Даже самые маленькие ходят в школу одни. Их хвалят за неправильные
ответы. Они легко могут занять место учителя на уроке. Почему японские
дети настолько другие?
Учитель чертит на доске математическую
задачу и поворачивается к классу в ожидании. Через некоторое время один
из школьников поднимает руку. Преподаватель подходит к нему, заглядывает
в тетрадь и обводит решение в круг: все
выполнено правильно. Дальше происходит удивительное. Школьник встает и
направляется к следующему поднявшему руку однокласснику. Вместо учителя
он проверяет насколько правильно выполнено упражнение. «Если ты обучаешь
сам тому, чему научился, то запоминаешь девяносто процентов информации.
– говорит японский учитель Кунито Иту. – Если я буду стоять у доски и
говорить, то просто слушая они запомнят всего лишь сорок процентов. Куда
эффективнее, если они будут обсуждать все между собой и учить друг
друга».
Школьников просят работать в группах, а учителя
радуются, когда они приходят к разным ответам. Или к одинаковым ответам,
но разными путями. Потому что затем все вместе они обсуждают как у них
это получилось. Когда американский журналист попросил одного школьника
на переменке назвать свой любимый предмет, то услышал в ответ:
«Математика». Возможно поэтому половина Нобелевских лауреатов по физике –
японцы.
Не менее интересное начинает происходить после школы.
Даже самые маленькие – шести-семилетние малыши – уходят домой без
сопровождения, и никого это не удивляет. Японцы уже двадцать пять лет с
удовольствием смотрят реалити-шоу «Мое первое задание», в котором
трехлетние крохи отправляются выполнять какие-нибудь поручения – скажем,
купить хлеб. По дороге их снимает скрытая камера. Почему они не боятся
отпускать их одних? И почему их дети такие самостоятельные? Американский
культуролог Дуэйн Диксон говорит, что дело не столько в низком уровне
уличной преступности, сколько в групповой сплоченности: «Японские дети с
очень раннего возраста знают, что в случае необходимости они могут
обратиться за помощью к любому члену сообщества и им помогут».
Мысль о коллективной сплоченности и ответственности начинают прививать с
первого дня в школе. Дети по очереди убирают кабинеты, помогают в
столовой и моют туалеты — специального персонала для этих работ не
предусмотрено. Принцип «все в ответе за всё» распространяется и на
другие сферы жизни, в том числе на общественные пространства, включая
транспорт, который к тому же очень удобен и безопасен для пассажиров. По
словам Диксона, для человека из западного мира удивительно не то, что
многие маленькие японцы совершенно автономны и самостоятельны, а то,
насколько высок уровень доверия всех членов общества друг к другу.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2