В этом мире пользу приносит каждый ... кто облегчает бремя
другого человека. (Чарльз Диккенс, «Наш общий друг», 1865)
* * *
Ча́рльз Джон Ха́ффем Ди́ккенс (англ. Charles John Huffam Dickens) ро-
дился 7 февраля 1812 года в пригороде Портсмута – городе Лэндпорт,
Англия, в многодетной семье портового чиновника. Чарльз рано узнал
нищету и бедствия. Достоверность картин жизни социально отвержен-
ных и нескрываемое сострадание к героям, на которых обрушивается
немилость судьбы, поражают в его романах, подчас носящих автобио-
графический характер.
Не получив систематического образования, Диккенс работал парламе-
нтским стенографом, а затем – нашёл себя прежде всего как репортёр.
Обременённый большой семьёй (у его отца было 8 детей), он постоян-
но испытывал нехватку средств. Но, как только Диккенс выполнил (на
пробу) несколько репортёрских заданий, то сразу же им заинтересова-
лась читающая публика. Литература – вот что теперь являлось для не-
го самым главным.
Первые нравоописательные очерки Диккенса, которые он назвал «Оче-
рками Боза», напечатались в 1836 году. Дух их вполне соответствовал
социальному положению Чарльза. Это была, в некоторой степени, бел-
летристическая декларация интересов разоряющейся мелкой буржуа-
зии. Психологические зарисовки, портреты лондонцев, как и все дикке-
нсовские романы, также сначала выходили в газетном варианте, и уже
принесли молодому автору достаточно славы. Такие произведения, как
«Посмертные записки Пиквикского клуба», «Оливер Твист», «Дэвид Ко-
пперфильд», «Большие надежды», «Повесть о двух городах» – все они
печатались отдельными выпусками с продолжением.
Головокружительный успех ожидал Диккенса в том же году по мере вы-
хода в свет глав «Посмертных записок Пиквикского клуба» («The Post-
humous Papers of the Pickwick Club»). Данный роман роман вызвал нео-
бычайный прилив читательского интереса. В романе он рисует старую
Англию с самых различных её сторон, восхищаясь и раскрывая читате-
лям добродушие и обилие живых симпатичных черт, присущих лучшим
представителям английской мелкой буржуазии. Все эти черты воплоще-
ны в добродушнейшем оптимисте, благороднейшем старом чудаке мис-
тере Пиквике.
Сочувствуя героям, автор приводит действие к благополучному финалу,
где участники получают вознаграждение за свои страдания и унижения.
Обладая незаурядным актёрским даром, Диккенз выступал с публичны-
ми чтениями личных произведений, и ему неизменно сопутствовал огро-
мный успех.
«Приключения Оливера Твиста» (1838), «Лавка древностей» (1841), «До-
мби и сын» (1848) создают исчерпывающий портрет общества, обнажая
его пороки и изъяны. В конечном счете, несовершенство общественного
уклада становится ясно – и персонажи находят свой идеал в уюте дома,
отдавая предпочтение семейным ценностям.
Выразившееся в книгах Диккенса восприятие мира не признаёт безнаде-
жности и отчаяния, хотя нередко описаны жестокие, и даже катастрофи-
ческие ситуации. Однако самые тягостные обстоятельства не способны
подорвать веру персонажей в конечное торжество Добра или праведное
воздаяние за гробом, если недостижима земная справедливость.
Тонкий английский юмор, побуждающий не только создавать фарсовые
сюжетные положения, в которых всего отчетливее проступает истинная
человеческая природа героев, но распознавать чудесное под внешним
обликом вещей, заставляя ужас и отвращение ретироваться перед радо-
стью, – важнейшее писательское свойство Диккенса.
Очень высоко оценивал творчество Чарльза Диккенса великий русский
писатель-психолог Федор Михайлович Достоевский, называя его непре-
взойдённым мастером «искусства изображения современной, текущей
действительности».
9 июня 1870 года великий английский писатель Чарльз Диккенс умер, по-
хоронен в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства. Его книги переве-
дены на многие языки мира и доныне любимы читателями разных возра-
стов и сословий...
* * *
ВИДЕО:
https://www.youtube.com/watch?v=tnBd4vWTlP8
Комментарии 3
* * *
- Приходится грызть - или загрызут тебя.
* * *
- Никогда не говори "никогда".
ЧАРЛЬЗ ДИККЕНС.
ЧАРЛЬЗ ДИККЕНС.