Восьмого июня на встрече актива областного отделения партии "Единая Россия" с Дмитрием Медведевым свой вопрос задал и главный нижнеудинский "едросс". Анатолия Козловского крайне интересовала дополнительная линия электропередач в наш район, чтобы разрабатывать месторождение марганца. Как позже он признался в эфире одной из местных телекомпаний, выступить перед вторым лицом страны его подвигло то, что "никто не заикался про город Нижнеудинск. Я не выдержал, поднял руку, держал ее долго, пока Дмитрий Анатольевич не обратил на меня внимание…".
- На нашей территории проживает самый малочисленный народ - тофа. Это наша визитная карточка. Но переживаю я не из-за этого. Мне 65 лет, - кокетничал в микрофон перед молодым премьером Анатолий Козловский. - И я хочу дожить до того времени, когда наш район перестанет быть дефицитным… Для этого нужно очень мало. У нас разведано огромное количество марганца, но так получилось, что через Тулун на востоке проходит линия ЛЭП и через Тайшет на западе тоже проходит. А мы вот, в центре, оказались без электроэнергии. У нас ее недостаточное количество, ну просто очень огромный дефицит. Из-за этого у нас инвесторы приезжают, смотрят на все это… Нам надо войти в федеральную программу развития Сибири и Дальнего Востока. Вот в этом отношении, если мы будем обращаться, пожалуйста, помогите нам.
У нижнеудинцев после этой мизансцены возникла масса вопросов. А главный из них - почему этот широко известный в узких кругах любитель лобзаний решил блеснуть интеллектом и вдруг озвучить во всеуслышание тему электрических мощностей и добычи марганца? Ведь его должность начальника отдела по работе с молодежью и делам несовершеннолетних не предполагает знаний в этих сугубо технических областях. Впрочем, как и партийная. Последняя, кстати, в основном сводится к покупке конфет на партийные взносы. Да и скоморошествование в свободное от непосильного труда время отнюдь не способствует получению инженерных навыков.
Но где дети и конфеты, а где - марганец и электричество? Не пытайтесь найти логику там, где её нет вовсе. В большом сумасшедшем доме наличие логики становится синонимом героизма. Человеку, который никогда не понимал ни роли, ни задач, ни своего места, этого понять не дано.
А особо памятливые нижнеудинцы испытали нечто вроде дежа вю, узнав в речи Козловского отголоски голубой мечты Сергея Худоногова.
Голубая мечта
мэра Худоногова
История нижнеудинского марганца началась в давние годы, когда ЗАО "Саяны", позже переросшее в ООО "Геолог", нашло месторождение марганцевых руд на миллиарды долларов. "Николаевское месторождение марганцевых руд в Нижнеудинском районе относится к Присаянской марганцевой зоне, которая тянется вдоль Транссибирской магистрали от Тулуна до Тайшета. По предварительной оценке, запасы Николаевского месторождения составляют 2, 124 млн т, прогнозные - 3,8 млн.", - сообщало в 2003 году издание "Коммерсант.ру".
Неизвестно, как насчет миллиардов, но для Худоногова открытое месторождение стало Клондайком для всех его последующих выборов.
Ноги у "марганцовки" нижнеудинского мэра начали расти в 2005 году. Тогда Худоногов шел на выборы с главным козырем - разработкой марганца и строительством обогатительной фабрики. "А это дополнительные рабочие места, движение экономики и появление налогооблагаемой базы", - расписывал он в своих агитках. Тогда же он клятвенно пообещал, что это производство появится на территории района года через три-четыре, то есть в 2009 году. Однако прошел 2009, а обогатительная фабрика так и осталась идеей фикс и предвыборным блефом.
В 2010 году на очередных выборах Худоногов достал из рукава еще одну выигрышную карту - постройку горно-металлургического комбината.
- Предполагается, что на базе нового предприятия будут добывать железную руду и марганец, создадут ТЭЦ для переработки местных залежей угля. Также, благодаря реализации этого совместного российско-китайского проекта, на территории появится более 5 тысяч рабочих мест, - цитировала Худоногова телекомпания "Вести-Иркутск".
- В наших Центральных Саянах, в горах, лежит вся система Менделеева. А этот комбинат может потребить половину, - вещал в сентябре 2010 года Худоногов на Байкальском экономическом форуме деловым партнерам из КНР.
Но то ли китайские партнеры не поверили затеям кандидата из сибирской глубинки, то ли у Худоногова после очередных выборов пропал пыл, только пять тысяч нижнеудинцев так и не нашли себе работу на горно-металлургическом комбинате. В виду отсутствия такового.
А когда впереди замаячили выборы 2015 года, Худоногов опять сел на своего замыленного конька - нехватку мощностей для добычи ископаемых. На этот раз он притянул к любимому проекту губернатора Ерощенко, чью кандидатуру сам же усиленно проталкивал на выборах. Выступая на местном телевидении в его поддержку, Худоногов в частности сказал:
- Ерощенко собирается провести индустриализацию Иркутской области. К нам запланировано провести мощную линию электропередач 220 киловольт. Эта линия позволит разработать новое технологическое производство. Про эти горы мы говорим уже тридцать-сорок лет. А в этих горах лежит и железная руда, и тантал-ниобий, и кварциты. И вот при помощи этой электроэнергии все это будет развиваться и работать.
Столь радужные перспективы настолько окрылили и самого оратора, что, как говорится, Остапа понесло.
- Мы гордились в свое время нашей слюдфабрикой, ЗИЗКТ, - продолжил вещать для телевизионной аудитории Худоногов, - но это ушло в историю. Но у нас появится возможность развивать другие технологии. И, кстати, возрождение слюдяной фабрики тоже будет. Я недавно разговаривал с Николаем Васильевичем Собенниковым, который был в Москве. И получено добро, чтобы из Мамы возить слюду и тоже будет производиться. Поэтому планов громадье. И это не пафосные слова, это действительно есть.
И тут же после секундной паузы добавил:
- Но я-то это связываю с Сергеем Владимировичем Ерощенко…
Электрик
без электричества
Как известно, на губернаторских выборах прошел не Ерощенко. И, видимо, теперь у Худоногова есть все основания откреститься от озвученных планов. Нет Ерощенко - нет слюдяной фабрики. Нет Ерощенко - нет мощной линии электропередач. Да и упомянутый Собенников так нигде больше не проявлялся, так и не внеся лепту в осуществление "громадья планов" Худоногова.
Однако Козловский, больше ориентированный на незатейливые контакты с молодыми в силу своих должностных обязанностей, вдруг взял и всколыхнул тему мощностей. И ничего, что немолодой лицедей напрочь не разбирается в столь запутанном даже для специалистов вопросе.
На вопрос, сколько электроэнергии используется на нижнеудинской территории и каков ее предполагаемый дефицит, вразумительного ответа не даст никто. В первую очередь потому, что никто и никогда этим вопросом всерьез не занимался. А зачем заниматься темой, которая словно и создана для того, чтобы ею при случае было удобно спекулировать?
"Инвесторам необходимы электромощности!" - кричат направо и налево эти спекулянты, но провести анализ так никто и не удосужился.
Все знают, что в Нижнеудинске электрические мощности распределены между филиалом ОГУЭП "Облкоммунэнерго" "Нижнеудинские электрические сети", Нижнеудинским РЭС филиала ОАО "Иркутская электросетевая компания" "Западные электрические сети" и железной дорогой. Железная дорога - организация закрытая. По сути - государство в государстве. И количество киловатт, принадлежащих этой организации, - тайна, покрытая мраком. Ну а остальные электроснабжающие предприятия вроде бы не стонут от недостатка электричества.
В ближайшие годы реконструкция системы теплоснабжения в Нижнеудинске приведет к тому, что будут законсервированы шесть электрокотельных. После их закрытия высвободится порядка 15-17 мегаватт. В перспективе - отказ от работы электрокотельных школы №10 и ЦРБ. Это еще полтора - два мегаватта. Итого по городу высвободится около 19 тысяч киловатт. По району также наблюдается снижение потребления электроэнергии. Это связано с уменьшением населения. Многие деревни вымирают практически полностью, в других наблюдается снижение численности населения до сорока процентов. За последние годы в городе позакрывалось множество предприятий, а значит, освободилось далеко не мизерное количество мощностей. Та самая слюдяная фабрика, которую ради красного словца воскрешает Худоногов, имеет резерва ни много ни мало - 1,5 мегаватт. Чем не мощности? А ведь дипломированный электрик Худоногов должен знать это.
Хотя, как показало поствыборное время, обещания кандидата Худоногова можно либо вообще не принимать всерьез, либо уменьшать как минимум на девяносто процентов. Вместо возрожденной слюдяной фабрики электорат получил некое невнятное, но очень преданное власти печатное издание, выходящее под фабричным именем и ютящееся в заброшенных цехах мертвого предприятия. Очевидно, и с электричеством та же история.
Но как это понять не отягощенному ни техническими, ни экономическими знаниями Козловскому? А иначе бы он не попал бы на закате своей карьеры в подобный пердимонокль.
Комментарии 5