8
Утро выдалось сырым и прохладным. Каким, впрочем, еще может быть январское утро в центральной Англии? Мрачное свинцовое небо, дождевая взвесь в воздухе, пробирающие до костей порывы колкого ветра. Нет, это явно не погода для пеших прогулок.
Начиная с самого утра к воротам испытательного полигона компании MIRA Ltd., близ городка Нанитон (графство Уоркшир) подъезжали автомобили. И вот ко входу подкатил микроавтобус с лондонскими номерами и многозначительной наклейкой TV на боку. Теперь, похоже, все в сборе. Ровно 45 лет назад — 20 января 1971-го — на полигоне были запланированы киносъемки.
Уже совсем скоро компания Jaguar представит на рынке третью по счету версию сверхудачного спорткара E-type. Причем, впервые в истории бренда, «ешка» получит 12-цилиндровый мотор. Событие? Еще какое! До сих пор ведь V12 ставили лишь под капот экспериментальной модели XJ13. Собственно говоря, именно о ней и должны были снимать фильм.
***
История Jaguar XJ13 началась еще в начале 60-х. В декаду «Битлз», Вьетнамской войны и Культурной революции в Китае, британцы входили крадучись. С одной стороны E-type пользовался отменным спросом по обе стороны океана. С другой, Jaguar cars будучи хоть прибыльной, но небольшой по сути компанией, не располагала средствами для масштабного апгрейда модельного ряда. При этом устаревшие седаны Mark VII-IX явно не поспевали за требованиями времени. В столь непростых условиях, когда почти вся прибыль шла на разработку нового седана (им, к слову, в итоге станет очень удачная модель XJ6), англичане вдруг решили вспомнить про гонки.
Победный для Jaguar Ле-Ман 1951 года. О возвращении былой гоночной славы в компании всерьез задумались в начале 60-х
Впрочем, так ли уж и вдруг? В конце-концов «Ягуар» не раз выигрывал в Ле-Мане. Но в 60-х зрители сходили с ума от бескомпромиссных дуэлей гоночных «Феррари» и «Фордов», начисто позабыв про английские машины. Вполне логично, что руководство Jaguar приняло решение о возвращении в большие гонки. Вот только с реализацией проекта под кодовым именем XJ13, то есть экспериментальный «Ягуар» № 13, возникли известные сложности...
***
Пока телевизионщики выбирали подходящее место для съемок и налаживали аппаратуру, механики «Ягуара» колдовали над машиной. Повозиться было с чем. В конце концов приземистый хищник, выкрашенный в британский гоночный зеленый, больше трех лет пылился в ангаре. Так что специально для съемок XJ13 основательно помыли и почистили. Сменили масло, свечи, установили новые колеса. Не забыли и про давление в шинах. Все по уму.
Норман Дьюис готовится к тому самому заезду
Заводской испытатель Jaguar Норман Дьюис тоже был серьезен. Конечно, в погоне за красивым кадром ему предстоит сделать всего несколько кругов, да еще и на знакомом до последнего винтика автомобиле. Плевое дело для человека его способностей и таланта. И все равно многоопытный Норман, за плечами которого сотни сложнейших заездов, облачился в гоночный комбинезон, затянул шлем и всем своим видом излучал серьезность, сосредоточенность и профессионализм.
Поначалу все шло хорошо. Механики завели и прогрели мотор, а невысокий Дьюис с легкостью нырнул в тесный кокпит XJ13. Операторы приникли к видоискателям. Несколько мгновений и приземистая зеленая кошка с истошным ревом умчалась на трассу...
***
Работы продвигались неспешно. Планы разработки машины для Ле-Мана в «Ягуаре» обсуждали еще в начале 60-х, но только 3 июня 1965 года технический директор компании Роберт Найт подписал распоряжение о «разработке экспериментального гоночного автомобиля». Разумеется, речь шла о совершенно новой конструкции, не имеющей ничего общего с титулованными, но безнадежно устаревшими C- и D-тайпами.
Перспективный XJ13 задумывался как среднемоторный 12-цилиндровый автомобиль с легким и аэродинамически выверенным кузовом, несущим алюминиевым монококом и коробкой передач для лучшей развесовки установленной позади двигателя.
Сделано с помощью
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
5-литровый V12 является неотъемлемой частью силовой структуры шасси XJ13. На снимке хорошо видна установленная позади двигателя коробка передач
За мотор отвечал Клод Бейли, опытный инженер, уже создавший великолепные силовые агрегаты для гоночных и серийных «Ягуаров». По сути и новый 12-цилиндровый двигатель под кодовым именем XJ6, представлял собой две полностью алюминиевые рядные «шестерки», собранные в едином блоке (угол развала 60 градусов) и «нанизанные» на общий коленвал. Первые версии британского V12 оснащались горизонтальными карбюраторами фирмы SU. При рабочем объеме чуть меньше пяти литров он выдавал 450 л.с. Когда же систему питания заменили на механический впрыск фирмы Lucas, мощность сразу скакнула до 510 л.с. 5-ступенчатую механическую коробку передач заказали у немецкой ZF, схема подвески напоминала старый-добрый D-Type, разве что пружины пришли на смену торсионам, а поставщиком дисковых тормозов стала фирма Girling.
Кузовом занимался другой титулованный «ягуаровский» специалист — Малькольм Сейер. Авиационный инженер по образованию, он пришел в компанию на рубеже 50-х и сразу же вписал свое имя в историю, создав кузов гоночного C-типа — победителя Ле-Мана 1951 года. Перу маэстро Сейера принадлежат и гоночный D-type, и великолепный легковой E-type, который многие называют самым красивым автомобилем 20 века. Но, пожалуй, именно XJ13 — самая сложная и одновременно удачная работа Малькольма.
Малькольм Сейер, человек создавший кузова самых великих «Ягуаров» в истории. В том числе и XJ13
В отсутствии компьютерных технологий процесс поиска идеальной аэродинамической формы в то время был занятием долгим. Сначала Сейер изготовил масштабную модель и продувал ее в аэродинамической трубе. До поры собственной трубы в распоряжении «Ягуар» не было, но у Малькольма остались хорошие друзья в авиационной промышленности... И лишь затем Сейер приступил к постройке полномасштабного кузова, а позже не жалел времени на окончательную доработку автомобиля. Причем для финишной доводки аэродинамики находчивый инженер использовал... шерстяную пряжу.
Нет комментариев