А я жила в доме 177, кв 52 по ул.Карла Маркса. Это была коммуналка на двух хозяев. Были постоянные скандалы с соседкой. Во дворе были кладовки, одна из них наша. Мы скакали по крышам гаражей и кладовок. Во дворе стояла карусель, 2 качели, песочница, потом кто-то из родителей поставил горку.
Учились мы в 40 школе, болели во второй городской за магазином Искусство и ели блины на Коммунаров или пельмени на Широком, ходили пешком по Советской мимо Рубина, Пингвина, Дружбы, Светланы и Чулка. В театр нас водили кукольный за 24-ой школой. Иногда к нам приводили двоюродную сестру, она училась на скрипке и пианино в музыкалке напротив Короленко. Прямо под нашими окнами был кинотеатр Колосс. За 10 копеек можно было кино посмотреть. Это был исключительно детский кинотеатр, но в нем я замечала лепнину от церкви, потом ее ободрали, мне было жаль.
Гуляли мы в Летнем саду. Соседка работала там контролёром и мы бесплатно крутились на Колокольчике и пили воду из фонтанчиков. На Центральной улице был ЦУМ - моя мечта. Я хотела стать продавцом, а потом директором этого дворца. В Центральной гостинице можно было раздобыть прибалтийскую косметику Дзинтарс. Помню медовый шампунь, он пах, тек и с виду был похож на мед, только по вкусу горький. Мы чертили метку на бутылочке, чтобы знать, что соседи не моются нашим шампунем.
ДК Металлург был для больших. Родители ходили в кино после 18ч в Дружбу или Россию. Папа говорил, что когда он ушел в армию - России ещё не было, пришел - уже стоит. А мама ходила с подружками туда, в ДК, на открытие, приезжали Полад Бульбуль-оглы, Анна Веске, София Ротару...
Под моими окнами выносили на продажу мороженое из 1-го Гастронома. В одном деревянном ящике помещалось 4 коробки мороженого. А в 1 коробке 20 мороженок. Папа сразу покупал коробку и вешал ее за окно. Мы получали 1 мороженку за вынос мусора, за 20 подтягиваний, за 5 кругов бега вокруг дома. А папа из окна считал. Окно общей треугольной кухни выходило во двор прямо на качели. На кухне стояла 1 плита на 4 конфорки, и готовить приходилось очень аккуратно, чтобы не дай бог не пролить ничего на половину соседки, 2 стола, 1 ванна, 1 раковина и наш холодильник. Туалет был тоже один на всех. А жило у нас 6 человек и у соседей 4. Пробирались по очереди в туалет и читали там газеты, благо было окно на кухню из туалета и можно было экономить свет.
Во дворе был продуктовый склад. Можно было видеть как привозили хлеб. Хлебный отдел был отдельно от всего магазина. Там лежали очень высоко пончики за 5 к. прямо на кассе, целый лоток с высокими бортами, булочки без дырки 4к, с дыркой - 5к, хлеб по 12к. И кто-то его снова толкал сзади, когда возьмёшь буханку спереди. И никаких пакетов, всё в кулечках и авоськах.Считаю очень экологично жили. А теперь пакет прямо подо всё хотят. Буханка скатывалась под горку, на нитке висели вилки-ложки и можно было проверить свежесть хлеба.
А алкогольный отдел с краю дома. Там и квас продавали из бочки. Вечерами мужики обнявшись пели песни на всю дорогу. И на чердаке мы тоже играли. Мне кажется, что там остались наши вещи, так хочется туда попасть и забрать их. Я помню защищала братьев от старшиков. Драки были меж дворов. Дом на дом. Но своих от чужих всегда защищали. Игрушки сразу во дворе показывали и играли по очереди.
В Темп мы ходили на тренировки. Папа нас водил в тренажерку. Там стоял бесплатный автомат с газировкой. И ещё там можно было помыться бесплатно в душе, ведь в квартире был титан, а горячей воды не было.
И телефонов домашних ни у кого не было. Все всех знали. Эту комнату в 16 кв метров получила моя прабабушка, работая в школе уборщицей. В 1989 г папа от Лифтремонта за Рубином получил квартиру у Горсовета и мы переехали. Я потом часто туда возвращалась поиграть с моими друзьями и в школу ходила к бывшим одноклассникам, ведь теперь я училась в 5 школе. Говорят, вся квартира теперь принадлежит одним хозяевам. Они сменили окна на пластик. Это на самом 5 этаже угловой подъезд.
Перед окнами стоит тоже пятиэтажный дом, там был магазин Ландыш с косметикой и гостиницей. По Красной стояли деревяшки до Аксиона. И по Карла Маркса тоже деревяшки. Там сейчас забор и все равно ничего нет. Зачем людей выселили? На углу ДК Ижмаш. Там видно было как шторы переливались розово-сиреневыми всполохами. Говорили, что там бальные танцы. Я смотрела на эти шторы в больших окнах и мечтала там танцевать. А подоконник у нас был широким, и я прямо там и танцевала.
Пол был из досок поперек комнаты и в щели можно было видеть что-то интересное. Мы с братом сочиняли, что там живёт домовой. У нас было 2 батареи и мама сушила на них одежду. Ночью эта одежда походила на ужастиков и мы с братом прятались под одеяло.
Днём под окнами проходили демонстрации в мае. Иногда несли покойников с открытыми гробами и орденами на подушке перед гробом. Мы видели покойника сверху. Папа говорил, что они ему подмигивают. Похоронный марш я до сих пор помню. Транспорта было мало так что процессия никуда не спешила.
Сам папа работал шофером на автобусе и за Колоссом был отстой у шоферов. Он мог автобус вообще во двор завести. Это был ЛиАЗ. Сейчас таких уж нет на рейсах.
На углу ещё ресторан Кама был, очень дорого и вкусно, но мы туда не ходили. У нас мама поваром работала в Спутнике. За Спутником был ЗАГС, где мои родители женились. У "Камы" рядом до сих пор есть парикмахерская. Меня с братьями стригли по спортивной стрижке по 10 копеек.
На остановке автобуса до сих пор есть Пирожковая. Какие там пирожки!!! Ниже детская молочная кухня, она работает и сейчас. Пожарка на Горького. Ночью неслась машина на пожар.
У нас на Костинке жили дед и бабушка, тетя и дядя. Так мы с Пирожковой садились на 41 автобус - и до конечной. Но, когда родительская суббота, то папа садил нас за поворотом у ДК. Так точно сидя приедешь. Вообще билет стоил 5 к. на автобус и троллейбус., 3к.на трамвай. Автобус - красный билет, троллейбус - сиреневый, а трамвай - зеленый. Билеты продавали шофера. Чтобы пассажиры папу не отвлекали от дороги, билеты продавала я. И ведь охота было в 3 часа ночи идти с ним? Пассажиры билет не брали, а деньги давали, говорили: "Возьми себе, девочка, на мороженое." Мороженое стоило 20к. Так у меня к вечеру хватало на 5 тортов. В автобусе утром надо было настроить компостер по шрифту, который давали в диспетчерской. Вечером помыть автобус большими вехотками и освободить полукруглые коричневые мусорки от билетов. К вечеру я уставала, но, думаю, стаж мне должны зачесть с 5 лет.
Сейчас не так все, как раньше. Все гораздо проще: в Гастрономе не надо по 3 часа стоять в очереди, разговоры были с глазу на глаз без телефонов, "чебурашки" не меняют на мороженое, колпачки от бутылок не кладут на рельсы трамваев, чтоб обмануть автомат с газировкой.
На углу была 57 почта, папа учил нас переходить дорогу на этом перекрестке. И тут же напротив был фотосалон, все наши фотки оттуда. У библиотеки Ленина всегда лежали гладиолусы, их приносили невесты в белых платьях с фатой; были газоны с низкими коваными заборчиками, стояли скамейки. Туда звали на свидания. А в банке напротив даже жили работники Центрального банка целыми семьями. В Детском мире нам купили младшего брата. Только мы со средним братом брюнеты, а младший русый, сперва даже рыжим был. Папа сказал, что в магазине закончилась черная краска и нам пришлось согласиться на такого, какого привезли на продажу, других нет.
А слово "дефицит "от мамы звучало очень таинственно.
Сейчас всё иначе, но проезжая мимо дома 177, я стараюсь увидеть наше окно, или хотя бы просто поздороваться с моим родным домом. Прабабушка говорила,что его построили на желтках, вот я и прилипла прочно, а трамваи иногда сходили с рельсов и пассажиры сами их толкали.
Может, преодоление трудностей у меня в крови...
© Гульнара Губаева https://vk.com/gubaevagulnara #Ижевск #старыйИжевск #история
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 24
Мимолётом невзначай
Вспомнится опять:
Три копейки — на трамвай,
На троллейбус — пять.
Нынче цены в небесах -
Не вернёшь назад;
Век жестокий на часах,
Я ему не рад...
(Поэт Илья Марков - Ижевск)
И да, я вам ничего плохого не написал, не стоит грубить и переходить в личности