…„СеРА” – "одно из простых, не разлагаемых веществ, плавкое и сильно горючее ископаемое вулканического происхождения. Является одним из компонентов пороха".Такое объяснение не я придумал, это я выискал где-то на бескрайних просторах интернета.Одним из образов корня "СЕ" является "для кого-то, в интересах кого-то или чего-то" (шосСЕ, киСЕт, СЕнат и т.д.). Получается, что образом всего слова будет "один из компонентов в чьих-то интересах", то есть "сеРА" применяется не в чистом виде, а только как компонент.
Почему-то я стал очень сильно сомневаться, что именно китайцы изобрели порох, тогда бы они назвали этот "компонент" как-нибудь по-своему, без русского "правильного" корня "РА".
"КупюРА" – "бумажный денежный знак"."КупюРА" – это всего лишь одна бумажка из всей денежной наличности страны. Образ корня "КУ" – "накопление для будущего использования" (акКУмулятор). Что такое "ПЮ" пока не знаю.В название "ненашенского" острова "СуматРА" – одного из многочисленных островов Индонезии – тоже как-то странно затесался русский корень "РА" с этим образом. Может совпадение?Ещё один образ – "многокомпонентность".В таких словах как "своРА", "фанеРА", "дРАже", "камасутРА", "клиентуРА" и "РАгу" "многокомпонентность" образа не требует какого-то специального разъяснения и доказательства.А вот слово "культуРА" стоит рассмотреть более подробно. "РА" – это "многокомпонентность", с этим не поспоришь, но вдаваться в подробности не буду. Что такое "ТУ" – пока не знаю, врать тоже не буду. Одним из образов корня "ЛЬ" является "окончание чего-то, некий итог" ("цеЛЬ", "шпиЛЬ", "эндшпиЛЬ", "ЛЬгота"), а образ корня "КУ", как вы уже знаете, "накопление для последующего использования".
Даже не зная пока образа корня "ТУ", можно уже почти точно сформулировать образ всего слова. "КультуРА" – это "совокупность итогов развития для последующего использования". А разве не так? Как бы кто бы, на каком бы языке не растолковывал это слово – он всё равно придёт к этому, русскому, лаконичному и точному определению. Предполагаю, что корень "ТУ" связан с некой устойчивостью ("Т" – "Твердо"), но какой именно, утверждать пока не берусь.А у Виталия Сундакова "культуРА" – это "культ РА"."ФлоРА" – "растительный мир".Чрезвычайно "многокомпонентное" понятие. Сотрудники Королевского ботанического сада в Эдинбурге представили доклад, в котором подсчитали точное количество видов растений, обнаруженных на Земле. На текущий момент их оказалось 390 900. Более "компонентным" словом после "Флоры" может быть только "Фауна".Ещё один очень интересный образ – "нечто выдающееся, но в противоположном направлении"."ШпоРА" – "металлически стержень с зубчатым или гладким колёсиком на конце, прикрепляемый к заднику сапога всадника и служащий для понуждения лошади; роговой заострённый вырост на ногах у некоторых птиц, преимущественно у самцов".Вот объясните мне, на кой чёрт такое страшное петушиное оружие, как "шпоРА", направлено назад, в сторону, противоположную от противника?"ШлёндРА" – "гулёна, кутила, бездельник; человек любящий погулять, выпить; плут, проныра"."ШлёндРА" без сомнения выдающаяся личность, но, как говорила моя бабушка, "не в ту сторону". Против этого очень трудно возразить. Образ "РА" стоит на правильном месте."РАк" – "покрытое панцирем пресноводное безпозвоночное животное с большими клешнями и с брюшком, называемым обычно шейкой, заканчивающимся веерообразным хвостом".В случае опасности "РАк" способен при помощи своего хвоста проплывать задом метра полтора. Бегство, но передом к противнику.Есть у меня и свои соображения насчёт "РАка" – тяжёлой и страшной болезни. Предполагаю, что "РАк" – это всего лишь страшилка для выкачивания огромного количества денег из населения. Фактически же этого самого "РАка" или нет вообще, или он очень легко лечится. Я склоняюсь ко второму варианту. Наводит на подозрение тот факт, что он в последнее время стал буквально повальным. С чего бы?В данном случае образ корня тоже вполне соответствует образу слова."КРАх" – "разорение, банкротство, полная неудача, провал"."КРАх", как полное разорение, несомненно является значительным событием в жизни любого человека, но не таким, о котором он мечтал, а прямо противоположным."ВРАч" – "специалист с высшим медицинским образованием, занимающийся лечебно-профилактической деятельностью".В Этимологическом словаре русского языка М.Р.Фасмера о происхождении этого слова сказано буквально следующее: "ст.славянское "врачь", болгарское "врач" – "колдун", сербохорватское "врач" – "прорицатель", словенское "vrač" – "врач". Эти слова производят от "врать" и "ворчать". В таком случае первоначальное значение "заклинатель, колдун".Если это действительно так, то тогда становится понятно, почему при постоянно возрастающей квалификации "вРАчей", при якобы развивающейся семимильными шагами медицине, количество болезней, как и смертность, почему-то всё время возрастает. А оказывается, что они просто банально врут, говорят одно, а на самом деле с человеком происходит совершенно другое.
А для чего они это делают? А для того, что бы фармацевтические компании могли продавать никому не нужные лекарства. Других вариантов я не вижу. Ну не для целенаправленного же убийства людей?
Не скажу конечно, что все "вРАчи" такие, но лично я уважаю только травматологов и хирургов, которые могут в случае травмы снова "собрать из молекул" и поставить на ноги человека. Натуропатов тоже уважаю – они лечат без лекарств. А остальные, извините, от слова "вРАть"…Слово "вРАть" долго объяснять не буду, тут всё ясно. "ВРАть" – это говорить одно, а делать другое. Есть хорошая русская пословица: "Где врут – там и прут". В точку!"КРАмола" – "в древнерусском праве смута, волнение, мятеж, любое преступление имеющее политический характер".Любая смута, мятеж или волнение для любого правителя, да, пожалуй, и всего государства в целом, являются значительным событием, даже можно сказать – выдающимся, но, по мнению самого правителя, а возможно, и большинства подданных, направленным совсем в противоположную сторону от направления развития государства или политики самого правителя. Совершенно правильно в этом слове расположился корень "РА".А Виталий Сундаков утверждает, что "кРАмола" – это "мола к РА". Ну, может, и так.Ну, а с такими словами, как "паРАдокс", "штРАф" и "тиРАн" вы теперь и сами разберётесь.Ещё один образ – "использование не по назначению, трудно использовать по назначению"."КонуРА" – "очень небольшое крытое строение, помещение".Чаще всего мы понимаем под этим слово собачью "Конуру", но и любое другое тесное помещение тоже называем "Конурой". С одной стороны помещение вроде есть, но больно уж трудно его использовать."РАб" – "человек, лишённый всех прав и средств производства и являющийся полной собственностью владельца, распоряжающегося его трудом и жизнью".Человек является свободным от рождения, он не может кому-то принадлежать и никто не вправе распоряжаться его трудом и жизнью, поэтому использование его в качестве "РАба" является "использованием его не по назначению". Будучи не "РАбом" он способен на гораздо большее.
Образ корня "Б" – "божественное", то есть образом слова будет "божественное, используемое не по назначению". К слову "РАбота" это не имеет никакого отношения, между ними нет никакой этимологической связи. Человек только тогда является свободным, когда он сам определяет и реализует своё предназначение. В остальных случаях он "РАб". Ну и как вы теперь думаете, много ли из ныне существующих люде является "неРАбами"?"МымРА" – "о женщине угрюмой, неразговорчивой, мрачной и скучной".Предполагаю, что в данном слове корень "РА" говорит о том, что женщина такой быть не должна, что это прямо противоположные качества, которыми она должна обладать, трудно с ней мужику. Ну как вот с такой жить?"КРАля" – "то же, что и красотка; женщина, за которой кто-нибудь ухаживает, любовница".Всё это конечно верно, но мне кажется образ "КРАли" заключается несколько в другом. Вот что я прочёл о ней на сайте https://модные-слова.рф: "..большинство мужчин представляют себе "КРАлю" в образе красивой и шикарной леди, которая со вкусом одета в дорогие шмотки, от неё пахнет нежными дорогими французскими духами. А на её лице видно пренебрежение ко всем снующим возле неё мужчинам, которые добиваются от неё благосклонности".
Мне тоже кажется, что образ "КРАли" заключается в её недоступности, невозможности "использовать по назначению". Про таких говорят: "Хороша Маша, да не наша". Образ корня "ЛЯ" в этом слове – "значительность", а образ корня "РА" – "невозможность использования", и наконец образ буквы "К" ("Како") – "объединение объёмов".
Получается, что "столь значительную личность трудно использовать объединившись с ней". Вот такая вот она получается, эта "КРАля", "сучка крашеная".Образ – "неконтролируемое"."РАж" – "ярость, неистовство, исступление, сильное волнение полученные во время какого-то экстремального действия".Вошедшего в "РАж" бывает очень трудно остановить, тут всё верно. Войти в "РАж" – это как раз и есть "выйти из-под контроля"."РАзмах" – "расстояние между крайними точками чего-нибудь распростёртого, расставленного, раскрытого или колеблющегося"."РАзмах" говорит о расстоянии, но не конкретизирует, не "контролирует" его величину."ЖРАть" – "есть жадно и много"."Неконтролируемое" поглощение пищи. Сюда же можно смело добавить слово "ОбжоРА"."ИгРА" – "занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования или тренировки".Во время "Игры" можно контролировать только свои действия, но действия своего противника ты контролировать не можешь, будь то шахматы, волейбол или даже какая-то тренировка в виде игры."БРАво" – "возглас, выражающий одобрение, восхищение".Данный возглас выкрикивает страстный, потерявший над собой контроль поклонник, под воздействием восхищения, нарушая общепринятую тишину в зале."АвантюРА" – "сомнительное дело, основанное на возможном, случайном стечении обстоятельств; проект, предпринимаемый без учёта реальных возможностей и обречённый на провал".Трудно что-либо ещё добавить к этому объяснению, и так понятно, что "АвантюРА" это очень трудно контролируемый процесс."ДиктатуРА" – "ничем не ограниченная государственная власть, опирающаяся не на закон, а на силу господствующего класса"."ДиктатуРА" господствующего класса не может контролироваться в полной мере даже формальным "Диктатором". Любая "диктатуРА" характеризуется прежде всего отсутствие порядка. В "диктаторском" государстве процессы развития не поддаются контролю. Увы, но корень "РА" говорит именно об этом.Да вам ли мне это объяснять, дорогие читатели?"УРа" – "Боевой клич войск при атаке, а также восклицание, выражающее воодушевление, восторженное одобрение".При исследовании этого слова пришлось перелопатить кучу всевозможных источников информации. Версий – тысяча и одна. В основном речь идёт о заимствовании из других языков или об этимологических преобразованиях. Михаил Задорнов говорил, что это "призыв к свету".Мне кажется, что здесь всё гораздо проще. На зря к этому слову я применил образ "неконтролируемого". Вот представьте себе психологическое состояние воина, идущего в атаку: и страшно, и жить хочется, и врага напугать хочется, и победить хочется, и не опозорится тоже хочется.
Вот и орёт он самое короткое и, по его мнению, страшное слово. Не контролирует он себя в этот момент, ему не до выбора "красного словца", тут бы только самому выжить, да врага уничтожить. Небось, заорёшь!Первой буквой в этом корне стоит "А" с образом "начало", а образом корня "У" является "зов, послание". Ну, теперь догадались? Образ слова "уРА" заключается в "начале неконтролируемого" или "призыв к неконтролируемому". Под образ "УРА" подходят такие простые и понятные расхожие выражения, как "ховайся, кто может" или "держите меня семеро".Очередной раз поражаюсь, до чего же точен русский язык. И лаконичен. Всего три буквы, а каков образ, сколько в нём всего сказано!РА – повреждение, нарушение целостности или порядка"РАна" – "повреждение тканей тела с нарушением целостности покровов".Это слово не требует особых разъяснений, как и "овРАг" с "цаРАпиной"."ТаРАн" – "древняя стенобитная машина, состоявшая из длинного бревна с металлической бараньей головой на конце; носовая часть военного корабля, обитая сталью, которою ударяют в неприятельский корабль с целью нанести пробоину; напористый, активный человек".Во всех трёх случаях "ТаРАн" используется для того, что бы нанести какие-то повреждения, даже если это касается человека, который стремиться чего-то добиться, пробивая своим напором стену непонимания или нежелания."КРАжа" – "тайное присвоение чужого, похищение, воровство".Несомненно, "кРАжа" – это нарушение целостности."ГРАбли" – "сельскохозяйственный ручной инструмент, применяемый для разбивания комьев уже разрыхлённой почвы, очистки от выкопанных корней сорных трав".Самое прямое предназначение "гРАблей" – это "повреждать и рушить".И наконец, последний образ корня "РА" – "предел, оконечность""КРАй" – "предельная линия, ограничивающая поверхность или протяжённость чего-либо".Образ корня соответствует образу слова."ГРАница" – "линия раздела между двумя владениями, областями".На "ГРАнице" "оканчиваются" владения обоих сопредельных владений. Сюда же можно отнести и "окРАину"."МеРА" – "единица измерения протяжённости или ёмкости; предел, "гРАница", "РАзмер". Это из "официальных" толкований этого слова. Я вполне с эти согласен.ГРАницы, габариты, ёмкость, вес или даже ответственность чего-либо или кого-либо огРАничиваются установленной для них мерой, то есть – имеют "предел". Есть такое выражение – "Знай меру"!На этом, наверное, и закончу эту статью. Сколько ни урезал, ни сокращал, а всё равно получилось много. Боюсь, что до конца дочитают не все.Владимир Головков***
Источник.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев