Знаете ли вы, без какого фильма не обходится ни один Новый год в Чехии и Словакии? Оказывается, там зрители ежегодно пересматривают советскую киноленту «Морозко». Любят его и у нас, причём этот фильм многие из нас с удовольствием пересматривают уже «надцатый раз», всегда получая прекрасные эмоции. Так в чём же секрет этой картины?
Премьера фильма в кинотеатре «Космос», март 1965 г. фильма «Морозко» (1964 г) / Государственный центральный музей кино / goskatalog.ru
Стоит признать, что Александра Роу, создавшего немало фильмов-сказок (и «Морозко» в том числе) неслучайно называют настоящим мастером, виртуозом своего дела.
Безо всяких особенных технологий, компьютерной графики и сложных декораций он создал немало чудесных картин, которые без преувеличения можно назвать шедеврами. И да – все животные в фильмах Роу настоящие, хотя и дрессированные. Никаких макетов, кукол или оживлённых чучел.
Рабочий момент съемок фильма «Морозко», 1964 год / Слева направо актер А.Хвыля (исполнитель роли Морозко), актриса И.Чурикова (исполнительница роли Марфуши), режиссер А.Роу / Государственный центральный музей кино / goskatalog.ru
«Морозко», вышедший в 1964 году в СССР, пополнил список сказочных фильмов Роу. На фоне вполне традиционных для фольклора героев (мачеха, падчерица, могущественный старик-волшебник) разворачивается вполне обычный для сказки сюжет. Казалось бы, что здесь особенного? Однако ту самую «магию» создают режиссёры и актёры, причём в последнем случае речь идёт не только об исполнителях главных ролей.
Если вы посмотрите «Морозко» вместе с ребёнком лет 8-10, а потом спросите его, кто ему особенно запомнился из героев, скорее всего услышите в ответ: «Баба-Яга». Вот-вот, казалось бы, отрицательный персонаж. Но здесь он настолько колоритен и ярок, что невольно привлекает к себе больше внимания, чем главные действующие лица.
Сцена из фильма «Морозко», 1964 год / Слева направо: Баба-Яга (Г.Милляр), атаман разбойников (А.Кубацкий) / Государственный центральный музей кино / goskatalog.ru
И это – заслуга Георгия Милляра, который великолепно сыграл скверную лесную бабулю. Особенно колоритны жалобы Яги на радикулит или приказы Избушке (ну прямо-таки полководец, ведущий армию в бой). Эти моменты создают удивительную «искорку» фильма.
Баба-Яга здесь – это азарт, живость, свежая нотка. Согласитесь, без неё фильм показался бы слишком «ванильным» и вполне предсказуемым. Кстати, именно такие образы показывают, для чего сказкам нужны отрицательные персонажи. Они словно бы активизируют положительных, заставляя их проявлять смекалку, ловкость, вынуждая быстрее мыслить и действовать. Словом, Яга – «двигатель прогресса».
Сцена из фильма «Морозко», 1964 год / Баба-Яга (Георгий Милляр) / Государственный центральный музей кино / goskatalog.ru
Спустя два года после выхода фильма «Морозко» дублировали в Чехословакии. И если в СССР картина получила высокую оценку, то здесь она произвела настоящий фурор.
Причина крылась в том, что сюжет «Морозко» отличался от чешских сказок, привычных зрителям. Даже после распада Чехословакии фильм не был забыт, по сей день он остаётся для словаков и чехов культовым и связанным непосредственно с Новым годом – как у нас «Ирония судьбы».
Кинорежиссер Александр Роу в Индии с медалью за фильм "Морозко", 1966 г. (с дарственной надписью на обороте) / Государственный объединенный музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева / goskatalog.ru
Когда актёров и режиссёра «Морозко» спрашивали о том, в чём же заключается феномен этой картины, никто так и не смог дать ответ. А мне кажется, это просто очень талантливая работа, которую хочется видеть снова и снова. «Морозко» – тот самый случай, когда фильм создан с теплом и любовью.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев