Вере Туляковой-с глубоким уважением
II
Мои девятнадцать лет проходят по площади Баязида,
Поднимаются на красную площадь, опускаются на площадь
Согласия, я
встречаю Абидина, и мы говорим о площадях .
Нету площади больше той, которую облетел
товарищ Гагарин. Он вернулся позавчера.За
ним последует Титов; семнадцать раз облетит
он Землю, но я еще не знаю об этом.
Мы с Абидином сидим в мансарде отеля.
Сена опоясывает Нотр-Дам.
Ночью из моего окна Сена блестит,
Как долька луны в гаване звезд.
Кровать стоит возле окна,
молодая женщина спит
в мансарде отеля, среди труб
на крышах парижских домов.
Долгие годы она не спала так хорошо.
Солома волос- в бигуди,
синева ресниц-паранджа.
Абидин говорит со мной
о площади в ядре и строениях в ядре.
Он умеет окрасить полотно
в цвета космических скоростей.
А я те цвета, как фрукты, ем.
И Матисс-космический фруктовщик,
И наш Абидин, и Авни, и Левни.
Какие краски мы видим в микроскоп!
Какие цвета-в иллюминаторы ракет!
Желтое –настоящее желтое. Синее-как
шелка, черное не бывает черней . И все-
земное, все краски, все цвета в любом уголке
космоса-земные.
Товарищ Гагарин вернулся из космоса с
земной песней.
Даже когда мы полетим на Марс и пройдем
Сквозь чернейшую черноту, мы найдем там краски Земли
Потемнее или посветлее, поярче
или побледнее – мы увидим там краски Земли.
У Абидина – холст полтора на ноль шесть.
Он пишет картину броска.
На холсте Абидина я вижу, как бежит и
петляет время, и могу поймать время, как
увидеть и поймать рыбу в воде.
Вот груша, вот космос, вот лицо человека.
Вот я в груше, в космосе и в лице человека.
Вот груша, вот космос, вот лицо человека, которые
были до меня. Вот те, что будут после меня.
И я вижу Сену, похожую на дольку луны.
Молодая женщина спит на дольке луны.
Сколько раз я терял эту женщину,
сколько раз находил,
сколько раз буду снова терять ее и находить?
Сколько раз!
Так вот, милая, жизни кусок в Сену я уронил
с моста Сен-Мишель,
и крючок мсье Дюпона однажды вонзится
в кусок моей жизни
на заре на рассвете.
Мсье Дюпон его вытащит из воды вместе с синим
отраженьем Парижа.
И увидит, что это не рыба и даже не старый
ботинок, а так, невесть что.
И он выбросит в Сену, обратно, кусок моей жизни
вместе с синим отраженьем Парижа.
Отраженье не сможет уплыть,
а кусок моей жизни доплывет
вместе с Сеной до кладбища рек-
до огромного моря.
Я проснулся от рокота.Это-кровь в моих жилах,
Рокот крови крови громче рева волны у мыса Акынты,-
потому что я стал невесом.
Мои пальцы утратили тяжесть:
Оторвутся от рук и от ног и взлетят ,
Чтоб кружить и качаться над моей головой .
Голова моя так же утратила тяжесть
и воздушно, как шар, полетит надо мной.
Верха -нет у меня, низа – нет у меня, я не знаю.
где право, где лево.
Не забыть подсказать Абидину, пускай нарисует
картину невесомости и незнания «право» и «лево»
Не забыть подсказать Абидину, что павший
на площади Баязида студент достоин портрета.
И товарищ Гагарин, и товарищ Титов, чъе лицо
мы еще не видели и чъе имя –не знаем, и те
кто идут за ними, и женщина, что в мансарде,-
все они ожидают портретов.
Нынче утром я вернулся из Кубы.
Там, на площади, щесть миллионов – черный,
белый, мулат –
с песней с пляской сажают светлые зерн,
зерна зерен.
Абидин, ты сумеешь написать это счастье?
Но-без легких решений!
Не ангелоликую матерь, кормящую
розовощекого сына,
и не яблоко на скатерти белой,
и не красную рыбку, аквариум, пузыри водяные!
Абидин, ты сумеешь написать настоящее счастье,
то есть Кубу летом 1961 года?
Ты сумеешь, маэстро, нарисовать,
чтобы всем было ясно:
слава богу, я дожил, теперь умирать не обидно?
Ты сумеешь, ты сможешь нарисовать, чтобы всем
захотелось родиться в Гаване в это самое утро?
Руку видел я в стапятидесяти километрах
восточней Гаваны,
у стены, не далеко от берега, видел я руку.
Та стена была радостной песней.
Рука гладила стену.
Полгода было руке, она обвивала материнскую шею.
Семнадцать лет было руке, ладони в мазолях,
пахнут Карибским морем, она ласкала грудь Марии.
Двадцать лет было руке,
она ласкала полугодовалого сына.
Двадцать пять было руке, давно отвыкшей от ласки.
Тридцать было руке
в стапятидесяти километрах от восточной Гаваны
у стены не далеко от берега.
Рука ласкала стену.
Абидин ты рисуешь руки. Руки наших па-
харей и кузнецов, нарисуй же и руку Кубинского рыбака
Николаса, эту руку-большую,
достигшую счастья приласкать и поогладить стену
домика, залитого солнцем и полученного в кооперативе .
Никогда не отвыкнет ласкать рука Николаса,
большая рука,
похожая на черепаху
рука, что недавно
не смогла бы поверить, что ей доведется гладить
добрую стену,
рука, что сегодня поверила в радость,
святая рука полная солнцем и морем,
рука надежд, что быстрей тростника выбиваются
из под земли,
зеленеют, наливаются медом на земле, плодоносной
как слово Фиделя.
Эти руки сажают в 1961-м на кубе дома, что
Прохладны
и красочны, словно деревья, и деревья, уютные,
словно дома.
Этируки готовы плавить сталь.
Пулемет в таких руках как песня. Песня-как
пулемет.
Рука нефальшивой свободы.
Рука. которую жала рука Фиделя.
Рука, первым своим карандашом на первом листе
бумаге
написавшая слово «Свобода».
Когда слышится слово «Свобода», у кубинцев текут
такие же слюнки, как будто взламывают улей
с медом, взрезают арбуз.
Глаза их мужчин блестят.
Тела их девушек трепещут, как только
Касаются слова «Свобода».
А старики вытаскивают из колодца ведро
лучших своих воспоминаний и с наслаждением
пъют по глоточку.
Абидин, ты сможешь нарисовать счастье?
Нарисовать слово «Свобода», но-без фальши!
В Париже наступает вечер.
Нотр-Дам, как фонарь, загорелся и снова погас,
И все старые камни Парижа, и все новые камни
Парижа зажглись и погасли.
Я думаю о ремесле поэта, художника, музыканта.
Я понимаю, что с той поры, когда в первой пещере
первый зубр
был начертан рукой человека, с той поры и течет река.
И все новые реки впадают в нее, и новые рыбы,
новые травы,
новые радости вливаются в ту, что не пересыхает
и течет бесконечно.
В Париже,
может и сейчас расцветает каштан,
отец всех парижских каштанов,
из Стамбула, с Босфора пересаженый в землю
Парижа.
Жив ли он? Я не знаю.
Если жив ему больше двухсот
Я хотел бы поцеловать ему руку.
Я хотел, чтоб в тени у каштана отдохнули
и я, и те, кто сработал бумагу для этой поэмы,
кто ее набирал и печатал, и те, кто ее продает
в магазине, кто ее покупает на кровные деньги,
кто читает ее и еще, Абидин, и еще – мое
горе с волосами цвета соломы.
1961
-----------------------------------------
ıı
On dokuz yaşım Beyazıt Meydanın'dan geçiyor çıkıyor Kızıl
Meydan'a Konkord'a iniyor Abidin'e rastlıyorum da mey-
danlardan konuşuyoruz.
evveli gün Gagarin en büyük meydanı dolaşıp döndü Titof daha
dolaşıp dönecek hem de on yedi buçuk kere dolanacak
ama daha bundan haberim yok
meydanlarla yapılardan konuşuyoruz Abidin'le tavan arasında-
ki otel odamda
Sen ırmagı da akıyor Notr Dam'ın iki yanından
ben geceleyin penceremden bir ay dilimiymiş gibi görüyorum
Sen ırmağını rıhtımında yıldızların
bir de genç bir kadın uyuyor tavan arasındaki odamda Paris
damlarının bacalarına karışmış
yıllardır böyle derin uykulara dalmışlığı yoktu
saman sarısı saçları bigudili mavi kirpikleriyse yüzünde bulut
çekirdekteki meydanla çekirdekteki yapıdan konuşuyoruz
Abidin'le
meydanda fırdönen Celalettin'den konuşuyoruz
Abidin uçsuz bucaksız hızın renklerini döktürüyor
ben renkleri yemiş gibi yerim
ve Matis bir manavdır kosmos yemişleri satar
bizim Abidin de öyle Avni de Levni de
mikroskobun ve füze lumbuzlarının gördüğü yapılar meydanlar
renkler ve şairleri ressamları çalgıcıları onların
hamlenin resmini yapıyor Abidin yüz elliye altmışın meydanlı-
ğında
suda balıkları nasıl görüp suda balıkları nasıl avlayabilirsem
öyle görüp öyle avlayabilirim kıvıl kıvıl akan vakıtları tu-
valinde Abidin'in
Sen ırmağı da bir ay dilimi gibi
genç bir kadın uyuyor ay diliminin üstünde
onu kaç kere yitirip kaç kere buldum daha kaç kere yitirip kaç
kere bulacağım
işte böyle kızım düşürdüm ömrümün bir parçasını
Sen ırmağına Sen Mişel Köprüsü'nden
ömrümün bir parçası Mösyö Düpon'un oltasına takılacak bir
sabah çiselerken aydınlık
Mösyö Düpon çekip çıkaracak onu sudan Paris'in mavi suretiy-
le birlikte ve hiçbir şeye benzetemiyecek ömrümün bir
parçasını ne balığa ne pabuç eskisine
atacak onu Mösyö Düpon gerisin geriye Paris'in suretiyle
birlikte suret eski yerinde kalacak.
Sen ırmağıyla akacak ömrümün bir parçası büyük mezarlığına
ırmakların
damarlarımda akan kanın hışırtısıyla uyandım
parmaklarımın ağırlığı yok
parmaklarım ellerimle ayaklarımdan kopup havalanacaklar
salına salına dönecekler başımın üstünde
sağım yok solum yok yukarım aşağım yok
Abidin'e söylemeli de resmini yapsın Beyazıt Meydanı'nda şe-
hit düşenin ve Gagarin Yoldaşın ve daha adını sanını kaşı-
nı gözünü bilmediğimiz Titof Yoldaşın ve ondan sonraki-
lerin ve tavan arasında yatan genç kadının
Küba'dan döndüm bu sabah
Küba meydanında altı milyon kişi akı karası sarısı melezi ışıklı
bir çekirdek dikiyor çekirdeklerin çekirdeğini güle oynaya
sen mutluluğun resmini yapabilir misin Abidin
işin kolayına kaçmadan ama
gül yanaklı bebesini emziren melek yüzlü anneciğin resmini
değil
ne de ak örtüde elmaların
ne de akvaryumda su kabarcıklarının arasında dolanan kırmızı
balığınkini
sen mutluluğun resmini yapabilir misin Abidin
1961 yazı ortalarında Küba'nın resmini yapabilir misin
çok şükür çok şükür bugünü de gördüm ölsem de gam yemem
gayrının resmini yapabilir misin üstat
yazık yazık Havana'da bu sabah doğmak varmışın resmini
yapabilir misin
bir el gördüm Havana'nın 150 kilometre doğusunda deniz
kıyısına yakın bir duvarın üstünde bir el gördüm
ferah bir türküydü duvar
el okşuyordu duvarı
el altı aylıktı okşuyordu boynunu anasının
on yedi yaşındaydı el ve Mariya'nın memelerini okşuyordu
avucu nasır nasırdı ve Karayip denizi kokuyordu
yirmi yaşındaydı el ve okşuyordu boynunu altı aylık oğlunun
yirmi beş yaşındaydı el ve okşamayı unutmuştu çoktan
otuz yaşındaydı el ve Havana'nın 150 kilometre doğusunda
deniz kıyısında bir duvarın üstünde gördüm onu
okşuyordu duvarı
sen el yaparsın Abidin bizim ırgatların demircilerin
ellerini
Kübalı balıkçı Nikolas'ın da elini yap karakalem
kooperatiften aldığı pırıl pırıl evinin duvarında okşamaya ka-
vuşan ve okşamayı bir daha yitirmeyecek Kübalı balıkçı
Nikolas'ın elini
kocaman bir el
deniz kaplumbağası bir el
ferah bir duvarı okşayabildiğine inanamayan bir el
artık bütün sevinçlere inanan bir el
güneşli denizli kutsal bir el
Fidel'in sözleri gibi bereketli topraklarda şekerkamışı hızıyla
fışkırıp yeşerip ballanan umutların eli
1961'de Küba'da çok renkli çok serin ağaçlar gibi evler ve çok
rahat evler gibi ağaçlar diken ellerden biri
çelik dökmeğe hazırlanan ellerden biri
mitralyözü türküleştiren türküleri mitralyözleştiren el
yalansız hürriyetin eli
Fidel'in sıktığı el
ömrünün ilk kurşunkalemiyle ömrünün ilk kaadına hürriyet
sözcüğünü yazan el
hürriyet sözcüğünü söylerken sulanıyor ağızları Kübalıların
balkutusu bir karpuzu kesiyorlarmış gibi
ve gözleri parlıyor erkeklerinin
ve kızlarının eziliyor içi dokununca dudakları hürriyet
sözcüğüne
ve koca kişileri en tatlı anılarını çekip kuyudan yudum yudum
içiyor
mutluluğun resmini yapabilir misin Abidin
hürriyet sözcüğünün resmini ama yalansızının
akşam oluyor Paris'te
Notr Dam turuncu bir lamba gibi yanıp söndü ve Paris'in bütün
eski yeni taşları turuncu bir lamba gibi yanıp söndü
bizim zanaatları düşünüyorum şiirciliği resimciliği çalgıcılığı
filan düşünüyorum ve anlıyorum ki
bir ulu ırmak akıyor insan eli ilk mağarayı ilk bizonu çizdiğin-
den beri
sonra bütün çaylar yeni balıkları yeni su otları yeni tatlarıyla
dökülüyor onun içine ve kurumayan uçsuz bucaksız akan
bir odur.
Paris'te bir kestane ağacı olacak
Paris'in ilk kestanesi Paris kestanelerinin atası
İstanbul'dan gelip yerleşmiş Paris'e Boğaz sırtlarından
hala sağ mıdır bilmem sağsa iki yüz yaşında filan olmalı
gidip elini öpmek isterdim
varıp gölgesinde yatmak bu kitabın kaadını yapanlar
yazısını dizenler nakışını basanlar bu kitabı dükkanında
satanlar para verip alanlar alıp da seyredenler bir de
Abidin bir de ben bir de bir saman sarısı, belası başımın.
(Tiren, Varşova-Krakof-Pırağ-
Moskova-Paris-Havana-Moskova
1961)
фото Назим Хикмет и Вера Тулякова
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
Однако спасибо автору этого фото, на котором запечатлены эти прекрасные люди.