разными людьми, слышать разную речь. И я, может быть, как никто другой, понимаю всю важность правильного выражения своих мыслей.
Наука образности
Сейчас мы с вами будем постигать азы науки об-разности, будем вкладывать в слова, которые мы часто употребляем в своей речи, светлые позитивные чувства.
Возьмём для примера слово, которое мы употребляем повседневно - «ЗДРАВСТВУЙТЕ».
Запишите близкие ему или однокоренные слова.
Например:
Здравие
Здоровье
Поздравляю
Какие образы возникают у вас, когда вы слышите эти слова?
Не старайтесь придумывать. Обратитесь внутрь себя, к своему подсознанию. Образ должен обязательно вызывать чувства. Зафиксируйте их, чтобы в любой момент можно было вспомнить.
После этого отправляйтесь «в люди» и начинайте с ними здороваться. Только обязательно делайте это с теми светлыми чувствами и образами. Отметьте ре-зультат. Есть ли изменения?
А изменения обязательно будут, если вы искренне и добросовестно проделаете это упражнение.
В чём смысл этого упражнения?
Дело в том, что большинство людей произносят слова приветствия автоматически. Мало того, они при этом думают о своих каких-то проблемах. А мы с вами уже кое-что знаем о законах общения и передачи образов. При общении с человеком (а приветствие - это установка контакта) происходит передача чувств друг другу через слова. Вот и получается, что на словах я желаю этому человеку здравия, а на уровне подсознания идёт передача своих проблем. Спрашивается, как другой человек должен отреагиро-вать на такое послание? Ведь он воспринимает ин-формацию как на сознательном, так и на подсозна-тельном уровне.
Возьмём для примера ещё одно слово-действие – «БЛАГОДАРЮ».
Благодарю – это благо дарю.
Какие чувства и образы возникают у вас в ответ на это слово?
Теперь попробуйте поблагодарить кого-нибудь в жизни, используя эти образы. Вы обязательно должны мысленно послать человеку образ блага.
Если вы хотите, чтобы ваши слова приобрели силу, - необходимо, чтобы за каждым словом у вас был яркий и сильный образ. Получается, что в повседневной жизни нужно не просто общаться, а общаться с чувствами. Тогда и ваша жизнь изменится, и вы сможете оказывать влияние на других.
Поможет вам в этом одно простое действие.
Прояснение слова
Мой папа, Синельников Владимир Иванович, большой любитель словесности. Недавно вышел в свет замеча-тельный сборник его стихов и прозы «Алтайские и другие мотивы». Он с детства привил мне любовь к русскому языку. Научил меня работать со словарём. Не уставал поправлять меня, если я неправильно ставил ударение в каком-нибудь слове. Старался объяснить смысл непонятных мне слов. Особенно мне нравилось работать со словарём Владимира Ивановича Даля. У него на каждое слово несколько значений, да ещё и с примерами, поговорками, пословицами. Это давало возможность глубже понять смысл слова.
Только в последнее время, когда сам стал осознанно и трепетно относиться к словам, понял, насколько важную работу проделал В.И. Даль. Ведь такой подход к родному языку помогает создать наиболее яркие образы на каждое слово. Через эти образы слово оживает. Не зря словарь Даля называется «Словарь великорусского живого языка». Я хочу подчеркнуть – живого языка. Пока живёт язык – жив и народ.
Учёные заметили одну интересную особенность. Если человек при чтении текста пропускает непонятное слово, то у него появляются проблемы с дальнейшим усвоением материала. И для того, чтобы процесс обучения был эффективным, необходимо вернуться назад по тексту, отыскать непонятное слово и «прояснить» его значение.
Недавно один мой читатель прислал мне письмо.
«Я учился в запорожском медицинском институте, где обучаются также и иностранные студенты. На первых курсах иностранцы, как правило, отстают от наших по успеваемости - сказываются ещё трудности с языком. Потом выравниваются, а на старших курсах, как правило, опережают. Бытовало мнение, что, мол, они так стараются, потому что их на родине ждёт жестокая конкуренция. Может быть, это и влияет, но я думаю здесь важнее другое. Иностранцы с подготовительного отделения были приучены, да и просто вынуждены каждое непонятое слово прояснять в словаре. И это входило у них в привычку».
Упражнение «Прояснить слово»
Возьмите любой незнакомый текст и начните вдумчиво читать. Что значит «вдумчиво»? А это значит, что смысл каждого слова должен быть понятен вам. На каждое слово у вас должен быть образ. Если вам встретится непонятное слово, то остановитесь. Не спешите читать дальше. Проясните его. Откройте словарь и прочитайте несколько значений этого слова. Составьте десяток предложений с этим словом. Подберите синонимы и антонимы. И только после этого продолжайте читать дальше. Если вы пропустите непонятное слово, то потеряете смысловую связь. И чем больше таких непонятных слов будет вами пропу-щено, тем меньше вы поймёте из этого текста.
Я приучил своего пятилетнего сына Светозара про-яснять слова. Когда я читаю ему сказки, то он всегда спрашивает меня, если слышит незнакомое слово: «Папа, а что означает это слово?» Я стараюсь объ-яснить все значения этого слова. А если не знаю, то беру тут же словарь и читаю пояснения вместе с сыном.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев