1991-2008
С 90-х годов произошло разделение некоторых маршрутов на работающие в будние дни и их укороченные версии, работающие по выходным и праздникам, но с иным номером от №39 и далее (1/45, 4/40, 5,23/41, 7/39, 16/47). Недолгое время на рубеже 90-х – 2000-х существовали «выходные» версии некоторых маршрутов с номерами 58 (8), 64 (4), 66 (16). Также работали 50 Мир-2 – пл. Вокзал и 51 Пашково – пл. Ленина (короткий 9-й). В период с 1991 и до середины 2000-х годов многократно менялись трассы около половины автобусных маршрутов, постоянно вводились новые и закрывались старые, некоторые успевали проработать полгода – год. Значительные изменения претерпела маршрутная сеть после открытия, строившегося около 15 лет, моста через Днепр на ул. Королёва, а также после расформирования в середине 90-х автостанции у Быховского рынка и перенос маршрутов на пл. Орджоникидзе, а затем и расформирование самой конечной на площади. Закрылась автостанция и у завода Кирова. Отправление всех пригородных маршрутов перенесено на Автовокзал, туда же перешла конечная части городских маршрутов с пл. Орджоникидзе, а также обеденные перерывы иных маршрутов.
К концу 1990-х постепенно начали уходить на покой автобусы ЛАЗ-695, ЛАЗ-4202, ЛиАЗ-677, им на смену поступали б/у Икарусы-280, как в городском, так и в пригородном исполнении. ЛиАЗ-677 были переведены на слабонагруженные маршруты (14, 32, 37 и др.). В 1997-99 годах в город в не большом количестве поступили первые отечественные автобусы МАЗ-103,-104,-104с. К началу 2000-х годов основу парка городских автобусов составляли Икарус-280, как поставок до 1991 года (большинство), так и б/у машины, а также Икарусы-260 (в значительно меньшем количестве, почти все поставок до 1991 года). Сложилась ситуация, при которой часть Икарус-280 отслуживших 15-20 лет дальше эксплуатировать было нельзя, и в 2001-2003 годах на замену наиболее изношенным машинам в Германии были закуплено два десятка б/у автобусов Mercedes-Benz O405G.
В 2004 году закончилась эра ЛиАЗ-677 в Могилёве, последний автобус бордового цвета работал на 32 маршруте.
В том же 2004 году в город поступил первый МАЗ-105, надпись на его борту гласила «Могилевчанам от Минчан» (по-белорусски), окрашен автобус в жёлтый цвет. В течении следующих 3-4 лет в город поступило более двух десятков автобусов этой модели. С 2006 года начались массовые поставки автобусов МАЗ-103, именно они и стали основной моделью АП-1 к настоящему времени, за несколько лет было поставлено более 60 автобусов. К концу 2007 года новые автобусы МАЗ почти полностью вытеснили с городских улиц Икарусы, а к лету 2008 года они были сняты с городских маршрутов, большая часть списана, некоторые работают на пригородных маршрутах. С конца 1990-х в городе возобновили работу маршрутные такси, все маршруты обслуживались частными фирмами, ПС на протяжении 1990-2000-х годов в основном состоял из Ford Transit, переделанных из грузовых микроавтобусов Mercedes, а также «Газелей», к 2000-м годам появились ПАЗ-3205, ПАЗ-4234, Радзимич А092 и другие. На данный момент действует около 35-40 маршрутов, в том числе и пригородные.
Наибольшее развитие троллейбусная сеть города достигла к 1997-99 годам. Количество маршрутов достигало 13-14, в 1996-97 были построены линии на Могилёвтрансмаш по улицам Гришина, Белинского, Крупской (около 7 км в однопутном исчислении) и на Переезд по ул. Первомайская (около 2,5 км). На конечной Переезд построена диспетчерская, на конечной Завод «Могилёвтрансмаш» строительство пункта начато и до сих пор не завершено. Чуть позже появилось кольцо ОблГаз на проспекте Шмидта. В дальнейшем маршруты только закрывались, объединялись или урезались. К середине 2000-х был сокращён до пл. Орджоникидзе, а затем закрыт 9 (до Переезда продлен 4), закрыты кольцевые 11 и 12 (ходили редко) и 14. Часто менял трассы 8 маршрут.
В середине 2000-х появились сокращённые версии 2,3,5 с индексом «К». 2к пл. Орджоникидзе – КП Зелёный Луг работал по часам пик, однако вскоре был закрыт. 3к и 5к идут от пл. Орджоникидзе и Вокзала соответственно, в межпиковое время большинство карточек 3 и 5 переходит на эти маршруты.
В 1990-е годы основу парка по прежнему составляли ЗИУ-682Б, В, Г. В 1993 году в Могилёве появились первые сочленённые троллейбусы – два Киев-11 производства Белремкоммунмаша. Один из них (№295) списан в 2004 году, второй примерно в тоже время укорочен и переделан в техпомощь, работает и в настоящее время. С 1995 года начали поступать Белорусские троллейбусы АКСМ-101, а уже в 1996 троллейбусы совершенно новой модели АКСМ-201. В течении 1990-первой половины 2000-х годов некоторые ЗИУ прошли КВР в новый кузов, часть в кузов АКСМ-101М, 5 машин в 2002 году стали АКСМ-201. В 2003-2004 годах в город поступили 7 Российских троллейбусов ЗИУ-682Г0А. В 2004 году, после списания Киев-11 город не остался без сочленённых машин, в депо поступил первый в городе низкопольный троллейбус АКСМ-333 с двумя тяговыми двигателями и современной информационной системой. На протяжении следующих 3 лет продолжались поставки АКСМ-20101, и постепенное списание ЗИУ, к 2005-2006 годам списаны все ЗИУ первых серий. Летом 2007 года в город пришли первые 5 низкопольных троллейбусов АКСМ-32102, все они были оборудованы информационными системами. Поставки троллейбусов этой модели продолжаются и по сей день, в скором времени они заменят все ЗИУ-682.
Комментарии 4