, 8 июля – начало боев с деникинскими войсками в селениях Сурхохи и Экажево.
Июль – житель села Сурхахи Мандре Нальгиев девять дней и ночей один ведет неравный бой с отрядом деникинцев и заставляет врагов отступить.
Подвиг Нальгиева отражен в повести Багаудина Зязикова «9 дней из жизни героя».
М. Нальгиев.
Смерть преследовала Мандре, подобно зверю, по пятам которого идет охотник, однако он презирал ее. Видимо, и ей, смерти, надоело преследовать его, и, не добившись своего, она оставила его в покое. Месть врагу для Мандре была смыслом его жизни. Лето стояло жаркое. Дышать было трудно, он почти не спал. Второй день пошел, как Мандре сражается с деникинцами. Слышались частые выстрелы, которые раздавались из мечети. Это красные партизаны стреляли в деникинцев. Партизаны слышали каждый выстрел Мандре, и по его стрельбе они определяли, что он жив.
Вдруг партизан вспомнил событие, происшедшее с ним за месяц до войны в Сурхахах...
Мандре копает погреб под картошку. Рубашка на нем вся взмокла от пота. Уберем картофель с поля, и погреб уже будет готов, думал он про себя. Все хорошо, если сделано ко времени... Внезапно подошла к сыну Миэ. Облокотившись на свою трость, мать призадумалась.
- Нана, почему ты сегодня такая грустная? - спросил Мандре.
- Милый мой сынок, - отвечает Миэ, - я думаю, хоро шая могилка получилась бы для меня из твоего погреба!
- Да будь она неладна, - сказал он тогда рассерженно и, бросив лопату, вылез из погреба.
Погреб остался недокопанным. Слова матери расстроили Мандре. И после как сказала Миэ, так и вышло: этот недокопанный погреб стал ее могилой. Мандре только выровнял его и положил туда тело своей матери. Теперь, когда все это вновь вспомнилось, партизан расстроился... Вдруг он услышал гул аэроплана, который стал кружить над его домом и селом.
Мандре побежал в укрытие. Аэроплан продолжал кружить над его домом и мечетью. Настолько он низко пролетел над землей, что ему показалось - он сел в его дворе. В последующие дни он прилетал сюда еще несколько раз, и всегда делал круги над его домом. Однако ни сейчас, ни в другие дни враги не смогли заметить партизана.
В первый день войны Мандре переживал за соседей Богатыревых: Баталгирея и Татре Идиговичей, которые остались в Сурхахах, и он не знал об их дальнейшей судьбе. Не слышно было выстрела их ружей. «Что же с ними произошло? Живы ли сыновья Идига?» - переживал он. И решил узнать о них все. Ползком он пересек дворы соседей и добрался до дома брата. Не имея возможности стать на ноги, он ползком исследовал весь двор и дом. Наконец увидел лежащих убитыми Баталгирея и Татре и пополз к ним. Смахнув рукой мух, облепивших лица мертвых, он осторожно прикрыл им веки. Похоронить или где-то спрятать погибших Мандре не мог, так как опасался быть замеченным врагом.
Прикрыв тела мертвых братьев чем попало, он стал рассматривать двор. Он увидел множество трупов овец. Картина эта болью отозвалась в его сердце. Жажда мести усилилась.
Враг заметил Мандре. Залпы взметали пыль вокруг героя. Он быстро скрылся в лощине. Вслед гремели выстрелы дени-кинцев. Они были убеждены, что накрыли его и, осмелев, во весь рост направились к двору Татре. Партизан тщательно прицелился и спустил курок. Один из деникинцев, который шел впереди, схватился за грудь и упал, а остальные двое поспешили за развалины дома. Вторым выстрелом партизан достал последнего из убегавших. Но Мандре не был удовлетворен смертью двух деникинцев. Он решил за каждого убитого соседа отомстить десятерым деникинцам.
Укрытие, где он находился сейчас, Мандре считал надежным. Ни на секунду он не выпускал из своих рук ружье. Надо всегда быть наготове, думал он про себя. После смерти сыновей Идига сердце партизана ожесточилось еще больше. Ненависть к врагу росла в его душе. Во время боев в их селе деникинцы неоднократно пытались расправиться с Мандре. Капитан Забалуев присылал к нему своих представителей, требуя от него уйти из села. Однако партизан стоял на своем. А глава администрации села Удаев Хасбот не посмеет больше к нему явиться, он его предупредил. Теперь в третий раз пришли к нему представители белогвардейцев - два старика седобородые и с ними офицер. К Мандре обращается один из старцев:
- Мы пришли к тебе для твоей же пользы, - говорит он. - Нас прислал командир отряда капитан Забалуев. Он требует от тебя уйти из села. Не убивай больше людей, ты и так наделал много бед. Хотя они и деникинцы, но они же люди, ты их убил немало. Ты причинил много зла отряду, уйди, пока тебя просят.
Мандре от злости заскрежетал зубами. Потом, подумав, ответил им:
- Я не уйду из села, пока жив. Я в своем доме, в своем селе, в своей стране. Почему вы не упоминаете тех беззащитных людей, которых убили деникинцы, как они издевались над людьми, почему не упоминаете сожженное вами село Сурхахи, если вы хотите говорить правду, седобородые старики! Уйдите с моих глаз, бородачи, я не желаю вашей крови, были бы вы не ингушами, я бы по-другому с вами говорил...
Совсем недавно, в первые дни войны, имам села Абдурахман из Цечоевых, взошел на минарет мечети и произнес «солот». Там находились все уважаемые мужчины села. Они поклялись оказать сопротивление врагу. И они не нарушили свою клятву. «Пусть на голову изменившего клятве упадет платок женщины», - говорили все. Этот день был не обычный, это был момент испытания мужества и верности людей.
- С чем вы вернулись? - спросил капитан Забалуев, в упор глядя старикам в глаза. Они были из его отряда, спец ально отобранные представители для ведения переговоров с ингушами. Старики подробно рассказали капитану о своих переговорах с Мандре.
Старые собаки! - в ответ крикнул тот. - Мне не нужен такой результат! Если бы вы захотели, он покинул бы село. Вы опозорили меня перед Деникиным. Что я скажу генералу? - кричал капитан.
Старики стояли молча, опустив головы.
После этого вызвал к себе корнета Шапошникова и командира роты Сланцева и приказал им:
- Повесьте этих басурманов! Услышав его слова, старики побледнели.
- Не спешите! - стали просить капитана оба офицера. - Зачем убивать стариков? Они же нам помогают, и дальше понадобятся.
Тогда, как бы прощая стариков, Забалуев произнес:
- Уведите их, чтобы глаза мои не видели! Один черт, что партизаны, что эти!
Сердце Мандре не брали ни пуля, ни голод. Он был настоящим воином. Внутренне был готов отдать свою жизнь за советскую власть, добытую ценой большой крови.
Закончились боевые действия в Сурхахах. Мандре очень переживал за сожженное деникинцами село. Он был уверен, что Советская власть поможет им восстановить разрушенное село. Его надежды вскоре оправдались. Советская власть выдала по сто рублей за каждый разрушенный дом и по пять метров ткани на душу населения. В это трудное время это действительно была большая помощь для каждого односельчанина.
Построили новое село Сурхахи. Советская власть оказала помощь и жителям других сел. Не обошла вниманием и национальных героев Гражданской войны. Нальгиев Мандре в 1928 году был приглашен в Москву и провел там целых пять месяцев. В Кремле он встречался с руководителями советского государства. Выступал Мандре перед армией. Герой, который свободно владел русским языком, общался с бойцами. Мандре была вручена высокая награда - орден Красного Знамени. В те годы это была высшая награда государства.
«Союзкино» выпустил кинофильм, рассказывающий о подвигах Мандре, который в течение девяти дней мужественно сражался за свое село. Сейчас этот фильм находится в архиве Госфильмофонда.
Подвиг Мандре односельчанами не забыт до сих пор, он живет в их сердцах как пример для подражания. На счету героя 89 убитых им деникинцев. Ингуш, герой Гражданской войны Мандре Нальгиев вошел в историю своей республики как достойный сын своего народа.
С. Аушев, (Газета «Сердало»). Перевод с ингушского С. Шадиева.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4
ЦIера ала ва юкъе,
Оакхарашта ва юкъе,
Молха кIура ва юкъе,
Даша пхорчашта ва юкъе,
Хье цхьаькъа вар хьо,
Яхь йола, кIант гIалгIа,
Нальгиев Мандре!!
Мангало буц санна,
МоастагIий легабеш.
Михо миха санна,
МоастагIий са эгадеш.
Хье цхьаькъа вар хьо,
Дог майра турпал! –
Нальгиев Мандре!
Гийг юзае гIертараш.
Удача дийнахь,
Кхералуш вацар хьо,
Яхь йола кIант Мандре!
ЧIир лехаш вар хьо,
ТIехьашка ца воалаш,
ГIоазоте лаьттар хьо,
СурхотIара къонах, -
Нальгиев Мандре!
Аушев Сулам-Бек.
Газета «Сердало» № 55 (9822) 18 апреля 2007 года.