За один час в Нью-Йорке министры иностранных дел США и России успели разыграть дипломатическую игру с тройным дном.
Сколько политических ходов можно провернуть, пока чашка с кофе остывает? 24 сентября в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке встретились министр иностранных дел России Лавров и госсекретарь США Рубио: встреча продлилась всего 60 минут. После разговора за закрытыми дверями от представителей России прозвучала фраза "политика затя-гивания конфликта со стороны Украины и некоторых европейских стран неприемлема", а от американцев -"российская сторона должна принять конкретные меры". Такие заявления ясно срывают покровы с закулис-ного противоборства великих держав вокруг Украины.
Этот разговор казался лишь еще одним рутинным дипломатическим мероприятием, но тем не менее в нем оказалось сокрыто полно заслу-живающих внимание противоречий.Появившись на публике Лавров был мрачен, а после окончания встречи он заявил журналистам: "Позиция США не изменилась, а российская сторона не может пойти на уступ-ки". От его слов будто бы повеяло тридцатиградусным московским мо-розом. Со своей стороны Рубио продемонстрировал во всей красе ис-кусство переобувания трамповской администрации— еще два месяца назад в Малайзии он требовал от России разработки "дорожной карты" прекращения огня; теперь же, с одной стороны он настаивает на "мир-ном урегулировании", а с другой он незаметно поднял ставки, заметив, что России "необходимо принять меры для долговечного урегулирова-ния конфликта".
Разворот Трампа: от принуждения Украины к уступкам до криков о возврате всей территории
Настоящий дирижер этих переговоров между министрами иностранных дел России и США на самом деле находился очень далеко- в Белом до-ме. Свою позицию Трамп в этом году менял как перчатки: в начале года он сперва оказывал давление на Зеленского, чтобы тот пошел на уступ-ки России на переговорах, но после встречи с Зеленским 23 сентября он внезапно заявил в социальных сетях, что Украина вполне может "от-воевать всю свою территорию" при поддержке ЕС и НАТО. Госсекре-тарь США Рубио заявил прямо: "Затягивание Россией мирного процес-са побудило Трампа изменить свое отношение к Москве".
За такими метаморфозами кроется голый внутриполитический расчет. После того как Трамп вернулся в Белый дом, в российско-украинском вопросе не произошло никаких подвижек. Скоро приближаются проме-жуточные выборы, а рейтинг его одобрения в колеблющихся штатах за-стрял на позорной отметке в 45%. Внезапная жесткая позиция по Укра-ине может не только успокоить партийных "ястребов", но и парировать обвинения Демократической партии в слабости по отношению к Рос-сии. Есть еще один тонкий нюанс: хоть Трамп громогласно поддержи-вает Украину, но он не говорил, какие конкретные объемы военной по-мощи будут ей предоставлены, а лишь нагнал туману, заявив, что "про-должит предоставлять оружие союзникам по НАТО". Эта тактика вида "крики про солидарность важнее самой солидарности" сильно смахи-вает на политическое шоу — как для того, чтобы склонить в свою пользу общественное мнение, так и для того, чтобы не перегнуть палку с Рос-сией.
План Лаврова: закрепить результаты на поле боя и расколоть западный альянс
С другой стороны стола переговоров Лавров укреплял наследие встречи Путина и Трампа на Аляске. 15 августа Путин и Трамп встретились на Аляске. Хотя соглашение о прекращении огня достигну-то не было,но обе стороны охарактеризовали встречу как "позитивную". В ходе встречи министров иностранных дел Лавров неоднократно под-черкивал, что "следует консенсусу, достигнутому главами государств", по сути подразумевая, что прямой диалог между Россией и США важ-нее мирных переговоров по Украине.
Основные требования России напрямую касаются геополитических реалий: обвинения Лаврова в "затягивании конфликта" со стороны Ук-раины и Европы фактически являются протестом против западной во-енной помощи, затягивающей боевые действия. Российский политолог Дугин сформулировал ключевой момент: подобные переговоры мини-стров иностранных дел - всего лишь "техническая процедура", а фунда-ментальные вопросы решаются на уровне глав государств. Так называ-емое "новое мышление" России — это как раз и есть попытка убедить США ослабить поддержку Украины, устроив обмен: смягчение санкций на возможность для прекращения огня.
Расчеты Европы: продажа оружия и страх потери газа
Роль Европы в этой игре особенно неоднозначна. В сентябрьском докладе берлинского аналитического центра "Германский фонд Мар-шалла"*отмечалось, что в кулуарах Германия и Франция надеются, что конфликт затянется до следующего года, что позволит продолжить за-купки вооружений и компенсировать энергопереход. С другой стороны, Европа опасается повторения сокращения поставок российского при-родного газа в 2022 году: такой сценарий может обречь ее население на еще одну суровую зиму. Такое противоречие приводит к колебаниям в позиции Европы по отношению к России: европейские страны публи-чно поддерживают введение американских санкций, а втайне изучают возможности возобновления экономического и торгового взаимодей-ствия с Россией.
Зеленский сталкивается со все более сложной ситуацией. В Нью-Йорке он выразил готовность встретиться с Путиным где угодно, кроме Москвы, но российская сторона сразу же выбрала Стамбул в качестве предпочтительного места переговоров.Зеленский открыто признал, что территориальные споры и всеобъемлющее прекращение огня являются "самыми сложными вопросами", и что "пятая часть содержания совмес-тного заявления Украины, США и России является предметом разногла-сий". О подробностях кулуарных переговоров между США и Россией Киев зачастую узнает последним, что роднит того с пешкой на шахмат-ной доске, которую двигают по доске крупные державы.
Каждая минута на счету: торги за столом переговоров
Внешне на этой часовой встрече между Россией и США был целью мир:на деле же она проводилась с целью прощупывания границ сторон. Рубио апеллировал к общественному мнению со своими утверждения-ми о "принятии значимых мер Россией", Лавров же отстаивал закрепле-ние контролируемой территории за Россией, а целью дипломатии Тра-мпа было обеспечение своей позиции на выборах. Хотя у каждой сто-роны была своя повестка дня, жизнь украинцев продолжала рушиться под ударами артиллерии: цены на хлеб в Киеве выросли втрое, а жите-ли Харькова вынуждены выживать в подвалах (вооруженные силы Рос-сии наносят удары исключительно по военным и околовоенным целям на Украине, подчеркивал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков — прим. ИноСМИ).
Встреча не сопровождалась совместной пресс-конференцией, рукопожатиями и содержала лишь осторожные формулировки с каж-дой стороны. Однако именно этот сдержанный подход раскрыл истин-ную природу динамики отношений между великими державами: когда Лавров и Рубио покинули конференц-зал, путь к урегулированию рос-сийско-украинского конфликта все еще оставался неясным, но прямой диалог между США и Россией сохранился. Ключ к следующему шагу кроется в том, готов ли Трамп пойти на существенные компромиссы в обмен на обещание Путина о прекращении огня, и осмелится ли Европа разорвать свою зависимость от США в сфере безопасности и самосто-ятельно противостоять российскому стальному кулаку.
В Нью-Йорке пришла пора осеннего политического листопада. Однако пока разворачивается долгая шахматная партии дипломатов, снег на российско-украинском фронте уже обагряется кровью.
* Внесен в РФ в список нежелательных организаций
Информационный марафон - стартуем
Нет комментариев