О позитивном влиянии классической музыки на эмоциональное, духовное и даже физическое развитие ребенка написано немало. Все знают, что слушать классическую музыку полезно и необходимо, но в этой статье я не буду повторять эти прописные, всем известные, истины. Думаю, вместо этого, интереснее будет поделиться с вами реальным опытом музыкотерапии, и рассказать о том разном, и таком непредсказуемом влиянии, которое оказывают произведения великих композиторов на ребенка.
Какую музыку слушать ребенку?
Наконец-то пригодилось мое музыкальное образование – при составлении подборки лучших классических произведений для каждодневного прослушивания вместе с сыном. Классическую музыку слушаем давно, еще с беременности. Произведения в список определяла, руководствуясь личными предпочтениями и основами музыкотерапии. По первому пункту в список попал Моцарт, Вивальди, Штраус, Шопен, и Бетховен, по второму: для улучшения сна: Шуман, Глюк и Чайковский. Итак, представляю вашему вниманию наш список классических музыкальных произведений.
Список классической музыки для каждодневного прослушивания
•Шопен «Мазурка», «Прелюдия ля-минор», «Прелюдия ми-минор», «Ноктюрн соль-минор», «Прелюдия №15 (Капли дождя)», «Колыбельная ре-бемоль мажор».
•Штраус «Увертюра к оперетте «Летучая мышь», «Императорский вальс», «Венский вальс», «Весенние голоса», «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса».
•Бетховен «Симфония №6», «Соната №8», «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».
•Вивальди «Времена года» (Мажорные части 1 и 3 «Весны», 1 и 2 «Лета», 3 часть «Осени»).
•Чайковский «Щелкунчик», «Детский альбом».
•Моцарт «Колыбельная», «Симфония №40», «Струнный квартет №22», «Волшебная флейта», «Симфония №4», практически все фортепианные сонаты и скрипичные концерты.
•Шуман «Вариации на тему Abegg», «Арабеска», «Симфония №3 ми-бемоль мажор (Рейнская)», «Грезы».
•Глюк «Мелодия для флейты», «Орфей и Эвридика».
В нашем списке довольно таки много произведений, естественно слушаем мы их не все за один раз. Выбираю произведения для прослушивания, руководствуясь настроением сына и желаемым эффектом, который хочу получить от прослушивания.
Когда и сколько слушать?
Существует несколько правил прослушивания музыки:
•Источник звучания музыки следует располагать на расстоянии не менее одного метра от ребенка;
•Звучание не должно превышать громкости разговорной речи;
•Наилучшая длительность прослушивания составляет 15-30 минут в количестве 1-2 раза в день;
•Колыбельные и спокойные песни рекомендуется прослушивать два-три раза в день в течение 5-10 минут после кормления, а песни в быстром темпе – за 5-10 минут до начала кормления;
Специалисты рекомендуют ограничивать прослушивание классической музыки до 15-30 минут 2 раза в день, но у нас не всегда получается придерживаться такого правила. Слушаем классику мы почти каждый день, в зависимости от настроения ребенка — выбираю для прослушивания разные произведения.
Включаю музыку фоново, тише разговорной речи, во время игр и занятий с малышом. Также, слушаем музыку во время еды. Внимательно слежу за поведением сына, если вижу, что музыка начинает ему надоедать, утомлять или раздражать – немедленно меняю композицию на более подходящую, или вообще прекращаю сеанс прослушивания. По длительности, это может занять 15 минут, а может и час, если сыну нравится и он в настроении, то почему бы и нет?
Воздействие классической музыки на ребенка
Изучением воздействия классической музыки на физический и психологический мир человека занимается целая наука музыкотерапия. С ее выводами сложно, да и не нужно спорить, но, откровенно говоря, не все произведения классиков оказывают на моего ребенка заявленное этой наукой влияние.
Думаю, все же, это влияние скорее индивидуальное и зависит от самого ребенка, его темперамента, а также настроения, в котором малыш приступает к прослушиванию музыки. Поэтому, музыкотерапия – музыкотерапией, но, скорее всего, каждой маме самостоятельно предстоит открыть как именно то или иное произведение классической музыки влияет на ее ребенка. Хочу отметить, что это очень занимательное, полезное и интересное занятие, как для мамы, так и малыша, так что – искренне рекомендую!
Как разные музыкальные произведения влияют на моего сына, я сегодня с вами с удовольствием поделюсь.
Была бы рада, если вы также смогли рассказать о своих наблюдениях влияния музыки на ваших малышей. Очень уж эта тема интересна!
Итак:
•Моцарт – сын может слушать часами, становится спокойным, умиротворенным, может сосредоточенно играться самостоятельно, не капризничает (включаю почти каждый день в качестве тонизирующей и успокаивающей музыки);
•Штраус и Шопен – оказывают бодрящее и стимулирующие влияние. Сыну очень нравятся марши и вальсы – становится очень игривым, веселым (включаю, когда вижу, что сын приуныл, когда у него плохое настроение, чтоб отвлечь, когда режутся зубки и пр.);
•Бетховен (практически, не слушаем, так как признает только «Лунную» и еще 2 сонаты, все остальные произведения не нравится, начинает капризничать);
•Шуман и Глюк – оказывают успокаивающее действие, но слушать произведения сын отказывается дольше 10 минут подряд (включаю очень не на долго, перед сном, во время кормления);
•Чайковский – оказывает бодрящее воздействие, особенно»Марш из балета «Щелкунчик», но тоже долго сын не воспринимает эту музыку (включаю на непродолжительное время перед прогулкой);
•Вивальди – поднимает настроение, слушаем только мажорные части его «Времен года» (включаю во время активных игр).
•Бах – не слушаем, не нравится категорически.
В заключение
После почти годичного прослушивания классической музыки с сыном могу сделать такой вывод: предпочтение в музыке у ребенка складывается в зависимости от его темперамента в целом и настроения в каждый конкретный момент прослушивания. Зная общее влияние тех или иных произведений на ребенка, можно подстраиваться под его настроение и постараться с помощью музыки «подправить» его самочувствие.
В качестве примера: так как ребенок у меня с активным темпераментом, то в целом, минорные и успокаивающие мотивы не вызывают у него большой любви, чего не скажешь про мажорные произведения, которые сын воспринимает на ура. Но слушаем мы разную музыку.
С практикой я поняла, какие произведения оказывают на малыша какое влияние, и теперь могу в нужный момент включить подходящее музыкальное произведение, и надеяться на получение ожидаемого эффекта (например, если вижу, что сын сильно перевозбужден, хочет играться и бегать, а ему уже время спать, то с помощью «Колыбельной» Моцарта мне удается его успокоить и настроить на сон).
Вот такие, выводы. Надеюсь, мой опыт окажется для вас полезным, и ваше совместное с ребенком прослушивание классической музыки принесет море новых отерытий, радости и удовольствия вам обоим!
В качестве справки — основы музыкотерапии.
Основы музыкотерапии
Для успокоения, снятия эмоционального напряжения.
Благоприятное влияние оказывают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Среди произведений классиков стоит отметить: Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны», Бетховен «Симфония №6» часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария».
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности.
Ритмичная, бодрящая музыка, отлично подходят различные марши. Произведения: Чайковский «Шестая симфония» часть 3, Марш из балета «Щелкунчик», Бетховен «Увертюра Эгмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия №2».
Для снятия головной боли.
Произведения: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия №1», Хачатурян «Сюита Маскарад», Бетховен «Фиделио».
От бессонницы, для спокойного и крепкого сна.
Предпочтительна музыка с медленным темпом и четким ритмом. Среди произведений классиков стоит отметить: Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия», Чайковский «Танец феи Драже», «Утро».
Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности.
Произведения: «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.
И, специально для мам:
Для улучшения лактации и чтоб малыш хорошо сосал грудь.
Произведения Баха, Моцарта, Шуберта, Чайковского и Вивальди, но в темпе аллегро или аллегро модерато. Среди произведений: Моцарт «Allegro Moderato», Шуберт «Музыкальный момент», Чайковский Вальс «Спящая красавица», Вивальди «Маленькая симфония» и «Времена года».
Приятного всем прослушивания и хорошего настроения! Жду ваших комментариев!
С уважением,
Марина Кручинская
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев