СКС как охотничий карабин
В советские времена СКС был несбыточной мечтой для охотника-любителя. При наличии выбора между СВТ-40, СКС и карабином Мосина обр. 1944 года, предпочтение обычно отдавалось СКС. Лёгкий, надёжный и неприхотливый самозарядный карабин, при достаточно мощном патроне и приемлемой точности, был любимым оружием нескольких поколений советских исследователей, стражей леса и охотников-промысловиков.
Созданный для эксплуатации в условиях окопной грязи и рукопашного боя, карабин Симонова оказался замечательным охотничьим оружием в условиях дикой сибирской тайги и на Крайнем Севере. Пуля боевого патрона 7,62х39, оптимальная для выведения из строя человека весом до 100 кг, оказалась «слабоватой» для крупных копытных и медведя. Появление охотничьих версий патрона несколько улучшило его эффективность, но останавливающего действия всё равно явно не хватает. Выручает точная стрельба «по месту», чего не хватает многим владельцам СКС. Любителям мощных крупнокалиберных винтовок, уверенных в способности тяжёлой 9-мм пули положить любого зверя на месте, можно привести в пример факты систематического успешного отстрела африканских слонов из 7-мм винтовок (при стрельбе в «нужное» место, разумеется) и случаи игнорирования медведями пуль .416 Rigby, при попадании по кишечнику и прочим неубойным местам.
Сейчас российское охотничье общество обсуждает новый закон «Об охоте», где патрон 7,62х39 практически выведен из разрешённых к применению на охоте в России. Можно долго спорить об эффективности и рациональности применения патрона обр. 43 года на охоте, можно приводить убедительные цифры и аргументировать замысловатыми терминами из области внешней и раневой баллистики, рассуждать о джоулях, кинетике и поражающих свойствах различных пуль. И делать категорические выводы о непригодности промежуточного патрона и оружия под него для охоты на зверя вообще и в частности.
А можно попадать навскидку первым выстрелом в позвоночник, в голову, разбивать полуоболоченной пулей сердце и паренхиматозные органы зверя, укладывая на месте крупных медведей и лосей. Конечно, раз на раз не приходится, порой кабан с сердцем, разваленным «Бреннеке-магнум» 12 калибра и в труху разбитыми лёгкими проходит около ста метров в гору и кидается на охотника. Когда-то, работая в экстренной хирургии, я наблюдал порой, как долго может жить человек, расстрелянный из ТТ и потерявший огромное количество крови – просто не были серьёзно задеты действительно жизненно важные органы. Мой дядя, будучи в должности егеря нацпарка, в 90-х гг. был по подлому, в упор, расстрелян браконьерами из обреза «вертикалки» крупной дробью. Вся грудь была как решето. Но он умудрился уничтожить браконьеров и несколько километров проползти навстречу людям. И выжил после сложнейшей операции. И в то же время я видел людей, умирающих от ранения пулей из «мелкашки».
Это всё к тому, что искусство подлинно виртуозной охоты – это умение попасть даже не «по месту», а попасть в ту точку пресловутого «места», когда зверь ложится на месте, даже при попадании пули боевого патрона из СКС. Ведь никто не будет спорить, что хороший забойщик скота бьёт не «по месту», а ювелирно «в точку»? Не будь я свидетелем фантастических выстрелов из СКС, причём не случайных, а системных, тогда, наверное, я бы с пеной у рта отстаивал необходимость запрещения всех боеприпасов, калибром менее 9,3х54.
Но я вижу и другое – как в лес идут охотники, ни разу не стрелявшие по тарелкам на стенде, не слышавшие о мишени «бегущий кабан», не знающие матчасть оружия и концептуальных основ обращения с ним. И когда за километры уходит и потом дохнет в зарослях «прошитый» через кишки кабан или лось, то чего хаять СКС, если стрелять не умеешь? Наверное, не столь важен калибр нарезного оружия, как умение верно определить дистанцию и время выстрела, в совокупности с умением стрелять быстро и точно.
Другая сторона профессионального подхода – стрелять максимально быстро, буквально «нашпиговывая» зверя пулями (как говорит один мой знакомый: «я стреляю не очень метко, но зато очень быстро»). Метода эффективная и проверенная временем, отлично подходит для СКС. «Защитники природы» и прочие кабинетные «гуманисты», не знающие жизни промысловиков и прочего «чёрного люда», свои эмоции по данному поводу могут оставить при себе.
СКС – великолепная винтовка для отстрела волков, добычи любых небольших копытных, свиней, да любых животных весом до сотни кг. Благодаря великолепной развесовке, карабин кажется совсем лёгким и отлично «ложится» при стрельбе навскидку. Точность СКС абсолютно достаточна для охотничьих задач, решаемых пулей его патрона. При установке оптики, СКС можно применять вплоть до 300 м (не битый жизнью карабин на 100 м экспансивными климовскими патронами выдаёт группы около 6-7 см, при стрельбе с открытого прицела), хотя реально эффективность ограничивается 150-200 м.
Комментарии 3