Подвесная люлька — как универсальный рукотворный механизм, обеспечивающий сбалансированную адаптацию младенца к гравитационным ритмам землиЕще до «наката» технической цивилизации русские, украинцы, белорусы, чуваши, башкиры, татары, горцы, коми, чукчи, ханты, манси, нганасане, долгане (Крайний Север), хакасы и монголы (Центральная Азия), египтяне, марокканцы, эфиопы (Африка), китайцы, вьетнамцы, корейцы, камбоджийцы (Юго-Восточная Азия) и все другие народы на земле воспитывали младенца в подвесной качающейся люльке.
Значит, пребывание ребенка в грудничковом периоде в подвесной качающейся люльке несет в себе некую неосознанную нами сообразную природе ребенка выработанную тысячелетиями культуру его вочеловечивания.
И как это ни парадоксально, наука данный прием культуры не только не изучила, но и, как и многое другое, что было в народной воспитательной педагогике, просто отвергла. А ведь истина здесь буквально лежит на поверхности.
Известно, что 9 месячный период внутриутробного развития ребенка по биологическому (генетическому) времени намного длиннее всей последующей жизни.
Именно за эти 9 месяцев из 2-х клеток оформляется готовый маленький человечек.
Весь этот этап проходит в жидкой среде, которая поддерживает процесс развития ребенка фактически в невесомости.
А теперь представьте: из невесомости ребенок вдруг попадает в среду огромного гравитационного давления, в том числе «тяжелых» (по перепадам давления) гравитационных ритмов.Вот почему для младенца, вышедшего из материнской утробы, характерны генерализованные, разлитые по телу напряжения, мышечная скованность и судорожность движений. И снимется она только при сонастройке телесных ритмов, в том числе произвольно-волевых с ритмами земными (гравитационными). Но для такой сонастройки требуется продолжительный период времени и рукотворная помощь.Подвесная люлька как раз и переводит вектор статического гравитационного давления в колебательно-волновой гравитационный ритм.
В процессе качания младенец в ритмическом режиме испытывает своеобразные моменты невесомости (когда люлька достигает максимальной высоты и как бы на миг «замирает») и моменты воздействия наиболее высоких гравитационных сил (когда люлька проходит через низшую к земле точку).
Следовательно, с помощью подвесной качающейся люльки вектор однонаправленного гравитационного пресса «разворачивается» в адаптационную к земным условиям гравитационную жизнетворную волну.Более того, оказалось, что вся человеческая жизнь — это иерархия взаимоподчиненных, взаимосинхронизированных (по кратности) алгоритмов: от сверхвысоких генетических ритмов до сверхнизких — осмысленных произвольно-волевых действий.
Подвесная люлька — это особая технология, абсолютно необходимая для постепенного эффективного нетравматичного вхождения и адаптации ребенка к гравитационной среде земли.В 80-е гг. XX столетия под нашим руководством на базе НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН был выполнен следующий эксперимент (Н.Ф. Казачкова). Одна группа матерей воспитывала младенцев в подвесной люльке, другая — в обычной кроватке.
При этом обнаружилось, что младенцы из первой группы лучше спали, меньше плакали, охотнее сосали материнскую грудь. У них быстрее стала расслабляться сжимающая тело гравитационно-мышечная напряженность, уменьшаться мышечная судорожность. Заметно меньше у них был выражен нистагм глаз. В итоге их глаза раньше стали фиксировать объекты, т. е. у них быстрее появлялся осмысленный взгляд.В среднем на 2–3 месяца раньше у них появилось гуление и первые членораздельные слова. Меньше у таких детей наблюдались скованность и страх. На 1,5–2 месяца раньше они вставали на ножки и начинали ходить. При развитии же целенаправленных ручных действий у них в меньшей степени проявлялась мышечная скованность (судорожность).
Оформленность внутреннего гравитационного ритма — это оформленность не только внутренних вегетативных ритмов, но и духовной стойки, оформленность их устойчивости к различным неблагоприятным факторам внешней среды.Положительное влияние подвесной люльки сказывалось практически на всех последующих этапах онтогенеза. Например, в последующем у таких детей меньше была внутренняя напряженность при письме. В итоге они меньше склонялись над тетрадью при письме (рис. 11).
Кроме того, у них был совершеннее почерк, рисунок и даже музыкальный слух. Свободнее и осмысленнее была речь. Меньше они испытывали страх. На более высоком уровне у таких детей была нервно-психическая устойчивость к стрессам.
— дети воспитывались в подвесной люльке;— дети воспитывались в напольной качалке, либо кроваткеРис. 11. Средняя зрительно-рабочая дистанция у учащихся 1–2 классов, которые воспитывались в подвесной люльке и без нее
Поэтому исчезновение подвесных люлек из воспитательного арсенала привело к ухудшению развития у детей телесно-координаторных способностей, разнообразных произвольномоторных функций, в том числе речевых и ручных. Привело к понижению функциональных возможностей базовых систем жизнеподдержания (сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечного тракта, выделения и др.) (рис. 12).
А — дети, воспитывавшиеся в подвесной люльке;Б — дети, воспитывавшиеся в напольной качалке, либо кроваткеРис. 12. Вариационное распределение кардиоинтервалов у учащихся 1–2 классов
В широком плане это обусловило понижение телеснофункционального и духовно-психического потенциала на уровне целого народа, что позволило по-новому взглянуть на величие народно-воспитательных культур, в том числе на особую развивающую роль русских качелей.Вышеизложенное дало нам основание усовершенствовать старинные подвесные люльки и совместно с известным мастером русских народных инструментов И.В. Москаленко запатентовать музыкальные люльки, издающие при качании мягкие ритмические звуки.
Для деток постарше разработаны и запатентованы люльки со специальным «спортивным» оборудованием. Необходимо подчеркнуть, что особое внимание именно такому воспитанию малышей уделяли Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины.
Значение колыбельной песниХристианская истина гласит: «В начале было Слово…». По отношению к новорожденному я утверждаю: «Вначале была колыбельная песня, спетая младенцу любящим материнским сердцем». И это не лирика. Самый продолжительный период по биогенетическому времени у человека проходит в утробе матери. Протекает же этот период в абсолютной защищенности от внешней сенсорно-неизвестной сигнализации — младенец погружен в охранительный родной материнский голос.Но при рождении на органы чувств ребенка обрушиваются качественно новые сенсорные раздражители. В этих условиях спасительно-охранительным «щитом» для нежной и ранимой души младенца остается родной, нежный, ласковый, а поэтому успокаивающий голос матери. Это и есть то, что мы называем колыбельной песней.Колыбельная песня — то первое слово, в котором выражена вся глубина материнской любви и духовной нежности. Это то «Слово», которое было у обожествленной материнской любви и с которого оформляется душа ребенка, начинается умиротворение от явления в этот мир.Колыбельная песня — это та духовная сила, которая вырывает младенца из «цепкой» хватки инстинктивного страха и возвышает его чувства в пространство «звучащей» охранительной материнской любви. Слово колыбельной песни — это единственное изреченное слово, которое в полной мере соединяет в себе дух образа и душу любви.Наши исследования показали, что среди тех детей, которым матери не пели колыбельных песен, страх и агрессия (в рисунках) встречались в 4 раза чаще по сравнению с теми, кто хоть изредка пел младенцу колыбельные песни (рис. 13). А ведь страх — один из самых сильных животных инстинктов, с которым «сцеплены» в нераздельной связке все остальные инстинкты. Воистину Творец — есть абсолютная любовь… к ребенку.
Рис. 13. Доминирование страхов и агрессии у детей, которым матери в младенчестве не пели колыбельных песен
Наши работы убедили, что без постоянного пения матерью колыбельных песен (желательно в ритме качания подвесной люльки) ребенок не сможет в должной мере вочеловечиваться в душевно-духовную, цельную, свободную от страхов и психокомплексов личность.
Сегодня колыбельные песни стали записывать на электронные носители хоть и профессиональным, но не материнским голосом. Ясно, что такие записи в первую очередь предназначены для будущих и настоящих матерей, но не для младенцев.
Безусловно, их можно использовать в детских дошкольных учреждениях, в том числе для сирот, а также детей, находящихся на воспитании в различных специализированных учреждениях и т. д. Младенцу, как воздух, как грудное материнское молоко, необходима колыбельная песня, озвучиваемая материнским сердцем.
Еще раз напомним: за 9 месяцев внутриутробной жизни ребенок глубоко запечатлел в памяти чувств единственно близкий и родной голос — голос матери. И только он и никакой другой голос может передать ребенку чувство любви, защищенности и счастья. Вот почему колыбельные песни должна петь только сама мама.Я часто слышу от молодых мам: как же я буду петь, если я не знаю ни слов, ни мелодии колыбельных песен? А это и есть последствия глубокого отчуждения матери от детей на этапе их раннего детства.
Поэтому мы с 1979 г. настойчиво рекомендуем в детских дошкольных учреждениях воспитывать девочек отдельно от мальчиков. Танки, пушки, машины, автоматы несовместимы с куклами и колыбельными песнями.
И только в детских дошкольных учреждениях настоятельно рекомендуем, чтобы девочки вместе с мамами, бабушками (если это возможно), с воспитателями своими руками изготавливали мягкие куклы, сами сочиняли колыбельные песни и регулярно их пели.В качестве примера приведем ниже колыбельные песни, сочиненные детьми вместе с мамами и бабушками в начале 1990-х гг. в детских садах г. Воскресенска. Автор убежден, что колыбельные песни, потешки, прибаутки, скороговорки и т. д. из народного фольклора должны звучать на языке народа, их сотворившего.Я/С № 39Баю-баю, баиньки,Спи, сыночек маленький.Пусть тебе приснится сон,Самым добрым будет он.Спи, мой мальчик маленький,Мой цветочек аленький.(М. Лапоногова, мама)Баю-бай, баю-бай,Моя кукла засыпай.Пусть моей красавицеЕе сны понравятся.Пусть приснится ей лиса,Ведь в лесу она краса.Пусть приснится зайка,Зайка — побегайка.Спи, усни, моё дитя,Черноглазая краса.(Р. Пчелкина, воспитатель)Ночь пришла,Ночь пришла,Все вокруг затихло.Звери спят, птицы спятВзрослые и дети.Все темно, все темно,Ничего не слышно.Ночь наступитНадо спать ложиться.Песенку пою,Баю- баюшки, баю.(Таня Хашинова, 6 лет)Д/С № 57Баю, баюшки, баю,Баю девочку мою,Баю сладенькую,И хорошенькую,Баю маленькую,Рас пригоженькую.Смотрит заинька в окно,На дворе давно темно,Спи мой сладенький, усни,Долгий сон к себе мани.Баю, баю, баю — байПоскорее засыпай.(Т. Седнева, воспитатель)Спи, усни мой голубок!На полях лежит снежок.Всю он травушку закрылИ цветочек завалил.Скоро солнышко взойдетИ все снова зацветет!Ты за зиму подрастешьИ гулять с мамой пойдешь.* * *Наступает ночка.Ты устала, дочка.Ножки бегали с утра,Глазкам спать давно пора.Ждет тебя кроватка.Спи, дочурка, сладко!Крепкий сон тебя возьми,Пусть во сне увидишь тыМаму, папу и цветы!(Н. Будылкина, воспитатель)Д/С № 31Баю — баюшки — баю,Баю, деточку мою.Спи, сыночек, засыпай,Мирно глазки закрывай.В колыбельку уложу,Складну песенку сложу.Складну песенку сложу,Дрему в гости приглашу.Дрема по дому брела,К колыбельке подошла.К колыбельке подошлаТихо песню завела.Баю — баюшки — баю,Не ложися на краю,А ложись ты в серединкуНа пуховую перинку.Баю — баюшки — баю,Баю деточку мою,Спи глазочек, спи другойСпи, сыночек, дорогой.(Г. Макеева, воспитатель)Баю, баю, бай,Спи, мой мальчик, засыпай.Спи скорей, усни дружок,Выйдет солнце на лужок.Будет ярко нам светить,Будут гнезда птицы вить.Много света и теплаПринесет во сне весна.* * *Ой, люлень, да люлень,По горам идет олень.На рогах он дрему носитВ каждый дом ее заносит.В люльку дрему он кладет,Тихо песенку поет.* * *Соловей поет в лесочке,Ай лю, лю, ей лю, лю.Пусть притихнут все листочки,Баюшки, баю.Спи, сынок, мой голубочек,Вырастешь большой.Вон на небе темном месяцСветит золотой.Устилает землю снегом,Словно серебром.Видишь: собралися сказкиЗа твоим окном.Вот и поезд дальний едет.В нем игрушки спят.И пекут ватрушки мамыДля своих ребят.Спи, сыночек, мой прекрасный,Баюшки, баю.Пусть приходит к тебе дремаВ колыбель твою.* * *Баю-баюшки, баю,Сыну песенку спою,Как мой милый будет спать,Буду я его качать.Ты, мой милый, дорогой,Быстро глазоньки закрой.А закроешь, сон придет,Свою сказку принесет.В ней и заинька живет.Он морковку там грызет.А лисичка любит петьИ на елочку глядеть.Вот уж ночка на дворе.Спит собачка в конуре.Спят и птички, и волчок.Ляг скорее на бочок.Баю-баюшки, баю,Сыну песенку спою.Как мой милый будет спать.Буду я его качать.(Д. Гавриш, воспитатель)Я\С № 5Баю-баю, баю-баю!Нашу дочку я качаю.Спи, девчушка, засыпай!Баю-баю, баю-бай!Спят игрушки и зверушки,И жучки и паучки.Тишина стоит кругом,Давай, доченька, уснем!(С. Тетеркина, воспитатель)Спят игрушки в уголке,Спят на полке сказки.И моя дочурка спит,Закрывайтесь глазки!Ты играла целый день.Ты устала очень.Поскорее засыпай,И спокойной ночи!Завтра будет новый день,Снова, как награда!Баю, баю, баю, бай,Спи моя отрада!* * *Баю, баю, баиньки,Прискакали заиньки.Песню запевали,Ванечку качали.Баю, баю, баиньки,Засыпай, наш маленький.Подрастешь немножко,Поскачешь по дорожке.(В.И. Скокова, зав. я/с № 5)Опыт убеждает: постоянное нежное общение девочек с рукотворными мягкими куклами, пение им колыбельных песен — это базовая ступень в привитии материнских чувств на так называемом экстрасенсорном этапе, т. е. на этапе преображения и одухотворения первичных чувств.
Дорого заплатят матери, преждевременно отлучившие детей от своей любви, от груди, от колыбельных песен и любвеобильных «словоизлияний».
И чем быстрее мы сегодня научим петь колыбельные песни 4—6-летних девочек, тем более доброе, любвеобильное материнство получим завтра.***
Из книги В.Ф. Базарного „Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса”.
Предыдущая часть "Материнское молоко и здоровье детей" здесь.Источник: ss69100.livejournal.com
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев