26 июня 1941 г. экипаж капитана Николая Гастелло на бомбардировщике ДБ-3Ф вылетел на бомбардировку автодороги Молодечно – Родашковичи, по которой на восток двигалась вражеская мехколонна. Истребителей люфтваффе в воздухе не было, но колонна была хорошо прикрыта зенитной артиллерией. Для того, чтобы нанести бомбовый удар, бомбардировщик должен лечь на боевой курс, то есть, какое-то время двигаться с неизменной скоростью и не меняя высоты, становясь при этом удобной мишенью для зениток. Завидев пару советских самолетов, немецкие зенитчики быстро развернулись, и открыли беглый огонь по самолетам. Бомбардировщик Гастелло был подбит и загорелся. Командир корабля принял решение направить горящий самолет в механизированную колонну. Сам капитан Гастелло и все члены экипажа погибли...
А 27 декабря 1985 г. подвиг легендарного капитана Гастелло повторил в небе Афганистана подполковник Анатолий Левченко.
Родился Толя Левченко 6 февраля 1947 г. в рабочем поселке Николаевский Сталинградской области. Родители Александра Михайловна и Николай Петрович были людьми простыми, работали в совхозе. Детей в семье было трое, но мама, почему-то, Толю особенно выделяла.
В 1954 г. Толя пошел в первый класс. Жизнь в маленьком поселке вдалеке от больших городов особым разнообразием не отличалась: учеба, работа в огороде, игры с поселковыми пацанами – лапта, прятки, догонялки, и, конечно, футбол. Учился Толя хорошо, много читал. Когда Толя учился в третьем классе, в Советском Союзе запустили первый в мире искусственный спутник Земли. У людей это вызвало настоящий восторг: все поздравляли друг друга с этой победой отечественной науки и техники. Ночью при ясном небе с земли видно было пульсирующую точку, и первое время народ специально выходил из дома, чтобы еще раз убедиться в том, что «он летит». Возможно, именно после этого события Толя Левченко впервые задумался о том, чтобы стать летчиком, а лет примерно в тринадцать, эта робкая детская мысль переросла в твердую уверенность. Родители надеялись, что со временем парень передумает – мало ли на земле интересной работы, обязательно ли лесть в небо, но Толя был тверд в своем решении. Он уже тогда прекрасно понимал, что поступить в летное училище будет не просто, и усиленно налегал на математику с физикой, без которых летчиком стать невозможно. А еще стал изнурять себя физическими нагрузками – ведь без хорошей физподготовки летчику тоже никуда. Толя оканчивал седьмой класс, когда полетел Гагарин. Что тут началось! Услышав известие по радио – телевизоры в то время были большой редкостью и стояли только у избранных, народ высыпал на улицы – никто никого не принуждал, никто никого не организовывал, это был настоящий искренний народный порыв! Когда газеты напечатали фотографии первого космонавта, а через месяц в кинохронике показали, как Гагарин с развязавшимися шнурками идет по красной ковровой дорожке, советские граждане буквально сошли с ума от улыбки этого русого смоленского парня. Потом были Герман Титов, Андриан Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский. Потом была Валентина Терешкова и многие, многие другие. После этих полетов главной мечтой всей советской детворы стал космос, ну а если не космос – то небо. Конкурс в военные летные училища был космический, потому что только так можно было попасть в Отряд космонавтов. Валера Левченко, как и все, о космосе мечтал, но сперва нужно было стать военным летчиком. Особо раздумывать, куда поступать не пришлось: конечно, в Качинское военное училище летчиков, благо, недалеко оно, в Волгограде. Училище старейшее в России, созданное в Крыму, Севастополе, еще до революции. Училище прославленное: из стен его вышел лучший советский ас Александр Покрышкин, сбивший без малого 60 вражеских самолетов, ставший Трижды Героем раньше Жукова, единственный в стране человек, получивший все три Золотые Звезды в течение Великой Отечественной войны. Училище окончили дважды Герои Советского Союза Амет-хан Султан, Михаил Бондаренко, Борис Волынов, Василий Ефремов, Александр Колдунов, 130 Героев Советского Союза, 9 космонавтов. Выпускником этого училища был Георгий Байдуков – второй пилот экипажа Валерия Чкалова, совершившего беспосадочный перелет по маршруту Москва – Северный Ледовитый океан – Петропавловск-Камчатский – остров Уд на Амуре. В Качинском училище учились дети высших руководителей страны Василий Сталин, Степан Микоян, Тимур Фрунзе, Фрунзе Ярославский, а они своих детей отправляли лишь в лучшие учебные заведения. Учеба в Качинском училище была залогом хорошей военной карьеры: его окончили 80 генералов, 2 Маршала авиации и один Главный Маршал авиации.
В Волгоград Анатолий поехал вместе с еще троими выпускниками школы № 1, в которой учился десять лет. Один его товарищ поступил, Анатолий и двое других не добрали баллов. Парни уехали домой, а Анатолий уговорил взять его на работу на аэродром. Командование училища обратило внимание на добросовестного, исполнительного и любознательного вольнонаемного Левченко, включило его в резерв, и, когда, не выдержав первых трудностей казарменной жизни и военной учебы, несколько курсантов попросили их отчислить, Анатолия Левченко с удовольствием взяли на освободившееся место. Учился курсант Левченко увлеченно, старательно изучал теорию, имел лишь отличные и хорошие оценки, и с нетерпением, впрочем, как и все люди, решившие связать себя с небом, ждал, когда его первый раз возьмут в «спарку», когда разрешат первый раз самостоятельно повести учебный самолет. Такую привилегию он получил первый на курсе, вызвав здоровую зависть однокурсников. 9 мая 1965 г. в Советском Союзе отмечалась двадцатая годовщина победы в Великой Отечественной войне, и впервые после 1947 г. этот день был объявлен выходным. На Красной площади состоялся военный парад. К этому празднику командование училища направило родителям курсанта Левченко благодарственное письмо, в котором благодарили Александру Михайловну и Николая Петровича за воспитание сына – достойного защитник Родины.
Окончив в 1968 г. училище, лейтенант Левченко получил назначение в одну из летных частей прославленного Краснознаменного Закавказского военного округа: перед самым началом Великой Отечественной войны на базе штаба и управления округа была сформирована 19-я армия. Командовал Закавказским военным округом прошедший всю войну генерал-полковник Семен Константинович Куркоткин. В 1969 г. Анатолий Левченко вступил в КПСС, вскоре его назначили командиром звена. Он очень любил летать, всегда рвался в небо и постоянно совершенствовал свое мастерство, а люди любили его за честность, за надежность, за то, что он всегда приходил на помощь, за то, что с ним было легко и в небе, и на земле. И в то же время, по словам сослуживцев, он был обыкновенный мужчина – скромный, немногословный, очень добрый. Лейтенант Левченко ценил людей, и люди платили ему той же монетой: авторитет его у сослуживцев был очень высок. Спустя некоторое время Левченко перевели в Прибалтийский военный округ.
В 1985 г. подполковника Левченко перевели в Афганистан, в 34 смешанный авиакорпус.
Комментарии 46
"...И кричали враги потрясённые:
"Может, русские заколдованы?
Их пронзишь стрелой, а они живут,
Их сожжёшь огнём, а они живут,
А они живут и сражаются!..."