Историки, краеведы, ученые горят желанием сохранить настоящие артефакты прошлого для будущих поколений. Они находят, собирают предметы быта, культуры, литературы. Но важной составляющей любого города является его архитектура: дома, здания, их внутреннее и внешнее убранство. Сургут, как это принято считать, дважды рожденный. Во второй половине 20 века вместо деревянных застроек на улицах города стали появляться крупнопанельные дома. Краеведы решили на определенной территории – в историческом ядре города Сургута – сохранить последние следы архитектуры прошлых лет. К сожалению, единственным выходом было создать копии реальных домов, ведь оригиналы уже начали разрушаться от времени. И уже в 1999 году «Старый Сургут» начал свою работу как экспозиционно-выставочное пространство.
Особое содержание
Внутренняя составляющая этого историко-этнографического комплекса полностью соответствует внешнему. Иными словами, здесь обеспечен максимальный охват и представление об истории и культуре прошлого этих мест. Вы можете погрузиться в события 400-летней давности, когда началось освоение земель, ощутить себя настоящим сибиряком на национальных праздниках коренных народов Севера, порефлексировать во время занятий по традиционному ремеслу, познакомиться с местной флорой и фауной, а также легендарным Черным лисом и его историей. И весь этот опыт и знания создаются благодаря балансу реальной истории и современных технологий.
– Мы не просто экспозиционно-выставочное пространство, а коммуникационное. Те же современные технологии позволяют в таких небольших деревянных пространствах домов создать другую атмосферу, расширить информацию. Еще в 2014 году в «Доме истории сургутского казачества» появился формат виртуальной экскурсии по старому городу, сенсорные экраны, наполненные информацией и электронными копиями источников. В детской студии «Ключ к истории» есть возможность построить сургутский острог на мультитач-экране. Создается прикосновение к истории в понятном для детей формате. Однако важно соблюсти грань между современными технологиями и представлением аутентичного исторического материала в виде подлинных предметов быта, исторических источников и экспонатов. Главная задача использования мультимедиа в экспозиционном пространстве – взаимодополнять, а не заменять, – рассказала заведующая отделом экскурсионно-выставочных и туристических проектов ИКЦ «Старый Сургут» Юлия Токарева.
Туризм на новом уровне
И действительно – историко-культурный центр намного больше, чем комплекс зданий, экспозиции, мероприятия, образовательные программы. Это и важная составляющая в культурно-познавательном туризме Сургута и Югры. Не случайно именно здесь находится городской туристско-информационный центр, где все желающие могут найти и запланировать для себя маршрут по городу.
– Культурно-познавательный туризм считается самым востребованным видом не только по исследованиям в России, но и в мировой практике. У него большие возможности для дальнейшего развития, ведь потребность в познании чего-то нового, приобретении опыта есть в каждом человеке. Еще «Старый Сургут» развивается в направление событийного туризма. В целом сейчас складывается тенденция посещения центра людьми из других регионов, обычно это те, кто приезжают по работе или местные жители, которые для своих гостей хотят устроить экскурсию по городу и обязательно приводят их сюда, – сообщила Юлия Токарева.
Максимальное погружение
Популярность такого туризма приводит и к появлению определенных тенденций в его развитии. Просто интерактивных площадок, стендов с экранами уже недостаточно особенно искушенному туристу. Сейчас человеку интересно погружение не просто в 3D, а с дополнительными эффектами.
– Одна из новых форм сейчас – это квест-маршруты. Они популярны среди детско-юношеской аудитории. Но среди самых распространенных запросов, это желание потрогать что-нибудь в экспозициях. Для этого создаются специальные тактильные экспонаты, например в «Доме Черного лиса» есть «Черный ящик», «Открывающиеся окошки» и многое другое. Для максимально эффективного погружения в тему создается звуковое сопровождение, где-то специальная ароматизация с запахом растений. Для каждой целевой аудитории мы ищем свой подход и тщательно подбираем интересные форматы, – рассказала Юлия Токарева.
Нет комментариев