Рейтинг самых дорогих работ ныне живущих художников — это конструкция, говорящая о роли и месте художника в истории искусства куда меньше, чем о возрасте и крепости здоровьяПравила составления нашего рейтинга просты: во-первых, в расчет берутся только сделки с работами ныне живущих авторов; во-вторых, учитываются только публичные аукционные продажи; и в-третьих, соблюдается правило «один художник — одна работа» (если в рейтинге работ два рекорда принадлежат Джонсу, то остается только самая дорогая, а остальные в расчет не берутся). Ранжирование ведется в пересчете на доллары (по курсу на дату продажи).
1. ДЖЕФФ КУНС Собака из воздушных шаров (Оранжевая). 1994-2000. $58,4 млнДЖЕФФ КУНС Собака из воздушных шаров (Оранжевая). 1994–2000Нержавеющая сталь, цветное покрытие. 307,3 × 363,2 × 114,3
Christie’s. 12.11.2013. Лот 12
Оценка аукциона (эстимейт): $35–55 млн
Цена: $58,4 млн
Чем дольше наблюдаешь за аукционной карьерой Джеффа Кунса (1955), тем больше убеждаешься в том, что для поп-арта нет ничего невозможного. Можно восторгаться скульптурами Кунса в виде игрушек из воздушных шаров, а можно считать их кичем и безвкусицей — право ваше. Одного отрицать нельзя: инсталляции Джеффа Кунса стоят сумасшедших денег. Текущий рекорд составляет аж $58,4 млн. Столько заплатили за скульптуру из нержавеющей стали «Собака из воздушных шаров (Оранжевая)» на торгахChristie’s 12 ноября 2013 года. С этой продажей Джефф Кунс с большим отрывом взлетел на первую строчку рейтинга ныне живущих художников. Даже таким патриархам послевоенного искусства, как Герхард Рихтер и Джаспер Джонс, до результата Кунса не хватает «каких-то» $20–30 млн.Джефф Кунс начал свой путь к славе самого успешного в мире ныне живущего художника в далеком2007 году, когда его гигантская металлическая инсталляция «Подвесное сердечко» была куплена за$23,6 млн на торгах Sotheby's. Работу купила представляющая Кунса галерея Ларри Гагосяна (в прессе писали, что в интересах украинского миллиардера Виктора Пинчука). Галерея приобрела не просто инсталляцию, а, по сути, произведение ювелирного искусства. Пусть работа выполнена и не из золота (материалом послужила нержавеющая сталь) и размером она явно побольше обычного кулона (скульптура высотой 2,7 м весит 1 600 кг), но зато имеет сходное назначение. На производство композиции с сердцем, покрытым десятью слоями краски, было затрачено свыше шести с половиной тысяч часов. В итоге за эффектное «украшение» заплатили гигантские деньги.Дальше была продажа «Цветка из воздушного шарика» пурпурного цвета за £12,92 млн ($25,8 млн) на лондонских торгах Christie’s 30 июня 2008 года. Интересно, что семью годами ранее предыдущие владельцы «Цветка» приобрели работу за $1,1 млн. Несложно подсчитать, что за это время ее рыночная цена выросла почти в 25 раз.Спад на арт-рынке 2008–2009 годов дал скептикам повод позлословить о том, что мода на Кунса прошла. Но они ошиблись: вместе с арт-рынком возродился и интерес к работам Кунса. Преемник Энди Уорхола на троне короля поп-арта обновил свой персональный рекорд в ноябре 2012 года продажей на Christie’s разноцветной скульптуры «Тюльпаны» из той же серии «Торжество» за $33,7 млн с учетом комиссии. И как мы теперь видим, «Тюльпаны» были «цветочками» в прямом и переносном смысле. Последовавшая всего через год продажа оранжевой «Собаки из воздушных шаров» превзошла рекорд «Тюльпанов» почти на $25 млн! Вот это ягодки…Кстати, на создание скульптуры-рекордсменки Джеффа Кунса вдохновил Энди Уорхол. Подражая культовой серии Уорхола из пяти портретов Мэрилин Монро разных цветов, Кунс изваял в разных цветах пять скульптур «Собак из воздушных шаров». Оранжевая «Собака» была одной из первых в этой серии; в конце 1990-х ее приобрел авторитетный коллекционер Питер Брант. Остальные четыре «Собаки» других цветов также разошлись по уважаемым собраниям — Стива Коэна, Дакиса Иоанноу, Франсуа Пино и Эли Броуда.
2. ГЕРХАРД РИХТЕР Абстрактная картина. 1986. $46,3 млнГЕРХАРД РИХТЕР Абстрактная картина. 1986
Холст, масло. 300,5 × 250,5
Sotheby’s. 10.02.2015
Оценка аукциона (эстимейт): £14–20 млн
Цена: £30,4 млн ($46,3 млн)
Живой классик Герхард Рихтер (1932) занимает второе место в нашем рейтинге. Немецкий художник был лидером среди ныне живущих коллег, пока не грянул 58-миллионный рекорд Джеффа Кунса. Но вряд ли это обстоятельство может поколебать и без того железный авторитет Рихтера на арт-рынке. По итогам 2012-го годовой аукционный оборот немецкого художника уступает только аналогичным показателям Энди Уорхола и Пабло Пикассо.Долгие годы ничто не предвещало того успеха, который обрушился на Рихтера сейчас. Десятилетиями художник занимал скромное место на рынке современного искусства и нисколько не стремился к славе. Можно сказать, что слава настигла его сама. Отправной точкой многие считают покупку нью-йоркским музеем МоМА в 1995 году серии работ Рихтера «18 октября 1977». Американский музей заплатил $3 млн за 15 картин в серых тонах и вскоре задумался о проведении полноценной ретроспективы немецкого художника. Грандиозная выставка открылась шесть лет спустя, в 2001-м, и с тех пор интерес к творчеству Рихтера рос как на дрожжах. С 2004-го по 2008 год цены на его живопись выросли втрое. В 2010 году работы Рихтера принесли уже $76,9 млн, в 2011 году, по данным сайта Artnet, произведения Рихтера на аукционах в сумме заработали $200 млн, а в 2012-м (по данным Artprice) — $262,7 млн — больше, чем работы любого другого ныне живущего художника.В то время как, например, у Джаспера Джонса ошеломительный успех на торгах сопутствует в основном только ранним работам, для произведений Рихтера такое резкое разделение не характерно: спрос одинаково устойчив на вещи разных творческих периодов, каковых в карьере Рихтера было великое множество. За последние шестьдесят лет этот художник попробовал себя практически во всех традиционных живописных жанрах — портрете, пейзаже, марине, ню, натюрморте и, конечно, абстракции.История аукционных рекордов Рихтера началась с серии натюрмортов «Свечи». 27 фотореалистичных изображений свечей в начале 1980-х, в период их написания, стоили всего по 15 тысяч немецких марок ($5 800) за работу. Но «Свечи» все равно никто не купил на их первой выставке в галерее Макса Хецлера в Штутгарте. Тогда тема картин была названа старомодной; сегодня же «Свечи» считают работами на все времена. И стоят они миллионы долларов.В феврале 2008 года «Свеча», написанная в 1983 году, была неожиданно куплена за £7,97 млн ($16 млн). Этот персональный рекорд продержался три с половиной года. Затем в октябре 2011 года еще одна «Свеча» (1982) ушла с молотка на Christie’s уже за £10,46 млн ($16,48 млн). С этим рекордом Герхард Рихтер впервые вошел в тройку самых успешных ныне живущих художников, заняв свое место за Джаспером Джонсом и Джеффом Кунсом.Далее началось победное шествие «Абстрактных картин» Рихтера. Подобные произведения художник пишет в уникальной авторской технике: он наносит на светлый фон смесь простых красок, а затем с помощью длинного скребка размером с автомобильный бампер размазывает их по холсту. При этом получаются замысловатые цветовые переходы, пятна и полосы. Рассматривание поверхности его «Абстрактных картин» подобно раскопкам: на них следы разнообразных «фигур» проглядывают сквозь разрывы многочисленных красочных слоев.9 ноября 2011 года на аукционе современного и послевоенного искусства Sotheby’s масштабная«Абстрактная картина (849-3)» 1997 года ушла с молотка за $20,8 млн (£13,2 млн). А полгода спустя, 8 мая 2012 года на торгах послевоенного и современного искусства Christie’s в Нью-Йорке «Абстрактная картина (798-3)» 1993 года ушла за рекордные $21,8 млн (с учетом комиссии). Через пять месяцев — снова рекорд: «Абстрактная картина (809-4)» из коллекции рок-музыканта Эрика Клэптона 12 октября 2012 года на торгах Sotheby’s в Лондоне ушла с молотка за £21,3 млн ($34,2 млн). Барьер в 30 млн был взят Рихтером с такой легкостью, словно речь идет не о современной живописи, а о шедеврах, которым уже лет сто — не меньше. Хотя в случае с Рихтером похоже, что включение в пантеон «великих» произошло уже при жизни художника. Цены на работы немца продолжают расти.Следующий рекорд Рихтера принадлежал фотореалистической работе — пейзажу «Соборная площадь, Милан (Domplatz, Mailand)» 1968 года. Работа была продана за 37,1 млн на аукционе Sotheby’s 14 мая 2013 года. Вид красивейшей площади был написан немецким художником в 1968 году по заказу компании Siemens Electro, специально для миланского офиса компании. На момент своего написания это было самое большое фигуративное произведение Рихтера (размером почти три на три метра).Рекорд «Соборной площади» продержался почти два года, пока 10 февраля 2015-го его не перебила«Абстрактная картина» (1986): цена молотка достигла £30,389 млн ($46,3 млн). Выставленная на торги Sotheby’s «Абстрактная картина» размером 300,5 × 250,5 см — одна из первых масштабных работ Рихтера в его особой авторской технике соскребания слоев краски. В последний раз в 1999 году эта «Абстрактная картина» была куплена на аукционе за $607 тыс. (с этого года и вплоть до текущей продажи работа экспонировалась в Музее Людвига в Кёльне). На торгах 10 февраля 2015 года некий американский клиент аукционными шагами по £2 млн дошел до цены молотка в $46,3 млн. Т. е. с 1999 года работа выросла в цене более чем в 76 раз!
3. ЦУЙ ЖУЧЖО «Великие заснеженные горы». 2013. $39,577 млн.Цуй ЖУЧЖО Великие заснеженные горы. 2013
Бумага, тушь. 299,5 x 873
Poly Auction Hong Kong. 4.04.2016
Оценка аукциона (эстимейт): $19,3 – $25,8 млн.
Цена: $39,577 млн.Долгое время мы не слишком внимательно следили за развитием ситуации на китайском арт-рынке, не желая перегружать наших читателей излишним количеством информации о «не нашем» искусстве. За исключением диссидента Ай Вэйвэя, не столь даже дорогого, сколь резонансного художника, китайские авторы казались нам слишком многочисленными и далекими от нас, чтобы вникать в то, что у них там на рынке происходит. Но статистика, как говорится, дама серьезная, и уж если мы говорим о самых успешных ныне живущих авторах в мире, то без рассказа о выдающихся представителях контемпорари-арта Поднебесной все же не обойтись.Начнем с китайского художника Цуй Жучжо (Cui Ruzhuo). Художник родился в 1944 году в Пекине, с 1981 по 1996 год жил в США. После возвращения в Китай стал преподавать в Национальной Академии искусств. Цуй Жучжо переосмысливает традиционную китайскую манеру рисования тушью и создает огромные полотна-свитки, которые так любят преподносить в качестве подарков друг другу китайские бизнесмены и чиновники. На Западе о нем известно крайне мало, хотя, должно быть, многие помнят историю со свитком за $3,7 млн, который по ошибке выкинули, приняв за мусор, уборщики гонконгского отеля. Так вот — это был свиток именно Цуй Жучжо.Цуй Жучжо уже за 70, а рынок его работ процветает. Свыше 60 работ этого художника перешагнули планку в $1 млн. Впрочем, успех его произведения имеют пока только на китайских аукционах. Рекорды Цуй Жучжо действительно производят впечатление. Сначала его «Пейзаж в снегу» на торгах Poly Auction в Гонконге 7 апреля 2014 года достиг цены молотка в 184 миллиона гонконгских долларов ($23,7 млн США).Ровно через год, 6 апреля 2015-го, на специальном аукционе Poly Auction в Гонконге, посвященном исключительно работам Цуй Жучжо, серия «Великий снежный пейзаж горного Цзяннаня» (Цзяннань — историческая область в Китае, занимающая правый берег нижнего течения Янцзы) из восьми пейзажей тушью на бумаге достигла цены молотка 236 миллионов гонконгских долларов ($30,444 млн США).Год спустя история вновь повторилась: на соло-аукционе Цуй Жучжо, проводившемся Poly Auctions в Гонконге 4 апреля 2016 года полиптих из шести частей «Великие заснеженные горы» 2013 года достиг цены молотка (с учетом комиссии аукционного дома) 306 миллионов гонконгских долларов ($39,577 млн США). Пока что это абсолютный рекорд среди азиатских ныне живущих художников.Как полагает арт-дилер Джонсон Чан, уже 30 лет работающий с китайским современным искусством, налицо безусловное желание поднять цены на работы этого автора, однако все это происходит на таком ценовом уровне, где опытные коллекционеры вряд ли захотят что-то покупать. «Китайцы хотят поднять рейтинги своих художников, взвинчивая цены на их работы на крупных международных аукционах вроде того, что организовал Poly в Гонконге, однако не стоит сомневаться в том, что эти рейтинги полностью сфабрикованы», — комментирует Джонсон Чан последний рекорд Цуй Жучжо.Это, конечно, только мнение одного отдельно взятого дилера, а у нас налицо реальный рекорд, записанный во все базы данных. Так что будем с ним считаться. Сам Цуй Жучжо, судя по его высказываниям, далек от скромности Герхарда Рихтера, когда дело касается его аукционных успехов. Похоже, что эта гонка за рекордами его всерьез увлекает. «Я надеюсь, что за ближайшие 5–10 лет цены на мои работы превзойдут цены на работы западных мастеров вроде Пикассо и Ван Гога. Это китайская мечта», — говорит Цуй Жучжо.
4. ДЖАСПЕР ДЖОНС Флаг. 1983. $36 млнДЖАСПЕР ДЖОНС Флаг. 1983
Шелковый флаг на холсте, энкаустика. 29,5 × 44,4
Sotheby's. 11.11.2014. Лот 9
Оценка аукциона (эстимейт): $15–20 млн
Цена: $36 млн
Третье место в рейтинге ныне живущих художников принадлежит американцу Джасперу Джонсу (1930). Текущая рекордная цена для работ Джонса — $36 млн. Столько заплатили за его знаменитый«Флаг» на торгах Christie's 12 ноября 2014 года.Серия картин «флагов», начатая Джонсом в середине 1950-х годов, сразу после возвращения художника из армии, стала одной из центральных в его творчестве. Художника еще в молодости заинтересовала идея реди-мейда, превращения повседневного объекта в произведение искусства. Однако у Джонса флаги не были настоящими, они были написаны маслом на холсте. Таким образом, произведение искусства приобретало свойства вещи из обычной жизни, оно было в одно и то же время и изображением флага и собственно флагом. Серия работ с флагами принесла Джасперу Джонсу мировую известность. Но не менее популярны и его абстрактные работы. Долгие годы список самых дорогих работ, составленный по вышеприведенным правилам, возглавлял его абстрактный «Фальстарт». До 2007 года этот очень яркий и декоративный холст, написанный Джонсом в 1959 году, считался обладателем практически недоступной для ныне живущего художника (пусть и прижизненного классика) цены — $17 млн. Столько за него заплатили в золотом для арт-рынка 1988 году.Интересно, что стаж Джаспера Джонса как носителя рекорда не был непрерывным. В 1989 году его перебила работа коллеги по цеху Виллема де Кунинга: двухметровая абстракция «Смешение» была продана на Sotheby's за $20,7 млн. Джасперу Джонсу пришлось подвинуться. Но через 8 лет, в 1997 году, де Кунинг умер, и «Фальстарт» Джонса снова занял первую строчку аукционного рейтинга ныне живущих художников почти на 10 лет.Но в 2007 году все изменилось. Рекорд «Фальстарта» сначала затмили работы молодых и амбициозных Дэмиена Херста и Джеффа Кунса. Потом была рекордная продажа за $33,6 млн картины «Спящий инспектор по пособиям» кисти Лусиена Фрейда (ныне уже покойного, а значит, не участвующего в этом рейтинге). Дальше начались рекорды Герхарда Рихтера. В общем, пока что с текущим рекордом в 36 млн Джаспер Джонс, один из мэтров американского послевоенного искусства, работающий на стыке нео-дадаизма, абстрактного экспрессионизма и поп-арта, находится на почетном третьем месте.
5. ЭД РУШЕЙ Smash. 1963. $30,4 млнЭД РУШЕЙ Smash. 1963
Холст, масло. 182,2 × 170,1
Christie’s. 12.11.2014. Лот 30
Оценка аукциона (эстимейт): $15–20 млн
Цена: $30,4 млн
Внезапный успех картины «Smash» кисти американского художника Эдварда Рушея (р. 1937) на торгахChristie’s 12 ноября 2014 вывел этого автора в число самых дорогих ныне живущих художников. Предыдущая рекордная цена на работы Эда Рушея (часто фамилию Ruscha произносят по-русски как «Руша», однако верное произношение — Рушей) составляла «всего» $6,98 млн: столько заплатили за его холст «Горящая бензоколонка» в 2007 году. Семь лет спустя его «Smash» при эстимейте $15–20 млн достиг цены молотка $30,4 млн. Очевидно, что рынок работ этого автора вышел на новый уровень — не зря его работами украшает Белый Дом Барак Обама, а сам Ларри Гагосян выставляет его в своих галереях.Эд Рушей никогда не стремился в послевоенный Нью-Йорк с его повальным увлечением абстрактным экспрессионизмом. Вместо этого на протяжении более 40 лет он искал вдохновения в Калифорнии, куда переехал из Небраски в возрасте 18 лет. Художник стоял у истоков нового течения в искусстве, получившего название поп-арт. Вместе с Уорхолом, Лихтенштейном, Уэйном Тибо и другими певцами массовой культуры Эдвард Рушей в 1962 году принял участие в выставке «Новое изображение обычных вещей» в Музее Пасадены, ставшей первой музейной экспозицией американского поп-арта. Впрочем, сам Эд Рушей не любит, когда его творчество относят к поп-арту, концептуализму или какому-то другому течению в искусстве.Его уникальный стиль называют «текстовой живописью». С конца 1950-х Эд Рушей начал рисовать слова. Так же, как для Уорхола произведением искусства стала банка супа, для Эда Рушея таковыми стали обычные слова и фразы, взятые им то ли с рекламного щита или упаковки в супермаркете, то ли из титров кинофильма (Голливуд всегда был у Рушея «под боком», и в отличие от многих коллег-художников Рушей уважал «фабрику грез»). Слова на его полотнах приобретают свойства трехмерных объектов, это настоящие натюрморты из слов. При взгляде на его полотна первым в голову приходит визуальное и звуковое восприятие нарисованного слова, и уже после — смысловое значение. Последнее, как правило, не поддается однозначной дешифровке; выбираемые Рушеем слова и фразы можно трактовать по-разному. То же ярко-желтое слово «Smash» на глубоком синем фоне может восприниматься как агрессивный призыв разбить вдребезги что-то или кого-то; как одинокое прилагательное, вырванное из контекста (часть какого-то газетного заголовка, например), или же просто как отдельное слово, пойманное в урбанистическом потоке визуальных образов. Эд Рушей наслаждается этой неопределенностью. «Я всегда глубоко уважал странные, необъяснимые вещи… Объяснения в каком-то смысле убивают вещь», — сказал он в одном из интервью.
6. КРИСТОФЕР ВУЛ Без названия (RIOT). 1990. $29,93 млнКРИСТОФЕР ВУЛ Без названия (RIOT). 1990
Алюминий, эмаль. 274,3 × 182,9
Sotheby's. 12.05.2015. Лот 7
Оценка аукциона (эстимейт): $12–18 млн
Цена: $29,93 млн
Американский художник Кристофер Вул (1955) впервые ворвался в рейтинг ныне живущих художников в 2013 году — после продажи работы «Апокалипсис сегодня» за $26,5 млн. Этот рекорд сразу поставил его в один ряд с Джаспером Джонсом и Герхардом Рихтером. Сумма этой исторической сделки — больше $20 млн — удивила многих, поскольку до нее цены на работы художника не превышали $8 млн. Однако бурный рост рынка работ Кристофера Вула к тому моменту был уже налицо: в послужном списке художника было 48 аукционных сделок на суммы свыше $1 млн, причем 22 из них (почти половина) состоялись в 2013 году. Два года спустя количество работ Криса Вула, проданных дороже $1млн, достигло 70, и новый персональный рекорд не заставил себя ждать. На торгах Sotheby’s 12 мая 2015 работа «Без названия (RIOT)» была продана за $29,93 млн с учетом Buyer’s Premium.Кристофер Вул известен главным образом своими масштабными работами с изображениями черных букв на белых алюминиевых листах. Именно они, как правило, устанавливают рекорды на аукционах. Все это вещи конца 1980-х — начала 1990-х. Как гласит легенда, однажды Вул прогуливался вечером по Нью-Йорку и вдруг увидел на новом белом грузовике граффити черными буквами — слова sex и luv. Это зрелище так его впечатлило, что он тут же вернулся в мастерскую и написал свою версию с этими же словами. На дворе был 1987 год, и дальнейшие поиски художником слов и фраз для своих «буквенных» работ отражают противоречивый дух этого времени. Это и призыв «продай дом, продай машину, продай детей», взятый Вулом из фильма «Апокалипсис сегодня», и слово «FOOL» («дурак») заглавными буквами, и слово «RIOT» («восстание»), часто встречавшееся в газетных заголовках того времени.Слова и фразы Вул наносил на алюминиевые листы при помощи трафаретов алкидными или эмалевыми красками, намеренно оставляя потеки, следы от трафаретов и другие свидетельства творческого процесса. Слова художник делил так, чтобы зритель не сразу понимал смысл. Поначалу ты видишь только скопление букв, т. е. воспринимаешь слово как визуальный объект, и только потом вчитываешься и расшифровываешь смысл фразы или слова. Вул использовал шрифт, который был в ходу у американских военных после Второй мировой войны, что усиливает впечатление приказа, директивы, лозунга. Эти «буквенные» работы воспринимаются как часть городского ландшафта, как нелегальное граффити, нарушившее чистоту поверхности какого-то уличного объекта. Эта серия работ Кристофера Вула признана одной из вершин лингвистической абстракции, а потому и оценивается столь высоко любителями современного искусства.
7. ПИТЕР ДОЙГ Поглощенные трясиной (Swamped). 1990. $25,925 млнПИТЕР ДОЙГ «Поглощенные трясиной» («Swamped»). 1990
Холст, масло. 197 × 241
Christie’s. 11.05.2015
Оценка аукциона (эстимейт): по запросу
Цена: $25,925 млн
Британец Питер Дойг (1959), хоть он и относится к поколению постмодернистов Кунса и Херста, избрал для себя вполне традиционный жанр пейзажа, долгое время бывший не в фаворе у передовых художников. Своим творчеством Питер Дойг возрождает угасший было интерес публики к фигуративной живописи. Его работы высоко оценивают как критики, так и неспециалисты, и свидетельство тому — стремительный рост цен на его произведения. Если в начале 1990-х его пейзажи стоили несколько тысяч долларов, то теперь счет идет на миллионы.Творчество Дойга часто называют магическим реализмом. На основе реальных пейзажей он создает фантазийные, загадочные и зачастую мрачные образы. Художник любит изображать покинутые людьми объекты: полуразрушенное здание постройки Ле Корбюзье посреди леса или пустое белое каноэ на глади лесного озера. Помимо природы и воображения, Дойга вдохновляют фильмы ужасов, старые открытки, фотографии, любительские видеозаписи и проч. Картины Дойга красочны, сложны, декоративны и не провокационны. Такой живописью владеть приятно. Подогревает интерес коллекционеров еще и невысокая продуктивность автора: проживающий в Тринидаде художник создает не более десятка картин в год.В начале 2000-х отдельные пейзажи художника продавались за несколько сотен тысяч долларов. Тогда же работы Дойга попали в галерею Саатчи, на биеннале в Музее Уитни и в коллекцию МоМА. В 2006 году была преодолена аукционная планка в $1 млн. А в следующем году произошел неожиданный прорыв: работа «Белое каноэ», предложенная на Sotheby’s 7 февраля 2007 года с эстимейтом $0,8–1,2 млн, в пять раз превысила предварительную оценку и была продана за £5,7 млн ($11,3 млн). На тот момент это была рекордная цена для работ ныне живущего европейского художника.В 2008-м прошли персональные выставки Дойга в галерее Тейт и в Музее современного искусства в Париже. Многомиллионные ценники для работ Дойга стали нормой. Персональный рекорд Питера Дойга в последнее время стал обновляться по нескольку раз в год — мы только и успеваем, что менять картинку и место этого художника в нашем рейтинге ныне живущих авторов. Последняя подвижка — с 8-го на 6-е место с работой «Поглощенные трясиной» («Swamped») 1990 года: 11 мая 2015 года на торгах Christie’s эта вещь ушла с молотка за $25,925 млн.Это один из серии пейзажей заболоченного озера с белым каноэ. Все работы этой серии написаны Дойгом под впечатлением от просмотра классического фильма ужасов «Пятница, 13-е» 1980 года. В одном из финальных эпизодов Джейсон Вурхиз (мальчик, когда-то утонувший в озере) выныривает из-за спины героини, сидящей в лодке посреди озера, и утаскивает ее на дно, в ледяную воду. В кадре остается только лодка. В следующий момент героиня в ужасе просыпается в госпитале и оказывается, что это был только страшный сон, и что она единственная, кто выжил. И вот этот кадр с лодкой, тихо скользящей по глади заболоченного озера, через секунду после того, как убийца утащил под воду свою жертву, и вдохновил Дойга на одну из самых его знаменитых серий. Как рассказал Дойг, его снова и снова привлекала простая красота этого кадра с одиноким каноэ посреди изобилия кровавых сцен фильма. Дойг полагает, что секрет популярности этой серии в том, что зрителям нравится сама идея того, что картины написаны по мотивам фильма ужасов, хотя это был первый и последний раз, когда художник сделал прямую отсылку к какому-либо фильму.
8. ЦЗЭН ФАНЬЧЖИ Тайная вечеря. 2001. $23,3 млнЦЗЭН ФАНЬЧЖИ Тайная вечеря. 2001
Холст, масло. 220 × 395
Sotheby’s, Гонконг. 05.10.2013. Лот 48
Эстимейт по запросу
Цена: $23,3 млн
На торгах Sotheby’s в Гонконге 5 октября 2013 года масштабное полотно «Тайная вечеря» пекинского художника Цзэн Фаньчжи (1964) было продано за рекордную сумму 160 миллионов гонконгских долларов — $23,3 млн США. Итоговая стоимость работы Фаньчжи, написанной, конечно же, под влиянием творчества Леонардо да Винчи, оказалась вдвое выше предварительной оценки около $10 млн. Предыдущий ценовой рекорд Цзэн Фаньчжи — $9,6 млн, заплаченных на гонконгских торгах Christie’s в мае 2008 года за работу «Серия Маска. 1996. No. 6».«Тайная вечеря» — самое крупное (2,2 × 4 метра) полотно Фаньчжи в серии «Маски», охватывающей период с 1994 по 2001 год. Цикл посвящен эволюции китайского общества под влиянием экономических реформ. Внедрение правительством КНР элементов рыночной экономики привело к урбанизации и разобщению китайцев. Фаньчжи изображает жителей современных китайских мегаполисов, которым приходится бороться за место под солнцем. Всем известная композиция фрески Леонардо в прочтении Фаньчжи приобретает совсем иной смысл: место действия перенесено из Иерусалима в классную комнату китайской школы с типичными досками иероглифов на стенах. «Христос» и «апостолы» превратились в пионеров с алыми галстуками, и только «Иуда» носит золотой галстук — это метафора западного капитализма, проникающего и разрушающего привычный уклад жизни в социалистической стране.Работы Цзэн Фаньчжи стилистически близки европейскому экспрессионизму и столь же драматичны. Но при этом они полны китайской символики и специфики. Эта разносторонность привлекает к творчеству художника как китайских, так и западных коллекционеров. Прямое подтверждение тому — провенанс «Тайной вечери»: работа была выставлена на торги известным коллекционером китайского авангарда 1980-х — начала 1990-х — бельгийским бароном Ги Улленсом.
9. РОБЕРТ РАЙМАН Мост. 1980. $20,6 млнРОБЕРТ РАЙМАН Мост. 1980
Холст, масло, антикоррозийная краска, металлические фиксаторы, квадратные болты. 191,7 × 182,8
Christie’s. 13.05.2015. Лот 38В
Оценка аукциона (эстимейт): $10–15 млн
Цена: $20,6 млн
На торгах Christie’s 13 мая 2015 абстрактная работа «Мост» 85-летнего американского художникаРоберта Раймана (Robert Ryman) была продана за $20,6 млн с учетом комиссии — в два раза дороже нижнего эстимейта.Роберт Райман (1930) не сразу понял, что хочет стать художником. В возрасте 23 лет он переехал в Нью-Йорк из Нэшвилла (штат Теннеси), желая стать джазовым саксофонистом. А пока он не стал знаменитым музыкантом, пришлось подрабатывать охранником в МоМА, где состоялось его знакомство с Солом Ле Виттом и Дэном Флавином. Первый работал в музее ночным секретарем, а второй охранником и лифтером. Под впечатлением от увиденных им в МоМА работ абстрактных экспрессионистов — Ротко, Де Кунинга, Поллока и Ньюмана — Роберт Райман в 1955 году сам занялся живописью.Раймана часто причисляют к минималистам, однако он предпочитает называться «реалистом», поскольку его не интересует создание иллюзий, он лишь демонстрирует качества используемых им материалов. Большинство его работ написаны красками всех возможных оттенков белого цвета (от сероватого или желтоватого — до ослепительно белого) на основе лаконичной квадратной формы. За свою карьеру Роберт Райман перепробовал множество материалов и техник: писал маслом, акрилом, казеином, эмалью, пастелью, гуашью и т. д. на холсте, стали, плексигласе, алюминии, бумаге, гофрокартоне, виниле, обоях и пр. Его друг, профессиональный реставратор Оррин Райли, консультировал его насчет едкости тех материалов, что ему приходило в голову использовать. Как сказал однажды художник, «у меня никогда не возникает вопроса, что писать, главное — как писать». Все дело в текстуре, в характере мазков, в границе между красочной поверхностью и краями основы, а также в соотношении работы и стены. С 1975 года особым элементом его произведений становятся крепления, дизайн которых Райман разрабатывает сам и нарочно оставляет их видимыми, подчеркивая его работы «настолько же реальны, насколько реальны стены, на которых они висят». Райман предпочитает давать работам «имена», но не «названия». «Имя» — это то, что помогает отличать одну работу от другой, и Райман часто дает имена своим произведениям по маркам краски, компаниям и т.д., а «название» претендует на какие-то аллюзии и глубоко сокрытые смыслы, наличие которых в своих работах художник регулярно отрицает. Ничего, кроме материала и техники, не имеет значения.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1