Ярославский двухэтажный троллейбус на монетах Новой Зеланди
Троллейбус был популярным городским транспортом
Некогда слово «индустриализация» было паролем в жизни многих тысяч людей. Для Ярославля индустриализация стала не просто «путеводной звездой», но и «краеугольным камнем», в корне поменявшим жизнь не только главного города региона, но и области в целом. В последующие годы, к примеру, много говорилось об искусственном каучуке, что позволило выпускать первые отечественные шины. Но мало кто вспоминал, что именно благодаря Ярославлю сформировалась современная система общественного транспорта в масштабах страны в целом. Эта заслуга (во многом несправедливо забытая) принадлежала возникшему еще в 1916 году Ярославскому автомобильному заводу (ныне «моторный»).
Ярославский грузовик. Один из первенцев советского автопрома
Когда вспоминают о выпускаемой им в 30-е годы продукции, то обычно в качестве примера приводят грузовые автомобили и самосвалы. Эта продукция была, вне всякого сомнения, важна, однако в глобальном смысле куда более значимыми были процессы, начатые с выпуска автобусов марки ЯА («Ярославский автобус»). Вторая модель ЯА в народе даже получила прозвище «Гигант». Поводом для этого была его исключительная длина – чуть более 11 метров. Разработанный на ярославском заводе образец шасси позволил на новом качественном уровне взглянуть на проблему перевозки людей и общественного транспорта.
Новая страница в истории ярославских автомобилестроителей началась тогда, когда стало ясно, что выпускавшиеся в Сокольниках троллейбусы марки ЛК («Лазарь Каганович») явно не могли решить транспортную проблему в крупных городах. И вот тут на выручку пришла пресловутая ярославская смекалка. Еще в 1935 году главный инженер ЯГАЗа В.Осепчуков заказал для своего предприятия два английских троллейбуса. По прибытии в Ярославль заморские машины были разобраны по винтику, досконально изучены, после чего началась работа над опытным отечественным образцом. Тот был готов к 1936 году, то есть как раз к моменту, когда на карте страны появилась Ярославская область.
Увидев модель троллейбуса в полную величину, нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе моментально принял решение: «Делайте на ярославском заводе». С этого момента и на протяжении многих лет вся страна снабжалась ярославскими троллейбусами. Тот же Орджоникидзе в 1936 году выслал на завод телеграмму: «Утверждаю график выпуска троллейбусов: август – 30, сентябрь – 45, октябрь – 50, ноябрь – 60, декабрь – 85». До начала войны в Ярославле было изготовлено 992 троллейбуса базовых моделей.
Были в этой эпопее и свои удивительные истории. Одна из них началась в 1937 году. Тогда Ярославский автомобильный завод пребывал в напряжении: только что арестовали директора предприятия В.А.Еленина. Его обвинили в том, что он якобы «пьянствовал, развратничал и разлагал других работников» (справедливости ради отметим, что для 1937 года обвинения не самые страшные). В итоге завод прожил без директора еще три года. И именно в этот весьма тревожный момент в Ярославль прибыл новый «британский гость» – двухэтажный троллейбус марки AEC 664T.
Вскоре все стало на свои места: столицы страны не справлялись с перевозками пассажиров, а потому было решено учесть опыт двухэтажных «экипажей», которые бороздили улицы Лондона. Не прошло и нескольких месяцев, как в Ярославле появился первый советский двухэтажный троллейбус. Он был запущен в производство под маркой ЯТБ-3. Несмотря на то что в отечественной «двухэтажке» были учтены все мелочи и недостатки британского собрата (появилась вторая дверь, корпус стал цельнометаллическим и т.д.) «номер третий» не прижился на улицах страны. Он был слишком высокий, а потому требовалось поднимать электрические линии. Кроме этого, в условиях снежных зим на обледенелых улицах его очень сильно раскачивало.
В канун войны ходившие по Москве десять ярославских «двухэтажек» было решено снять с маршрутов. Однако пустить их на металлолом не успели, они даже на несколько лет вышли на улицы столицы уже после победного 1945 года (тогда ощущалась острая нехватка пассажирского транспорта). К великому сожалению, не сохранилось ни одного образца ярославских троллейбусов. Хотя они оказались запечатлены в отечественном кинематографе (вспоминаем классического «Подкидыша» и современного «Шпиона») и в мировой культуре. Например, в 2011 году остров Ниуэ выпустил четыре серебряные монеты из серии «Городской транспорт СССР» номиналом два новозеландских доллара. На одной из монет изображен троллейбус ЯТБ-1.
Такие двухэтажные троллейбусы делались для Москвы в Ярославле
В довоенное время они были не редкость на столичных улицах
Первый раз Ярославия появилась на свет 28 февраля 1777 года, когда по приказу императрицы Екатерины II было создано Ярославское наместничество. Тот год был весьма памятным для наших земель: например, именно в 1777 году Рыбная Сл...
Статья автора «Даниловский краевед» в Дзене ✍: Наконец, представляем вашему вниманию десять самых загадочных названий деревень Северного Заволжья Ярославской области.
Статья автора «Даниловский краевед» в Дзене ✍: Сегодня в нашем итоговом рейтинге представлены десять самых странных названий деревень Ярославской области (ограничимся здесь только северной её частью).
Статья автора «Даниловский краевед» в Дзене ✍: В старой, допетровской Руси человек зачастую имел два имени, одно крестильное христианское, второе семейное, повседневное.
Нет комментариев