Экономические отношения влияют на все остальные сферы общества, в том числе на социальную...
На мой взгляд, очень важно понимать, как события, подобные континентальной блокаде Наполеоном Соединенного Королевства, могут отражаться на жизни людей, а именно на российском экономическом и социальном пространстве.
Россия была вынуждена присоединиться к блокаде Соединенного Королевства после войны Наполеона — самокоронованного Французского императора и завоевателя большей части Европы — против четвертой антифранцузской коалиции в 1806—1807 годах, а точнее, по итогам Тильзитского мира, заключенного между императором Александром I Павловичем Романовым и Наполеоном I Бонапартом. Это нужно было французскому императору для борьбы со своим основным соперником — Англией.
Континентальная система, введенная Наполеоном в 1806 году, всегда вызывала интерес у отечественных историков. На протяжении двух столетий взгляды её влияния на Россию претерпевали существенные изменения. В дореволюционный период доминирующим подходом было рассмотрение континентальной блокады в контексте Отечественной войны 1812 года. Историки считали ее прологом к величественному полотну военного противостояния. Зачастую исторические работы того времени были приурочены как раз к празднованию 100-летия войны в 1912 году. Историки дореволюционной эпохи подчеркивали негативное влияние блокады на внешнюю торговлю России, но при этом отмечали ее положительные последствия для развития национальной промышленности.
Роль блокады
В 20-30-е годы взгляды советских историков на блокаду не претерпели сильных изменений. Они сделали вывод об объективно-прогрессивном влиянии этого феномена на развитие экономического пространства Российской империи. В частности, они ссылались на то, что рост отечественного производства позволил стране успешно снабжать армию в период Отечественной войны. Однако уже в 1930-е годы в советской историографии произошел перелом. Отечественные исследователи стали опираться на идеологическую основу, в том числе на работы Фридриха Энгельса1 — немецкого философа, историка и одного из идеологов марксизма, — который в свое время уделил отдельное внимание тому, что значительный доход царская казна получала за счет морской торговли и вывоза своего сырья на главный в то время рынок — в Англию. Особо он выделил то, что Россия была уже слишком европейской страной, чтобы обходиться без этих денег. Эту точку зрения отстаивали такие авторитетные историки, как М.Н. Покровский, А.В. Предтеченский и А.В. Адо. Они соглашались, что континентальная система нанесла серьезный ущерб экономике России, приведя к упадку сельского хозяйства и разорению купечества. После распада Советского Союза российская историография вновь обратилась к переосмыслению роли континентальной системы. Современные историки признают как негативное, так и позитивное влияние.
Сам император Алекандр I понимал опасность негласного пункта о континентальной блокаде в Тильзитских соглашениях, но раздел сфер влияния в Европе между Францией и Россией заставил его понадеяться на благоприятный исход. Вскоре после подписания Тильзитского мирного договора Российская империя присоединила Финляндию по итогам русско-шведской войны 1808—1809 годов и Бессарабию после русско-турецкой войны 1806—1812 годов. Также не стоит забывать, что к России, проигравшей в войне в составе четвертой коалиции, отошёл Белосток и прилежащие земли. Это показывает сильное желание Наполеона склонить Россию к подписанию мира именно с пунктом о блокаде. Учитывая остальные условия, Александр I согласился присоединиться к блокаде.
Континентальная блокада Англии имела огромное значение для Европы того времени и так или иначе влияла на повседневную жизнь европейцев. Для понимания масштабов этого события необходимым будет привести список стран Европы, принявших участие в блокаде Англии. Помимо самой Французской империи Наполеона Бонапарта, среди государств, участвовавших в блокаде, можно выделить: полноценных союзников (Швейцария, Испания, Датско-Норвежская Уния), политических марионеток (Рейнский союз на территории бывшей Священной Римской Империи, Варшавское Герцогство, созданное на польских территориях Австрии и Пруссии по итогам упомянутых Тильзитских соглашений, Литовское генерал-губернаторство, созданное после вторжения Наполеона в Россию в 1812 году, Голландия, Королевство Италия), оккупированные территории (Пруссия и Австрия) и неформальные союзники, вынужденные присоединиться к блокаде (Российская империя, Королевство Швеция). То есть против Англии ополчилась почти вся Европа за исключением Королевства Португалии, Османской империи и Княжества Черногории.
Так действительно ли континентальная блокада Англии резко негативно повлияла на Россию с экономической точки зрения и вызвала социальные волнения?
Интересно выяснить особенности развития англо-русских экономических отношений в первые годы XIX века, проанализировать способы экономического взаимодействия в условиях торговых ограничений, а также выяснить и проанализировать основные пути противодействия блокаде, приведшие в конце концов, к её краху. В наши дни, когда Российский экономический потенциал вновь ущемлён ограничениями со стороны западных стран в виде обременения санкциями, проблема реализации торговых интересов в условиях экономических ограничений особенно актуальна. Именно поэтому важно рассмотреть и оценить масштабы англо-русской торговли в 1801—1812 годах, что позволит сформулировать определенную экономическую концепцию отношений Англии и России в обстоятельствах тягостных условий Наполеоновской блокады, к которой был вынужден присоединиться Александр I.
Российская торговля
Для начала стоит углубиться в торговые данные меж двумя экономически зависимыми друг от друга государствами до 1807 года — с момента Тильзитского мира и до присоединения России к Блокаде. По данным историка Анатолия Васильевича Предтеченского2, до присоединения к блокаде Россия в среднем ежегодно вывозила в Англию:
73 % всей экспортной пеньки первого сорта,
91 % льна,
77 % сала,
71 % железа,
80 % щетины,
42 % пшеницы,
43 % фламского полотна.
Значительная доля внешней торговли России в то время осуществлялась по морским и речным путям, в особенности это касалось европейских маршрутов. Наиболее оживленным периодом стали годы 1803 и 1805, когда объем товарооборота значительно возрос. Базу экспортных товаров из России составлял хлеб. В 1803 году вывоз хлеба достиг 14 234 510 рублей, а в 1805 году превысил все предыдущие показатели, достигнув, как отмечает Михаил Злотников, рекордной суммы в 16 254 510 рублей. Такой значительный рост экспорта хлеба был связан с несколькими факторами. В первую очередь здесь нужно отметить, что по всей Европе в эти годы наблюдался неурожай, что привело к повышенному спросу на российское зерно.
Также нельзя не упомнить, что Россия обладала значительными запасами хлеба благодаря плодородным почвам и благоприятным климатическим условиям. Стоит добавить, что в эти годы были предприняты меры по развитию и модернизации речных путей, что улучшило логистику и снизило транспортные расходы. Рост хлебного экспорта принес существенные доходы в казну Российской империи. Он также стимулировал развитие сельского хозяйства и сопутствующих отраслей, таких как мукомольная и судостроительная промышленность. Значительная часть этого рекордного для того времени экспорта хлеба шла в Великобританию.
Теперь мы можем подытожить вышесказанное: в последние годы перед присоединением к блокаде торговля между Россией и Великобританией активно наращивалась, имея значительную долю в экономике империи. За шесть лет XIX в. торговый оборот по сравнению с 1798—1800 гг. увеличился на 22 %, вывоз на 18 %, ввоз на 26 %. Вторая половина XVIII века — период правления Екатерины Великой — характеризовался как период экономического процветания Российской империи. Значительная доля товарооборота приходилась на внешнюю торговлю, которая играла важнейшую роль в формировании государственного бюджета и развитии экономики государства.
В 1799 году, согласно данным Коммерц-коллегии, отечественный экспорт достиг 69 млн рублей, а импорт составил почти 47 млн рублей. Эта динамика была обусловлена рядом факторов, включая растущее производство в сельском хозяйстве и промышленности, а также активную внешнеторговую политику государства. В экспортном направлении лидирующие позиции занимали сельскохозяйственные продукты: зерно, лес, пенька, лен, кожа. Россия также поставляла на внешние рынки железо, медь, полотно. Основными импортируемыми товарами были промышленные изделия, предметы роскоши и сырье: ткани, машины, сахар, чай, кофе.
Среди иностранных партнеров особо выделялись Англия. Англичане традиционно доминировали среди прочих русских торговых партнеров. В 1799 году английский импорт в Россию составил более 36 млн рублей, что превышало экспорт российских подданных. Это говорит нам о том, что Англия нуждалась не столько в российских товарах, сколько в российском сырье и сельскохозяйственной продукции для английской промышленности. Несмотря на значительный рост внешней торговли в целом, наблюдалась диспропорция между экспортом и импортом. Импорт в стоимостном выражении превышал экспорт, что негативно сказывалось на торговом балансе страны. Для решения этой проблемы правительство предпринимало различные меры, в том числе поощряло экспорт отечественных товаров, вводило протекционистские тарифы и устанавливало запреты на ввоз определенных иностранных товаров.
Итого: анализ данных о торговли России на международном рынке в 1799 году позволяет сделать вывод о том, что англичане занимали лидирующие позиции, имея значительное влияние на благосостояние России в сфере экономики. В то же время Россия стремилась к диверсификации внешнеторговых отношений и снижению зависимости от отдельных партнеров. Некоторые данные мы можем увидеть в работе Алексея Васильевича Семёнова4. В среднем за 1802—1804 годы через российские порты прошло порядка 7 530 судов
Снова мы видим очевидный факт: Англия выделятся наиболее близкими с Россией торговыми связями. Самыми спрашиваемым русским товаром, особенно в Англии, было железо. Качественное уральское железо, особенно в военные годы, требовалось повсеместно и во всех сферах. Основной экспорт железа шёл именно в Соединённое королевство. В 1796—1803 гг. средняя цифра вывозимого из Петербурга железа составляла 2 061 326 пудов, из них 1 641 785 пудов в Англию, а 419 541 пуд в другие страны. Несложными вычислениями мы делаем вывод, что в Англию шло 86 % Петербургского экспорта.
До Тильзитского соглашения Англия играла первоочерёдную роль в торговле Российской империи. После изучения приведённых цифр, вполне логичным образом можно подумать и о том, что присоединение к континентальной блокаде серьёзно ударило по российской экономике, от чего оправиться ей было сложно. Войны третьей и четвертой антифранцузских коалиций обошлись очень дорого союзникам и самой Франции. Велись они главным образом на средства, шедшие из русского казённого сундука, так как английские субсидии были невелики. И вот Российская Империя присоединилась к континентальной блокаде Соединённого Королевства по итогам Тильзитского мирного соглашения с Наполеоном Бонапартом. Отчего торговля испытала серьёзный кризис, особенно в первые годы после вступления России в блокаду.
Можно увидеть, что торговый оборот значительно сократился, ведь Англия занимала ключевую роль, какой вывод уже был сделан. Торговля сократилась примерно в полтора раза по сравнению со среднегодовыми показателями до Тильзитского мирного соглашения.
В данный период торговля с Европой особенно сократилась в акватории Балтики. К слову, торговля на Азиатской границе оказалась более устойчивой, в некоторые года континентальной блокады торговые обороты с Азиатскими странами значительно наращивались. На примере сопоставления импорта и экспорта можно увидеть, что континентальная блокада Англии нанесла серьёзный урон российской экономике того времени. Такой вывод можно сделать исходя из прозрачно приведенных цифр. Однако стоит сказать, что присоединясь к континентальной блокаде, Александр I рассчитывал на определённые не только политические, но и экономические выгоды от дружбы с Наполеоном. Вспомнив про русско-шведскую войну 1808—1809 годов, инициатором которой был именно Наполеон Бонапарт, потребно вспомнить присоединённую по Фридрихсгамскому мирному договору, завершившему эту войну, Финляндию.
Великое княжество Финляндское, получившее широкую автономию в составе империи, играло важную роль в экономической сфере в течение столетия. Оно было максимально завязано на пространственных отношениях с российским Северо-Западом и значительным образом с Санкт-Петербургом. В качестве столицы империи Петербург потреблял значительное количество финских товаров и продовольствия, привлекая также множество квалифицированных финских мигрантов в сферу экономики. Обмен товарами, продовольствием, технологиями и инвестициями способствовал развитию обеих сторон и открыл новые перспективы для экономического роста.
Кроме того, войны с Турцией и Персией позволили России расширить свои территории. Была присоединена Бессарабия, а также было достигнуто юридическое признание захваченных территорий грузинских княжеств и северного Азербайджана. Это создало серьезные возможности для экономической экспансии России на Кавказе и в Балканах. К слову, после заключения Тильзитского мирного договора Франция ожидала подписания торгового договора с Россией. Однако переговоры по облегчению условий торговли не начались даже после этого события. Французов беспокоило резкое снижение курса рубля, что создавало проблемы для потенциальных покупателей французских товаров — русских аристократов, которым не хватало стабильной иностранной валюты. В результате установление прочных связей с Россией в сфере экономики и торговли, как, впрочем, и в других сферах, оказалось невозможным. Франция всё продолжала искать возможности для установления более прочных и основательных отношений с российскими аристократами и торговцами в надежде на будущее улучшение торговых отношений. В то же время Россия также осознавала важность развития торговых связей с Францией и искала пути для преодоления текущих торговых препятствий.
Общественные настроения
Один из ключевых аспектов любых исторических событий — социальные настроения... Конечно, потеря многих товаров импорта повлияла на цены внутри самой России. Англия, будучи страной-метрополией, имела неплохую выручку с хлопковых плантаций по всему миру. До 1807 года в империю из Соединенного Королевства импортировались в больших количествах краски, кофе, сахар, кофе, пряности, крепкие напитки и иные товары, добываемые в колониях. После присоединения к блокаде в курсе рубля наблюдалось значительное падение. Главная тому причина — многочисленная печать ассигнаций. Заметно возросли цены на ряд продуктов (особенно выделились сахар и кофе), некоторые — вообще пропали из обихода. Резкое недовольство высказывали высшие слои общества и горожане, избалованные колониальными товарами. Купцы-оптовики, завязанные на торговлю с Англией, терпели убытки. Роптала и та часть дворянства, в основном прибалтийского, которая поставляла зерно и продовольствие в Соединённое королевство.
Глубокий финансовый кризис, поразивший Россию, как отмечает исследователь Светлана Анатольевна Васильева6, был следствием неудачной бюджетной политики правительства. Вместо проведения структурных реформ и поиска альтернативных источников дохода, власти прибегли к избитому методу: бесконтрольной эмиссии слабо обеспеченных бумажных денег и привлечению всё новых и новых кредитов. Эта политика, подобно раковой опухоли разъедала экономику изнутри, постоянно усугубляя финансовое положение государства. Не стоит забывать и про вынужденный разрыв отношений с Великобританией, что привело к потере значительного источника дохода — британских субсидий. Эти субсидии, составлявшие неотъемлемую часть государственного бюджета, обеспечивали определённую финансовую стабильность и смягчали остроту бюджетных проблем. Их исчезновение стало тяжёлым ударом для казны, усугубив и без того плачевное положение дел.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев