Альфред Адлер, его индивидуальная психология и техника «История жизни»
Альфред Адлер, представитель психодинамического направления, создал собственную теорию развития личности, ввел термин «комплекс неполноценности», сформулировал типологию характеров в соответствие ведущей установкой, формирующей стиль жизни («стиль жизни» еще одно центральное понятие адлеровской теории).
Установки личности: управление, получение, избегание, созидание.
Управляющий стиль: извлечение максимальной выгоды, «мир создан для меня».
Получающий стиль: жизнь за счет других, приспособление, «беру от жизни то, что дается легко»
Избегающий тип: бегство от проблем и принятия решения, «как бы чего не случилось»
Социально-полезный тип: созидательный труд, социальный интерес, забота об окружающих, выработка решений и ответственность.
Это далеко не полный обзор индивидуальной психологии Адлера, теория описывает и другие ценные идеи, такие как «порядок рождения», «стремление к превосходству», «творческое Я».
В соответствие со своей теорией Альфред Адлер видел цель психотерапии в усилении социального интереса. Чтобы определить жизненный стиль, понять ведущие мотивы личности и способы, которыми они реализуются, применялись психобиографические и проективные техники.
Техника «История жизни» и «Раннее воспоминание».
Самое первое воспоминание, по мнению Адлера, непосредственно связано со стилем жизни, в нем заложен основной лейтмотив и сценарий пути человека.
Чтобы наиболее полно понять жизненный сценарий и личную мифологию клиента, Адлер предлагал выбрать самые важные события своей биографии и написать "Историю жизни". Эта проективная методика широко применяется в различных терапевтических подходах, имеет множество модификаций, используется в диагностических и терапевтических целях.
Например,
Возьмите лист бумаги, ручку или карандаш (можно работать в цвете), нарисуйте горизонтальную линию - это линия Вашей жизни, и вертикальную линию - степень позитивного или негативного влияния события на Вас. Отметьте настоящее время на линии времени, где Вы ощущаете себя сейчас.
Вспоминая событие, находите ему место на графике и давайте обозначение, чтобы Вы потом могли его определить.
В этой практике можно следать много ценных наблюдений: каких событий окажется больше, насколько они эмоционально заряжены, есть ли взаимосвязи между какими-то событиями, как эти события влияют друг на друга, есть ли общий сценарий у выбранных событий, какое чувство или состояние связано с каждым событием и т.д. Исследуя феноменологию индивидуального жизненного пути и его интерпретацию человеком, Вы можете так же обратить внимение на своеобразные вербальные конструкты и образы, которыми описывается событие.
Можно совмещать это упражнение с метафорическими картами (колоды Habitat или Cope), прошу выбрать те изображения, которые полнее отражают само событие или внутреннее состояние в этом событие. Далее подойдут все возможные способы работы с метафорическими картами, для достижения той цели, которую изначально видел А.Адлер, применяя технику "История жизни" - лучшее понимание себя.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев