Случай на горе Крепость.
О горе Крепость, находящейся в балке Клевцовой, рядом с моим родным хутором в Карачаево-Черкессии известно многим. Крепость является историческим памятником и находится под охраной государства. В народе распространено о ней много легенд и слухов. Некоторые слухи вообще похожи на сказку, но в каждой сказке есть доля правды. Например, в пору моего детства лесником в хуторском охотничьем угодье был дядя Миша Проценко. Это был удивительный человек. Он умел подтрунивать детвору, находил с ней общий язык и главное, его трудно было понять, когда он шутил, а когда говорил правду. Прищурит глаза, изобразит на лице лукавую улыбку и начнёт травить нам всякие интересные истории, только уши подставляй.
Как то рассказывал, что с горы Крепость в балку Клевцова идёт длинный подземный ход, по которому древние адыги могли передвигаться и скрываться от неприятеля, а потом внезапно нападать на него с тыла.
- Из небольшой пещеры на горе Крепость метра четыре по верёвке надо спуститься вниз, а дальше идти по вырубленным в скальной породе ступенькам. В этом подземелье осталось много холодного оружия и даже хранится клад с драгоценностями древних адыгов, - травил дядя Миша очередную байку.
Он говорил, что кто-то из стариков хутора Ново- Исправненский в свою молодость спускался вниз и ему в награду достался хорошо сохранившийся меч черкесов. Нашёл он там и несколько золотых монет.
Наслушавшись рассказов от дяди Миши, несколько раз с друзьями предпринимали попытки отыскать вход в подземелье. Нашли полуразваленную пещеру в том месте, где находилась древняя каменная кладка, но подземного хода в ней не нашли. По исследованиям историков и археологов крепостная кладка из скальной породы горы Крепость датирована XVIII веком и построена как сторожевое укрепление адыгов, для использования от набегов неприятелей-кочевников. В настоящее время эта историческая кладка полностью разрушена. Её по крупицам разобрали «копатели – искатели» древних кладов, которые были в эпоху СССР и которых очень много развелось в наше капиталистическое время. Интересный и загадочный факт, в подтверждение рассказов дяди Миши Проценко. Когда на ровной площадке - «пятачке» скалы Крепость начинаешь стучать ногой или камнем, то внизу раздаётся звук эха, подтверждающий легенды о подземном ходе, и что там, в глубине скалы есть пустота. С вершины горы Крепость отличный обзор прилегающей территории хутора. В детстве и юности раз десять поднимался с друзьями и одноклассниками на вершину горы Крепость. За Крепостью, склон горы зарос лесом, в котором много ландышей и черемши. На горной вершине, находятся богатые разнотравьем луга. К ним ведёт старая заброшенная дорога, по которой при колхозе-миллионере имени Ганюты поднимались наверх и заготавливали сено для колхозного скота. Весной на этих лугах цветут дикие тюльпаны жёлтого цвета с коричневыми крапинками. Несколько раз ходили их рвать с одноклассниками. А у подножия легендарной горы я вообще был несчетное количество раз. Метров семьсот от неё у родителей был сенокосный пай. В то время, когда у нас была Бурёнка, всей семьёй заготавливали там сено. А вот если идти на Крепость от самого хутора, то в общей сложности будет километров пять ходу или около этого. Причём всё время надо подниматься в гору. Путь этот не для слабаков, потому что совсем не из лёгких. Рядом с Крепостью находится холм «Седло», который издали действительно напоминает седло лошади, только приличных размеров. Не меньше пяти метров в длину. Окрестный лес, у подножия горы богат красивыми берёзками, дубами, калиной, орешником, боярышником, бузиной, дикими грушами, кислицами -( дикими мелкими яблоками) и кустами шиповника, разросшимся по соседним холмам. Молодые, прямые побеги фундука в хуторе использовали для держаков хозяйственного инвентаря (вил, грабель, тяпок, лопат, мётел).
Кто увлекался рыбалкой, находил в зарослях орешника тонкие гибкие ветки для удочек. Если поросль из орешника с кривизной, её отрезали ножовкой, подыскивали прямую ветку по нужной толщине и с помощью алюминиевой трубки удлиняли удилище. Именно такой конструкции удочкой ловил в детстве форель, голавлей, усачей и мелкую рыбёшку в заливах Большого Зеленчука в окрестностях родного хутора. Последний раз на Крепости был с зятем Николаем. Это произошло весной, в первой половине апреля, на исходе второго тысячелетия. В то время старшая сестра Зинаида-Романовна жила с родителями на хуторе, а я часто приезжал к ним в гости из столицы Карачаево-Черкессии, города Черкесска. Последний поход на Крепость запомнился больше всего, потому что в тот раз не обошлось без приключений.
Николай Катиба, гражданский муж сестры был хозяйственным человеком. Он любил, чтобы во дворе было чисто, а для поддержания порядка и чистоты под рукой всегда должна находиться хорошая метла. Николай, давно имел желание обновить держаки домашнего хозяйственного инвентаря, которые скрипели, и прогибались от старости. Вот за ветками берёзы для мётел и держаками из орешника в тот раз и собрались сходить на Крепость. У подножия горы этого добра всегда хватало. К горе Крепость от нашего двора всего часа два-три хода. Всё время приходится идти в гору, а ведь ещё надо и с горы на хутор посмотреть, и держаков нарубить и гибких молодых веток берёзы для мётел, а потом всё это тащить на своём горбу вниз , к дому. Когда готовились к походу, взяли в рюкзак крестьянской еды и топор для работы. Я прихватил с собой ружьё-двухстволку шестнадцатого калибра. Мало ли что? А вдруг на дикого зверя нарвёмся. Николай предложил взять с собой бутылку водки. Сначала отказался от этой заманчивой идеи, но долго уговаривать меня не пришлось. Согласившись сразу поставил условие, что разопьём спиртное на самой вершине Крепости, откуда открываются просторы невиданной красы в сторону хутора Ново-Исправненский, аула Ильич, бывшего посёлка Плавни, урочища Башкирка и станиц с одной стороны Сторожевой, с другой окраины Исправной. С Крепости также хорошо видны кошары бывшего АКХ «Исправная», гора Кабачок, балки Клевцова и Тришкина.
Кто был на этой горе, тот знает, о какой невиданной красоте я пишу. Погода была солнечная. Уже чувствовался приход весны, но в тени холмов и косогоров, а также на самой вершине Крепости местами лежал подтаявший снег. Вышли в часов восемь утра, после завтрака. Прошли территорию разрушенной тракторной бригады, минули «Бобровский бугор» с хуторским кладбищем и двинулись в гору дальше. Всё шло хорошо до тех пор, пока Николай не вспомнил о том, что вместе с нами идёт бутылка водки. Впрочем, может он и вовсе не забывал об этом, только делал вид, что не думает о спиртном. На одном из привалов он ухватился за навязчивую идею и обратился с заманчивым предложением:
- Дим, давай попробуем содержимое бутылки. Вдруг пока дойдём до вершины Крепости, водка скиснет?
Я никак не отреагировал на шутку Николая и был непреклонен. Отменять свои условия не собирался, а поэтому вполне серьёзно ответил:
- В пьяном виде в горы не ходят, а вот с горы, можно и во хмелю, шатаясь до дома дойти.К родному дому ноги сами несут, даже если они заплетаются. Надо только правильно указать им маршрут движения, чтобы не свалиться в овраг.
Николай не отставал и продолжал клянчить. Психанув, с обидой сказал:
- Пей сам, если терпения нет, но я здесь пить с тобой не буду.
Николай только этого и дожидался. Он уселся на траву, открыл бутылку, налил себе полстакана «горючего», выпил и даже закусывать не стал. На подходе к Крепости от водки осталась лишь память в виде стеклянной бутылки. Вовремя перекуров, в несколько присестов, зять со знанием дела прикончил «Зелёного змия». Когда до горной вершины оставалось преодолеть пару косогоров, Николая стала водить из стороны в сторону неведомая сила. Возможно, сам Бахус насмехался над ним, или кто-то из его верных слуг. На последнем крутом подъеме он не удержался, упал и покатился с холма вниз. Пришлось спускаться, чтобы помочь ему подняться. Когда поднялись на холм, выяснилось, что Николай потерял топор. Потратили полчаса на поиски. Пропажу нашли, в том самом месте, где Николая ушатал, и уронил на землю хмельной дух.
От падения у Николая было расцарапанное лицо, и он вытирал его носовым платком.
- А вот сейчас бы для дезинфекции водка пригодилась. Хорошо ещё, что ты на лезвие топора не напоролся, а то бы весь наш поход очень дорого обошёлся, - с упрёком сказал я.
Николай молчал. В оправдание ему сказать было нечего. Перекурив решили идти дальше. Не останавливаться же перед самым финишем на пути к цели. На Крепость поднялись без приключений. Под воздействием пота из Николая потихоньку выходил хмельной дух. На вершине Крепости, где местами лежал подтаявший снег, увидели следы зверя. Даже сквозь проталины не трудно было догадаться, что их оставили лапы зайца. Из-за отсутствия опыта и охотничьего инстинкта, решили, что след давний и зайца на Крепости нет.
-«А что ему, рядом с пропастью делать?» - рассуждали мы.
Я поставил ствол к дереву и стал любоваться видом своего родного хутора. Обзор с вершины горы был отличным. Николай первый раз был на Крепости и пошёл за скалу, где был тупик, а склон Крепости переходил в обрыв. Как выяснилось позже, туда вели следы затаившегося зверя.
Я был в трёх метрах от своего ружья, когда за спиной раздался сильный треск и испуганный крик Николая:
- Хватай ружьё, здесь заяц.
Из тупика Крепости выскочил и не бежал, а летел перепуганный заяц Русак, который чуть не сшиб Николая, тот вовремя успел схватиться за молодое деревце бука. Испуганный зверь вихрем летел на меня. От неожиданности отпрянул в сторону, уступая дорогу зверю, потому что на такой скорости он мог сбить с ног и спустить меня с обрыва. Терять зайцу было нечего. Его прыжок был метра три длиной, и мы разминулись в полушаге друг от друга. Я за ружьём, а Русак подальше, от непрошенных гостей. Когда в моих руках оказалось ружьё, живая мишень была далеко от подножия Крепости, и длинные уши мелькали за очередным холмом. Стрелять было бесполезно. Как заяц за считанные секунды оказался внизу, до меня и сейчас непонятно. Подошёл Николай и с упрёком сказал:
-Эх, ты, охотник! Кто же на охоте ружьём деревья подпирает?
- Скажи ещё спасибо, что нас заяц в пропасть не спихнул. Первый раз такого перепуганного зверя вижу. Это он от твоих сивушных паров так испугался. Надо было вместе по следу идти. Зачем ты без меня в тупик Крепости сунулся? – в свою очередь упрекнул Николая.
- Ладно, Бог с ним, с зайцем. Мы сюда не на охоту пришли, а за держаками. А то может получиться, как в поговорке: « За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».
Без настроения спустились с горы, нарубили в зарослях фундука с десяток хороших держаков, нарезали для мётел хвороста из гибких ветвей берёзы и пошли обратной дорогой домой. По дороге смеялись над собой и обсуждали интересный случай свидания с зайцем на самой вершине Крепости. Решили дома никому об этом не рассказывать, чтоб не засмеяли. Сейчас часто вспоминаю этот эпизод своей жизни и даже рад бы был тому, чтобы над нами посмеялись родители и сестра. Но нет из них в этом мире никого, и никто уже не посмеётся. И самого Николая нет, он тоже умер.
Мне кажется, что сама приРОДа – мать посмеялась над нами в тот момент, защищая от смерти зайца. Особенно запомнились слова зятя Николая:
- Кто же на охоте стволы деревьев своим ружьём подпирает?
И действительно. Если ты не охотник, то и не стоит в гору с собой ружьё таскать. А на зайца у меня и вовсе обиды нет. Каждый имеет право защищать свою жизнь так, как умеет. Я даже благодарен зайцу за то, что с перепугу, в пропасть нас не спихнул, а то бы не дожил до этих дней и читатели не увидели строки этого рассказа.
Деметрос
Декабрь 2022 года.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 20
Очень благодарен Вам за Ваш замечательный рассказ.
Могу добавить только, что в конце учебки роту нашу по тревоге подняли на марш-бросок, кажется на 30 или 40 км в боевой снаряжении. А так все один в один. как бы тяжела не была служба в учебке, все равно остались теплые и приятные воспоминания об учебке.