Эти правила не входят в учебники парусных школ, и сегодня даже выпускники таких школ, ставшие капитанами по ускоренному курсу, в большинстве своём не знают их или ими пренебрегают. А жаль. Эти правила определяют очень многое, хотя и кажутся на первый взгляд весьма странными и спорными. Тем не менее, у «правильных» капитанов они выстраивают жизнь на яхтах и взаимоотношения внутри экипажей.
Кто есть кто на яхте
Подавляющее большинство парусных яхт представляют собой ограниченное пространство, на котором одновременно живут, работают и отдыхают члены команды. А это владелец яхты, капитан, боцман, рулевой и матросы, а также гости судовладельца, которые все, при отходе яхты от причала в плавание уже не могут сойти на берег и должны совместно обеспечить плавание и его безопасность.
Хочу отметить, что, как правило, судовладелец-хозяин парусной яхты является одновременно и ее капитаном, что совершенно необязательно для моторных яхт. Такова мировая практика. Исключения могут составлять яхты более 100-120 f. Капитан - это профессионал, который стартовал с матроса и поднялся по служебной лестнице, выучился всем премудростям, сдал необходимые экзамены и получил соответствующий диплом-сертификат. У капитана должны быть не только документы и опыт хождения на яхте - он должен знать и уметь все, что касается парусного яхтинга и еще чуть-чуть, чтобы научить этому команду, а при необходимости, и в одиночку справиться с управлением яхтой. Этот человек должен обладать определенным характером, многими навыками, а также силой Духа. Он должен быть достаточно жестким и умелым, чтобы завоевать авторитет и руководить командой. Это не каждому под силу… Капитан несет ответственность за жизнь людей и сохранность яхты, он же организует жизнь команды на борту, в том числе используя правила и традиции, о которых пойдёт речь ниже.
Если судовладелец и капитан не одно лицо, то есть некая этика их отношений, которая выражается простой формой: судовладелец подбирает себе капитана и нанимает его, оговаривая все условия найма в договоре. Хозяин яхты вправе уволить капитана, но нельзя делать этого, например, в море и когда яхта уже отошла от причала. Исключение составляют случаи невменяемости капитана, о чем делается запись в судовом журнале со свидетельством команды. Капитан, приступив к исполнению своих обязанностей, действует в интересах хозяина яхты и несет полную ответственность за обеспечение жизни команды и сохранность яхты, даже в присутствии судовладельца. Поэтому все, включая судовладельца, должны беспрекословно выполнять все указания капитана.
Хочу заметить, что на парусных яхтах есть только капитан и экипаж, который включает и гостей хозяина лодки - они на время своего пребывания тоже становятся членами команды и выполняют все необходимые работы. Ведь за их жизнь капитан также несет ответственность. Поручать что-то гостям или нет - это дело капитана, который согласовывает этот вопрос с судовладельцем. Вообще-то, между капитаном и хозяином яхты все оговаривается на берегу, и потом в их отношениях должны быть только учтивость, уважение и подчиненность в соответствии с судовой иерархией и ситуацией на переходе или на берегу. И оба должны принимать это как осознанную необходимость и благо.
Капитан не может приглашать гостей на яхту без разрешения судовладельца, а судовладелец должен заблаговременно ставить в известность капитана о прибывающих гостях, чтобы было организовано полное их обеспечение.
Каков капитан, таков ее внешний вид, таковы отношения на яхте и таков уровень безопасности. Позволим себе дать совет судовладельцам: тщательно подбирайте капитана и помните, что главной его обязанностью является ответственность за жизнь команды и яхты, а не способность угождать судовладельцу и идти на поводу его прихотей.
Порядок во всём
Капитаном раз и навсегда устанавливается на яхте определенный порядок во всем, и его все должны соблюдать. Основными его элементами являются: постоянное расположение всех вещей на своих строго определенных местах, чистота и порядок во всем и всегда, умение команды использовать все приборы и оборудование, которые имеются на яхте, включая радиостанцию и средства спасения. Кроме того, необходимо знать правила взаимоотношений как внутри команды, так и с окружающим миром, понимать команды и уметь выполнять их.
Мытье палубы и приборка помещений – это вообще на флоте «пунктик». Как-то ко мне в гости на яхту пришел мой старый друг – капитан большого военного корабля, и мы сели обедать. Вся команда за столом. Гость на почетном месте.
Тот день был не ходовой, и можно было немного употребить. Подали борщ и к нему водку с салом и луком. Произнесли несколько традиционных тостов. Потом гость спрашивает:
- Скажи капитан, а команда службу-то несет?
А у меня тогда в команде было несколько девочек из Белоруссии на практике:
- А что значит службу нести?
- Как, что значит службу нести? - Вот, встаете вы утром тихо, пока капитан еще спит, сделали туалетные процедуры и - за мытье палубы. А потом насухо ее, насухо… И только капитан поднялся, палуба должна блестеть, быть сухой и радовать его…
- А если дождь?
- Я же сказал: палуба должна блестеть и быть сухой!
Палуба и все трюмные помещения должны содержаться в чистоте, оставаться всегда опрятными и сухими, независимо от погоды и от того, где находится капитан. Ему, кстати, не рекомендуется покидать яхту, за исключением тех случаев, когда обеспечена надежная стоянка.
Раньше на парусном флоте было принято, что команда с утра купается или обливается на палубе забортной водой, а потом в одних трусах и тельниках моет и протирает насухо всю яхту. Это не просто стремление к чистоте, а еще и закалка, утренний туалет, поддержание бодрости и нормальных физиологических процессов в организме.
Обычно первыми на яхте поднимаются те, кто готовит завтрак, а потом все остальные по очереди, чтобы не создавать сутолоки и, осуществив туалетные мероприятия, можно приступать к работе. Не должно быть людей, просто сидящих в кокпите и любующихся работой других. Капитан может подняться первым или последним в зависимости от плана на день, но накануне вечером он должен каждому дать распоряжение на утро, чтобы попусту никто время не терял. После завтрака, как правило, яхта прибирается внутри. Дальше либо поднимают якоря, либо команда начинает лениться по плану, если день не ходовой.
Вообще, хорошим тоном является, когда капитан все растолкует команде перед тем, как ей предстоит что-то сделать, будь то швартовка, поворот «Овер штаг» или уборка яхты. У людей должно быть время, чтобы это все осмыслить и приготовиться.
Немного об одежде команды
Желательно, чтобы одежда у команды была однотипная, в нескольких комплектах: рабочая (для проведения ремонта и приборки), повседневная ходовая (на любую погоду) и парадная (для торжественных случаев). На яхте обязательно должен быть комплект одежды (лучше гидрокостюм) и маска с трубкой и шлангом для погружения в воду для осмотра подводной части яхты. Отдельно надо сказать об обуви: у каждого в команде должно быть по четыре пары: палубная, береговая, сапоги и обувь, в которой удобно прыгать за борт, ходить по дну и выходить из воды на берег. Все это элементы безопасности команды. По яхте нельзя ходить в «уличной» обуви или любой другой, которая может оставить следы на палубе в виде царапин или полос… Лучше иметь специальную яхтенную обувь – она удобна и практична. Вообще, пользуйтесь специальной яхтенной одеждой и обувью – они еще и красивы, практичны и долговечны, т.к. делаются из добротных материалов с контролем качества. А вот обувь – яхтенные ботинки, по традиции, носят на босу ногу…
Не разрешайте никому ходить босиком по палубе во время хода яхты, особенно под парусами, - это чревато травмами и неспособностью точно и быстро выполнить команду.
А вообще, яхтинг - это такое дело, где люди постоянно переодеваются, т.к. им то холодно, то жарко, то дождь, то солнце.
Швартуемся
Яхта и экипаж всегда должны выглядеть элегантно. Это первое впечатление о капитане и судовладельце, особенно при прибытии в чужую марину. Не забывайте нести под краспицей вымпел своего яхт-клуба, флаг национальной принадлежности команды, а также флаг страны пребывания. Швартуйтесь аккуратно и в меру быстро без ухарства, спокойно и без криков на всю марину, лучше общаться только жестами.
Если кто-то вышел на причал вам помочь, не отказывайтесь, но и не злоупотребляйте его временем: при первой возможности смените этого человека на своего матроса, который лучше знает ваши правила швартовки. Не торопитесь и поставьте яхту правильно, с учетом всех нюансов. Заведите столько швартовых и шпрингов, чтобы ни при каких условиях не помешать другим яхтам и не дергаться самим при непогоде. С кранцами не жадничайте и вешайте их там, где может оказаться отходящая или подходящая яхта. Поставьте трап и положите мат для вытирания ног. Только после этого капитан может идти заполнять СЖ (судовой журнал), а команда - заниматься обычными делами: запасается водой, протирает палубу и борта яхты, подключается к электросети, развешивает для просушки мокрую одежду (в местах подальше от причала). Когда все неотложные дела на яхте сделаны и указания команде даны, капитан должен отправиться в капитанарию и отметить своё прибытие, а также узнать о местных правилах.
Правая сторона
В российском флоте, как и на флотах всех стран мира, кроме португальского, признаётся превосходство правой стороны на корабле над левой. Правая сторона признается почетной стороной потому, что мыс Горн и Магелланов пролив впервые были обойдены с востока на запад, то есть правым бортом. Португальцы признают как почетную сторону левую, потому что их знаменитый мореплаватель Васко да Гама первым обогнул мыс Доброй Надежды, идя с востока на запад, то есть левым бортом. Если шканцы признаются как святое место, то правые шканцы считались святая святых. На кораблях, где строго соблюдались традиции, правые шканцы отводятся командиру и адмиралу, и никто не может находиться там иначе как по службе. На корабле правый трап - почетный трап. На берегу старший всегда справа от младшего. В силу этого же и другой морской обычай: идя с дамой, быть слева от нее, ибо даме всегда - почет и уважение.
Судовой Журнал (СЖ)
Особо скажем о Судовом Журнале. Ведите его всегда, на какой бы яхте и где бы вы ни были. Пишите достаточно подробно, чтобы можно было восстановить картину вашего перехода с точностью до минуты во времени и до десятка метров в пространстве. Указывайте все о погоде и состоянии воды, о положении других кораблей, их названия. СЖ - очень важный документ: он принимается судом и служит основой при разборе происшествий. В СЖ полезно делать разные отметки: кто стоял на руле, какие и с кем велись радио-переговоры, какие были отданы и получены команды. Кроме СЖ обязательно иметь комплект бумажных карт как часть «капитанского гардероба». Как бы далеко ни шагала техника и электроника, сегодня пока еще надо иметь комплект бумажных карт и прокладочный инструмент, компас и хороший бинокль, чтобы «не оказаться на мели посреди моря», когда у вас вдруг все перестало работать, т.к. «наиболее вероятно то, что наименее желательно». В СССР бытовала шутка: … (карты трудно было достать)… «На Соловки сходили?! А где карту то взяли? – А мы по пачке БЕЛОМОРА ходили!». Даже если на яхте ничего не будет работать, кроме мозгов капитана, и вы не будете паниковать, а помогать капитану, то вы дойдете до места.
Гости на яхте и в гостях на других яхтах
Когда вы заходите в марину, не кричите ни друг другу, ни знакомым на других яхтах - отсалютуйте маханием рук на их приветствие. Помните, что бежать по прибытии куда-то в гости можно только с разрешения своего капитана. Если вы пришли в гости на другую яхту, то подняться на ее борт можно только с разрешения ее капитана. Поднимаясь на борт, не забудьте снять обувь. Если к вам пришли в гости, а капитана нет и не у кого взять разрешение впустить гостей, не следует разговаривать с пришедшими через борт – сойдите на причал.
Никто, кроме судовладельца или капитана, не может ничего рассказывать о яхте, проводить по ней экскурсии, показывать маршрут и давать пояснения по режиму плавания. Вообще, принято, что все переговоры ведет судовладелец или капитан.
На яхте обычно устанавливается определенный распорядок дня и несение командой вахты. Не нарушайте распорядок и не опаздывайте к своей вахте. Выполняйте со старанием и удовольствием все команды капитана и вахтенного, и когда это войдет в привычку, вы поймете, что так легче жить.
Если вы не на своей яхте, в разговоре не следует излишне щеголять морской терминологией и постоянно травить байки о морских приключениях. Как говорится, будьте скромнее и люди к вам потянутся. Не следует устраивать на борту пьянок и шумных мероприятий с музыкой на весь яхт-клуб.
Использование гальюна – особый вопрос. Если на яхте он один, то только для капитана, судовладельца и женской части команды, причем на ходу яхты. Не рекомендуется использовать гальюн у причала, если он прокачной без танка. Во всех остальных случаях народ использует берег.
Когда на яхте гости, до их сведения доводят все правила поведения, вплоть до того, как справлять нужду, что делать с мусором, где курить, как быть с морской болезнью, где лежат средства спасения и как ими пользоваться. О курении вопрос особый. Если судовладелец или капитан не курят, то надо каждый раз спрашивать их разрешения закурить и следить при этом, куда ветер дует, чтобы никому не докучать. Находясь в гостях на другой яхте, не следует влезать в дела управление ею и давать различные советы, не следует также ставить в неудобное положение капитана и команду и уж тем более судовладельца. Выполняйте все просьбы, но не лезьте со своей инициативой. Если вы на воде, подходить к другой яхте ближе, чем на три ширины корпуса следует только с разрешения её капитана, как и становиться лагом к борту другой яхты или между яхтами к причалу.
Продолжительность вахты
Капитану и судовладельцу следует проявлять заботу о команде, которая в любых условиях выполняет все их указания независимо от погоды. Не нужно заставлять людей работать более чем 8-10 часов в день при продолжительности вахты 3-4 часа. Правда, в длительных крейсерских плаваниях сутками без остановки желательно иметь 4 вахты по 6 часов и помощника капитана. Капитан должен сделать таким образом, чтобы у каждого из команды было время и возможность остаться одному и отдохнуть, подумать, почитать, сделать записи в дневнике, чтобы никто не мешал.
Немного о самой яхте
Помимо того, что яхта должна быть всегда чистой и сухой, на ней все должно содержаться в исправном состоянии и в полном порядке. Фалы, тросы, шкоты и швартовы обязаны быть собраны в бухты и закреплены, паруса зачехлены, ничего лишнего не должно быть развешено на леера и гик. А если что и висит, то будучи закрепленным. Не допускайте биение фалов о мачту и скрипа швартовых и кранцев. На швартовые надевайте чехлы там, где они могут тереться и приходить в негодность. Пользуйтесь простыми и надежными узлами и при причаливании не стопорьте чужих концов. Для работы в штормовых условиях имейте на борту страховочные пояса с карабинами и специальные леера вдоль бортов, закрепленные на носу и в корме, чтобы при передвижении быть пристегнутым. Ходить желательно по наветренному борту.
А еще очень важно знать, что пользование водой на яхте – это целая культура. Здесь не принято открывать краны, как дома. Надо делать так, чтобы помпа включалась периодически, а не работала постоянно. Везде вода платная, это у нас она чистая и бесплатная… Обычно на яхте запас воды составляет 200л (это на 5 человек на 5-6 дней) и стоит 18-25 л-вый бойлер. Помыться всей команде можно только тогда, когда умеют мыться по яхтенному, а если нет, то максимум 2 человека, а то и один.
Ходить по палубе надо бесшумно, все надо делать плавно и аккуратно.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев