Из мирной тамбовской глубинки в огненное пекло войны
Кто мог предположить, что обычный парень из Моршанска, родившийся в сентябрьский день 1923 года, станет легендой?
Константин рос в семье служащего, как тысячи других советских мальчишек. Незадолго до войны его семья обосновалась в пензенском посёлке Башмаково. Там он окончил десятилетку, работал в совхозе — привычная мирная жизнь, полная планов и надежд.
Когда грянул 1941-й, Костя, едва получив аттестат, добровольцем ушёл в армию. В его глазах горела решимость, которую замечали все вокруг. Боевое крещение Константин принял в августе 1942 года. Фронтовая жизнь закалила его характер, превратив вчерашнего школьника в опытного бойца. А в 1943-м, после ускоренного курса Подольского артиллерийского училища, он стал офицером-артиллеристом.
«Огонь ведёт Мохов!» — Эти слова стали легендой
В составе 3-й гвардейской стрелковой дивизии 2-й гвардейской армии Константин прошёл через горнило боёв на Южном, 4-м Украинском, 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах. Товарищи уважали его за хладнокровие и точный расчёт.
«Костя никогда не суетился, — рассказывал после войны его однополчанин. — Даже под самым страшным обстрелом он оставался спокойным, как глыба льда. Считал поправки, отдавал команды так, будто находился на учениях, а не под градом осколков. И никогда не ошибался — его снаряды ложились точно в цель».
Командир орудия ЗиС-3 28-го артполка. Источник
waralbum.ruНо настоящее испытание ждало его в феврале 1945-го, когда советские войска рвались вперёд в ходе Восточно-Прусской наступательной операции.
Пять часов, которые потрясли Восточную Пруссию
Рассвет 5 февраля 1945 года выдался холодным и тревожным. Деревня Альбрехтсдорф (ныне Войцехы, Польша) тонула в сизом тумане. Батарея Мохова занимала позиции на окраине. Константину не спалось — что-то подсказывало: сегодня будет жарко.
«Небо было странным, — вспоминал связист батареи. — Багрово-серое, низкое, давящее. Костя стоял, запрокинув голову, и тихо сказал: "Сегодня или мы их, или они нас. Третьего не дано"».
Немцы начали контратаку на рассвете. Земля дрожала под гусеницами самоходных орудий. Пехота противника наступала плотными рядами, прикрываясь бронетранспортёрами. Батарея открыла огонь, но силы были неравны.
Одно за другим орудия батареи замолкали. Расчёты несли потери. Когда снаряд разорвался рядом с орудием Мохова, весь расчёт был выведен из строя. В этот критический момент Константин Григорьевич принял решение, изменившее ход боя.
«Он бросился к орудию как человек, для которого не существует страха, — вспоминал командир соседней батареи. — Вокруг рвались снаряды, свистели пули, а он действовал с удивительным спокойствием — один заменил весь расчёт».
Мохов сам наводил, сам заряжал, сам стрелял. Его первый же выстрел поразил бронетранспортёр, который вспыхнул как факел. Следующие снаряды он посылал в самую гущу наступающей пехоты.
В этом бою Мохов уничтожил более 80 гитлеровцев, расстреливая их в упор. Немцы сосредоточили огонь на непокорном орудии. Снаряды ложились всё ближе и ближе.
Последний рывок героя
Прямое попадание вражеского снаряда разбило пушку. Обожжённый, контуженный, Константин не сдался. Он схватил автомат погибшего товарища и с криком:
«За мной! Ни шагу назад!» — бросился навстречу врагу.Увлечённые его примером, уцелевшие артиллеристы и пехотинцы поднялись в контратаку. Завязался жестокий рукопашный бой. Константин бился как одержимый — стрелял, бил прикладом, уничтожая врагов одного за другим.
«Он дрался как десять человек, — позже вспоминал один из уцелевших бойцов, принимавших участие в этом бою. — Немцы падали от его ударов, как подкошенные. Мы видели, как он уничтожил не меньше десятка гитлеровцев».
Немецкая атака захлебнулась. Противник начал отступать. Победа была близка. Но в последние минуты боя немецкий офицер, притворившийся мёртвым, поднял пистолет и выстрелил Константину в спину. Выстрел в упор оборвал жизнь героя.
«Он упал лицом вперёд, всё ещё сжимая автомат, — рассказывал санитар. — Мы бросились к нему, но было поздно».
Посмертная слава
19 апреля 1945 года, когда до Победы оставались считанные дни, Указом Президиума Верховного Совета СССР Константину Григорьевичу Мохову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Нет комментариев