Наткнулась на интересную статью...привожу частично....
Марина Влади — в книге «Владимир, или Прерванный полет»:
«Единственный поэт, портрет которого стоит у тебя на столе, — это Пушкин. Единственные книги, которые ты хранишь и время от времени перечитываешь, — это книги Пушкина. Единственный человек, которого ты цитируешь наизусть, — это Пушкин. Единственный музей, в котором ты бываешь, — это музей Пушкина. Единственный памятник, к которому ты приносишь цветы, — это памятник Пушкину. Единственная посмертная маска, которую ты держишь у себя на столе, — это маска Пушкина. Твоя последняя роль — Дон Гуан в «Каменном госте». Ты говоришь, что Пушкин один вмещает в себе все русское Возрождение. Он — мученик, как и ты, тебе известна каждая подробность его жизни, ты любишь людей, которые его любили, ты ненавидишь тех, кто делал ему зло, ты оплакиваешь его смерть, как будто он погиб совсем недавно. Если воспользоваться словами Булгакова, ты носишь его в себе. Он — твой к...ЕщёНаткнулась на интересную статью...привожу частично....
Марина Влади — в книге «Владимир, или Прерванный полет»:
«Единственный поэт, портрет которого стоит у тебя на столе, — это Пушкин. Единственные книги, которые ты хранишь и время от времени перечитываешь, — это книги Пушкина. Единственный человек, которого ты цитируешь наизусть, — это Пушкин. Единственный музей, в котором ты бываешь, — это музей Пушкина. Единственный памятник, к которому ты приносишь цветы, — это памятник Пушкину. Единственная посмертная маска, которую ты держишь у себя на столе, — это маска Пушкина. Твоя последняя роль — Дон Гуан в «Каменном госте». Ты говоришь, что Пушкин один вмещает в себе все русское Возрождение. Он — мученик, как и ты, тебе известна каждая подробность его жизни, ты любишь людей, которые его любили, ты ненавидишь тех, кто делал ему зло, ты оплакиваешь его смерть, как будто он погиб совсем недавно. Если воспользоваться словами Булгакова, ты носишь его в себе. Он — твой кумир, в нем соединились все духовные и поэтические качества, которыми ты хотел бы обладать…«На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля — Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дольную трудов и чистых нег».
Известно, что Пушкина отказались отпевать в церкви при Адмиралтействе, называвшейся тогда Исаакиевским собором — как было изначально задумано, — потому что настоятель храма посчитал поэта самоубийцей. И в Конюшенную придворную церковь А.С. взяли лишь по личному указанию Николая I.
Барон Луи Геккерн, нидерландский посланник, приемный отец и любовник Дантеса, пишет в те дни одному своему корреспонденту:
«Жоржу (Дантесу) не в чем себя упрекнуть; его противником был безумец, вызвавший его без всякого разумного повода; ему просто жизнь надоела, и он решился на самоубийство, избрав руку Жоржа орудием для своего переселения в другой мир».
Действительно. Яростно оскорбительное письмо А. С. барону Геккерну 26 января 1837-го было заведомой провокацией смертельной дуэли. Пасквиль, полученный Пушкиным 4 ноября 1836-го — с намеками на связь Н.Н. Гончаровой не только с Дантесом, но и с императором, — так до сих пор и не нашел легитимного автора. Подозреваемые — князь-иезуит Иван Гагарин, князь-историк Петр Долгоруков и все тот же Луи Геккерн — кажется, давно оправданы. Не прислал ли этот роковой текст поэту сам поэт?
Почти весь Пушкин, начиная с «Евгения Онегина», — сплошное и размежеванное пророчество о самоубийстве в специально отведенное время.
«Блажен, кто праздник жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала полного вина, Кто не дочел ее романа И вдруг умел р...Ещё«Жоржу (Дантесу) не в чем себя упрекнуть; его противником был безумец, вызвавший его без всякого разумного повода; ему просто жизнь надоела, и он решился на самоубийство, избрав руку Жоржа орудием для своего переселения в другой мир».
Действительно. Яростно оскорбительное письмо А. С. барону Геккерну 26 января 1837-го было заведомой провокацией смертельной дуэли. Пасквиль, полученный Пушкиным 4 ноября 1836-го — с намеками на связь Н.Н. Гончаровой не только с Дантесом, но и с императором, — так до сих пор и не нашел легитимного автора. Подозреваемые — князь-иезуит Иван Гагарин, князь-историк Петр Долгоруков и все тот же Луи Геккерн — кажется, давно оправданы. Не прислал ли этот роковой текст поэту сам поэт?
Почти весь Пушкин, начиная с «Евгения Онегина», — сплошное и размежеванное пророчество о самоубийстве в специально отведенное время.
«Блажен, кто праздник жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала полного вина, Кто не дочел ее романа И вдруг умел расстаться с ним».
Сравним — у Высоцкого.
«Смешно, не правда ли, смешно?.. А он шутил — недошутил, Недораспробовал вино, И даже недопригубил». (Это стихотворение, кстати, и называется «Прерванный полет».)
О самоубийстве Пушкина писали много и многие. Юрий Лотман (Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века):
«Лицо эпохи отразилось и в образе смерти. Смерть давала свободу. Смерть искали в Кавказской войне, казавшейся бесконечной, и на дуэли. Под дулом дуэльного пистолета человек освобождался от императорской власти и от петербургской бюрократии. Возможность увидеть своего врага лицом к лицу и направить на него свой пистолет давала лишь миг свободы. Не понимая этого, мы не постигнем, почему Пушкин пошел к барьеру, а Лермонтов бравировал готовностью подставить грудь под выстрел. Там, где вступала в права смерть, кончалась власть императора.
Последекабристский период ощутимо изменил концепцию смерти в системе культуры. Прежде всего смерть вносила истинный масштаб в карьерные и государственные ценности. Николай I, который был убежден, что «может все» (слова его в беседе со Смирновой-Россет), разговоров о смерти не терпел и всегда их обрывал. В таких разговорах раскрывалась ограниченность и тщета его власти, и в этом, возможно, была одна из причин того, почему мысль о смерти привлекала самых разных людей николаевской эпохи».
Лотман, пожалуй, прав во всем, кроме: дело не столько в эпохе. Просто смерть — единственная альтернатива власти над поэтом земных царей, во все времена. Вот в «Медном всаднике», где наводнение, — тоже метафора пушкинской погибели:
«В тот грозный год Покойный царь еще Россией Со славой правил. На балкон, Печален, смутен, вышел он И молвил: «С божией стихией Царям не совладеть».
Финальное пророчество — «Маленькие трагедии». Прежде всего — страшная тандемокра
...Ещё
Последекабристский период ощутимо изменил концепцию смерти в системе культуры. Прежде всего смерть вносила истинный масштаб в карьерные и государственные ценности. Николай I, который был убежден, что «может все» (слова его в беседе со Смирновой-Россет), разговоров о смерти не терпел и всегда их обрывал. В таких разговорах раскрывалась ограниченность и тщета его власти, и в этом, возможно, была одна из причин того, почему мысль о смерти привлекала самых разных людей николаевской эпохи».
Лотман, пожалуй, прав во всем, кроме: дело не столько в эпохе. Просто смерть — единственная альтернатива власти над поэтом земных царей, во все времена. Вот в «Медном всаднике», где наводнение, — тоже метафора пушкинской погибели:
«В тот грозный год Покойный царь еще Россией Со славой правил. На балкон, Печален, смутен, вышел он И молвил: «С божией стихией Царям не совладеть».
Финальное пророчество — «Маленькие трагедии». Прежде всего — страшная тандемократия Моцарта и Сальери, где Пушкин, на мой взгляд, отождествляет себя с обоими сразу. Человеческим началом поэта, беспрекословно убивающим нечеловеческое, и наоборот. Нераздельно и неслиянно, как и было сказано.
«Нет! не могу противиться я доле. Судьбе моей: я избран, чтоб его Остановить — не то мы все погибли».
Его — это самого себя.
Марина Влади, там же:
«И — худо-бедно — «они» в конце концов разрешили тебе сыграть в «Каменном госте». Эта последняя роль поставила все проблемы, которые можно найти в твоих последних стихах: преодоление себя, болезненный вопрос о смысле жизни, возмущение произволом, фрондерский юмор в ответ на нехватку свободы, вызов. И в конечном итоге принесение в жертву собственной жизни».
Такое же концентрированное рассуждение о самоубийстве как форме побега из наличной реальности — Высоцкий, с определенных дней.
«Охота на волков»:
«Я из повиновения вышел: За флажки — жажда жизни сильней! Только — сзади я радостно слышал Удивленные крики людей. Рвусь из сил — и из всех сухожилий, Но сегодня — не так, как вчера: Обложили меня, обложили — Но остались ни с чем егеря!»
«Жизнь» уже можно менять на «смерть», но это было бы слишком явно, поэт так не должен.
«Охота с вертолетов»:
«Улыбаюсь я волчей ухмылкой врагу, Обнажаю гнилые осколки. Но — на татуированном кровью снегу Наша роспись: мы больше не волки!»
«Мой финиш — горизонт — по-прежнему далек, Я ленту не порвал, но я покончил с тросом. Канат не пересек мой шейный позвонок, Но из кустов стреляют по колесам.Меня ведь не рубли на гонку завели — Меня просили: «Миг не проворонь ты! Узнай, а есть предел — там, на краю Земли, И можно ли раздвинуть горизонты?!»
Это существо не могло сохранять иллюзию выживания. Больше того — боялось опоздать к отплытию. Отсюда это:
Дуэль не состоялась или перенесена, А в тридцать три распяли, но не сильно, А в тридцать семь — не кровь, да что там кровь! — и седина Испачкала виски не так обильно… Срок жизни увеличился — и может быть, концы Поэтов отодвинулись на время.
Марина Влади:
«Я помню, как ты однажды сказал мне: «Ты же видишь, я ей не нужен — этой величественной даме в черном. Я тоже не очень-то тороплюсь познакомитьс...Ещё
«Горизонт»:
«Мой финиш — горизонт — по-прежнему далек, Я ленту не порвал, но я покончил с тросом. Канат не пересек мой шейный позвонок, Но из кустов стреляют по колесам.Меня ведь не рубли на гонку завели — Меня просили: «Миг не проворонь ты! Узнай, а есть предел — там, на краю Земли, И можно ли раздвинуть горизонты?!»
Это существо не могло сохранять иллюзию выживания. Больше того — боялось опоздать к отплытию. Отсюда это:
Дуэль не состоялась или перенесена, А в тридцать три распяли, но не сильно, А в тридцать семь — не кровь, да что там кровь! — и седина Испачкала виски не так обильно… Срок жизни увеличился — и может быть, концы Поэтов отодвинулись на время.
Марина Влади:
«Я помню, как ты однажды сказал мне: «Ты же видишь, я ей не нужен — этой величественной даме в черном. Я тоже не очень-то тороплюсь познакомиться с ней». Между тем ты сделал все, чтобы подготовиться и не опоздать на свидание».
Пушкин из-за царя и Бенкендорфа не смог уехать за границу. И потому женился, вписав Наталью Гончарову в самоубийственный сюжет. Высоцкий женился, и потому смог ездить за границу. Возможно, тем и подвинув смерть на 12 лет, как мы склонны считать вместе с Мариной Влади.
Главные противоречия поэта дополняются суммой других, ими порожденных. Например. Между любовью и дружбой. Поэт навлекает на себя смертельную любовь, но сам он к ней не готов, ибо для него дружба главнее (несуществующей) любви, а любовь (вместе с прилагаемым сексом) — форма, разновидность дружбы. Потому поэт в принципе не может изменять в любви, само понятие «измена» здесь неприменимо. К Высоцкому и Пушкину это относится одинаково.
Еще одно противоречие, свойственное именно Высоцкому, — между миссиями актера и поэта. Две едва совместимые, враждебные друг другу ипостаси.
Вот из воспоминаний Н.Я. Мандельштам, со ссылкой на главного авторитета:
«Р. сказал, что прошлую ночь провел в Ялте с человеком противоположной Мандельштаму профессии. Мандельштам по своей привычке кивнул и ничего не спросил. На обратном пути я полюбопытствовала, что это за противоположная профессия. «Актер, вероятно», — сказал Мандельштам. Я бы, скорее, подумала, что Р. имел в виду чекиста, но Мандельштам усомнился, что принадлежность к органам можно считать профессией. Для Р. было бы слишком примитивно противопоставлять тюремщика и потенциального арестанта. Что бы ни думал Р., для меня не важно, а существенно то, что Мандельштам считал актера антиподом поэта».
Актер онтологически пуст, чтобы в верный момент его могли наполнить до краев текст и режиссер. Поэт же — переполнен самим собою. Так что актер-поэт — те еще сапоги всмятку.
Под собственный занавес Высоцкий мог играть в театре только Гамлета (о чем и договорился с Юрием Любимовым).
...Ещё
Вот из воспоминаний Н.Я. Мандельштам, со ссылкой на главного авторитета:
«Р. сказал, что прошлую ночь провел в Ялте с человеком противоположной Мандельштаму профессии. Мандельштам по своей привычке кивнул и ничего не спросил. На обратном пути я полюбопытствовала, что это за противоположная профессия. «Актер, вероятно», — сказал Мандельштам. Я бы, скорее, подумала, что Р. имел в виду чекиста, но Мандельштам усомнился, что принадлежность к органам можно считать профессией. Для Р. было бы слишком примитивно противопоставлять тюремщика и потенциального арестанта. Что бы ни думал Р., для меня не важно, а существенно то, что Мандельштам считал актера антиподом поэта».
Актер онтологически пуст, чтобы в верный момент его могли наполнить до краев текст и режиссер. Поэт же — переполнен самим собою. Так что актер-поэт — те еще сапоги всмятку.
Под собственный занавес Высоцкий мог играть в театре только Гамлета (о чем и договорился с Юрием Любимовым).
И не исключительно из-за проблем со здоровьем — он был Гамлетом на самом деле, и так ему было легче.
И у каждого поэта — свой памятник. У Пушкина — с высоты спокойного ожидания смерти, как утренней разносчицы молока.
«И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокой век восславил я Свободу И милость к падшим призывал».
У Высоцкого — из глубины мучительного ее ожидания, марева наркотической агонии:
«И паденье меня и согнуло, И сломало, Но торчат мои острые скулы Из металла! Не сумел я, как было угодно — Шито-крыто. Я, напротив, ушел всенародно Из гранита».
Список великих русских поэтов прошлого века полон, но не закончен. Скоро будем вносить в него Виктора Цоя. И сравнивать с Лермонтовым. Но не сейчас. Как сказал Высоцкий жене Марине в день их последнего очного расставания: «Не плачь, еще не время».
Наверное потому, что я как-бы современник В. С. Высоцкого (хотя и не ровесник) и слышала его песни, смотрела фильмы с его участием в те времена, когда они и создавались, то у меня сложилось собственное мнение о его творчестве. Оно отличается от официального, называющего Высоцкого Пушкиным двадцатого века. И не совпадает с мнением А. Б. Джигарханяна, который не считает его ни хорошим актёром, ни хорошим поэтом. А лишь явлением. Таким, как к примеру, Мэрилин Монро. И надо сказать, что А. Б. Джигарханян вовсе не одинок в подобном мнении. Потому что творчество В. С. Высоцкого воспринималось его современниками не столь однозначно, как сейчас об этом говорят. Высоцкий и как личность, и как бард, особенно в начале своей карьеры встречал и непонимание. Песен было много, достаточно разных. И были такие, которых нельзя было слушать в «приличных домах».
Впрочем, тогда расплодились и подражатели. И я не берусь утверждать, что все такие песни были именно его. П...ЕщёНаверное потому, что я как-бы современник В. С. Высоцкого (хотя и не ровесник) и слышала его песни, смотрела фильмы с его участием в те времена, когда они и создавались, то у меня сложилось собственное мнение о его творчестве. Оно отличается от официального, называющего Высоцкого Пушкиным двадцатого века. И не совпадает с мнением А. Б. Джигарханяна, который не считает его ни хорошим актёром, ни хорошим поэтом. А лишь явлением. Таким, как к примеру, Мэрилин Монро. И надо сказать, что А. Б. Джигарханян вовсе не одинок в подобном мнении. Потому что творчество В. С. Высоцкого воспринималось его современниками не столь однозначно, как сейчас об этом говорят. Высоцкий и как личность, и как бард, особенно в начале своей карьеры встречал и непонимание. Песен было много, достаточно разных. И были такие, которых нельзя было слушать в «приличных домах».
Впрочем, тогда расплодились и подражатели. И я не берусь утверждать, что все такие песни были именно его. Потому что по ролям в театре народ Высоцкого не знал. Зачастую он даже не знал, как выглядит этот самый Высоцкий. И мог судить о нём лишь по песням, лившимся с магнитофонных лент. Вот и думали о Владимире Высоцком всё, что угодно. И что в тюрьме он, якобы, сидел. И что вообще неизвестно кто это и с чем его едят.
Во-всяком случае, в начале семидесятых мало кто знал, что из себя представляет человек, чьи песни записаны только на магнитофонную ленту. Настоящая всенародная любовь, на мой взгляд, пришла к нему позднее, после фильма "Место встречи изменить нельзя". Мне кажется, что именно роль капитана Жеглова, сломала последний лёд неприятия его творчества и его личности и принесла настоящую всенародную славу и любовь. Ту самую, которая всё понимает и прощает.
Этой ролью он и даёт ответ А. Б. Джигарханяну на его, всё-таки несправедливое мнение. Будь Высоцкий плохим актером, этот бы фильм никогда не стал выдающимся событием в нашем киноискусстве. А если вспомнить его роль в фильме "Как царь Пётр арапа женил", то если б арапа играл другой актёр, то фильм возможно, уже бы забыли. А не то, что сто раз пересматривали, как, к примеру, это делаю я.
Про его театральные роли судить не могу. Т.к. спектакли с участием Высоцкого по телеку не показывали.
Я люблю творчество Владимира Высоцкого, как и многие люди моего поколения. Но мне не нравится, когда его называют Пушкиным двадцатого века. Потому что это неправильно ни с точки зрения личности, ни с точки зрения поэзии, ни с точки зрения их места и роли в жизни страны. Высоцкий был бардом, певцом и поэтом своего времени. До него столь же популярным бардом был и Вертинский. А поэзия Пушкина – вне времени. Она заложена в русско...ЕщёЭтой ролью он и даёт ответ А. Б. Джигарханяну на его, всё-таки несправедливое мнение. Будь Высоцкий плохим актером, этот бы фильм никогда не стал выдающимся событием в нашем киноискусстве. А если вспомнить его роль в фильме "Как царь Пётр арапа женил", то если б арапа играл другой актёр, то фильм возможно, уже бы забыли. А не то, что сто раз пересматривали, как, к примеру, это делаю я.
Про его театральные роли судить не могу. Т.к. спектакли с участием Высоцкого по телеку не показывали.
Я люблю творчество Владимира Высоцкого, как и многие люди моего поколения. Но мне не нравится, когда его называют Пушкиным двадцатого века. Потому что это неправильно ни с точки зрения личности, ни с точки зрения поэзии, ни с точки зрения их места и роли в жизни страны. Высоцкий был бардом, певцом и поэтом своего времени. До него столь же популярным бардом был и Вертинский. А поэзия Пушкина – вне времени. Она заложена в русской (российской) молекуле ДНК. Это она - наш генофонд. И это она из эмбрионов выращивает русских. И я не знаю, что должно произойти, чтобы наш народ забыл Пушкина. Только апокалипсис.
Нет, я бы сравнила Высоцкого с Маяковским. Их поэзию роднит страстность и то, что она отображала историческую эпоху. Кстати, и Маяковский в своё время был бешено популярен. Но, впрочем я не литературовед и мне сложно судить о столь тонких материях.
Называть Высоцкого Пушкиным 20-го века - это по-моему натяжка, и, притом, чрезвычайно большая. Высоцкий был актёром, неплохим, но из второго ряда. Я помню театральную Москву 70-х. В первом ряду были Смоктуновский, Массальский, Кторов, Степанова, Зуева, Леонов, Чурикова. Шли на спектакли этих актёров - независимо от того, какая пьеса и чья постановка. На "Таганку" шли из-за Любимова. Если ещё и Высоцкий участвует- дополнительный плюс. Я видел, наверное, три спектакля с Высоцким - и не могу сказать, что он чем-то выделялся из труппы. Честно говоря, Золотухин или Хмельницкий мне нравились больше. А Пушкин... Несопостовим. Современный литературный русский язык создан Пушкиным. Русская романтическая проза начинается с Пушкина. Новые стихотворные размеры (четырёхстопный ямб). Более того - если брать по-крупному - настоящей русской художественной литературы до Пушкина не было. Татьяна читала французские романы пото...ЕщёРецензия Владимира Смоловича...
Называть Высоцкого Пушкиным 20-го века - это по-моему натяжка, и, притом, чрезвычайно большая. Высоцкий был актёром, неплохим, но из второго ряда. Я помню театральную Москву 70-х. В первом ряду были Смоктуновский, Массальский, Кторов, Степанова, Зуева, Леонов, Чурикова. Шли на спектакли этих актёров - независимо от того, какая пьеса и чья постановка. На "Таганку" шли из-за Любимова. Если ещё и Высоцкий участвует- дополнительный плюс. Я видел, наверное, три спектакля с Высоцким - и не могу сказать, что он чем-то выделялся из труппы. Честно говоря, Золотухин или Хмельницкий мне нравились больше. А Пушкин... Несопостовим. Современный литературный русский язык создан Пушкиным. Русская романтическая проза начинается с Пушкина. Новые стихотворные размеры (четырёхстопный ямб). Более того - если брать по-крупному - настоящей русской художественной литературы до Пушкина не было. Татьяна читала французские романы потому, что русских романов ещё не было. Попытки сравнивать Пушкина и Высоцкого - простое кумиротворчество...
В квартире, расположенной по адресу: Мойка, 12, А.С. Пушкин поселился 12 сентября 1836 года. В ней он жил вместе со своей семьей: женой Натальей Гончаровой и четырьмя детьми.
«Дорогой отец, прежде всего — вот мой адрес: на Мойке близ Конюшенного мосту в доме княгини Волконской», — писал своему отцу А.С.Пушкин.
Квартира на Мойке — не была собственностью поэта. В Петербурге он жил в съемных квартирах. Обычно Александр Сергеевич снимал апартаменты с осени по весну, на лето уезжал на дачу, а затем возвращался в город и искал новую квартиру.
Снимать квартиру в Санкт-Петербурге было намного выгоднее, чем иметь собственное жилье. Стоимость зависела от местонахождения, количества комнат, этажа, ремонта.
В центре города жить было дороже всего. Так, например, на Литейном проспекте квартиру арендовали за 800—850 рублей в год, на Моховой квартира стоила 600—650 рублей в год. Обычно контракт об аренде заключался с владельцем дома на год.
Известно, что А.С. Пушкину не хватало денег на жизнь. За 17 лет своей литературной деятельности поэт заработал 255 188 рублей ассигнациями. С 1831 года у А.С. Пушкина было персональное жалованье от императора — 5 000 руб. в год. Сам поэт утверждал — для комфортной жизни ему необходимо получ
...Ещё
Квартира на Мойке — не была собственностью поэта. В Петербурге он жил в съемных квартирах. Обычно Александр Сергеевич снимал апартаменты с осени по весну, на лето уезжал на дачу, а затем возвращался в город и искал новую квартиру.
Снимать квартиру в Санкт-Петербурге было намного выгоднее, чем иметь собственное жилье. Стоимость зависела от местонахождения, количества комнат, этажа, ремонта.
В центре города жить было дороже всего. Так, например, на Литейном проспекте квартиру арендовали за 800—850 рублей в год, на Моховой квартира стоила 600—650 рублей в год. Обычно контракт об аренде заключался с владельцем дома на год.
Известно, что А.С. Пушкину не хватало денег на жизнь. За 17 лет своей литературной деятельности поэт заработал 255 188 рублей ассигнациями. С 1831 года у А.С. Пушкина было персональное жалованье от императора — 5 000 руб. в год. Сам поэт утверждал — для комфортной жизни ему необходимо получать 30 000 руб. каждый год.
«Чтобы уплатить все мои долги и иметь возможность жить, устроить дела моей семьи и наконец без помех и хлопот предаться своим историческим работам и своим занятиям, мне было бы достаточно получить взаймы 100 000 р. Но в России это невозможно», — писал Александр Сергеевич в мае 1835 года А. Х. Бенкендорфу.
В квартире на Мойке поэт думал прожить два года, однако планы нарушила внезапная смерть: в 1837 году Пушкин погиб от тяжелого ранения на дуэли. К моменту кончины он был должен около 140 000 рублей. За его долги расплатился император Николай I.
40 лет назад ушел из жизни всенародно любимый советский актер и бард Владимир Высоцкий – Самые лучшие и интересные посты по теме: Бард, Садальский, актер на развлекательном портале Fishki.net
Комментарии 29
Марина Влади — в книге «Владимир, или Прерванный полет»:
«Единственный поэт, портрет которого стоит у тебя на столе, — это Пушкин. Единственные книги, которые ты хранишь и время от времени перечитываешь, — это книги Пушкина. Единственный человек, которого ты цитируешь наизусть, — это Пушкин. Единственный музей, в котором ты бываешь, — это музей Пушкина. Единственный памятник, к которому ты приносишь цветы, — это памятник Пушкину. Единственная посмертная маска, которую ты держишь у себя на столе, — это маска Пушкина. Твоя последняя роль — Дон Гуан в «Каменном госте». Ты говоришь, что Пушкин один вмещает в себе все русское Возрождение. Он — мученик, как и ты, тебе известна каждая подробность его жизни, ты любишь людей, которые его любили, ты ненавидишь тех, кто делал ему зло, ты оплакиваешь его смерть, как будто он погиб совсем недавно. Если воспользоваться словами Булгакова, ты носишь его в себе. Он — твой к...ЕщёНаткнулась на интересную статью...привожу частично....Марина Влади — в книге «Владимир, или Прерванный полет»:
«Единственный поэт, портрет которого стоит у тебя на столе, — это Пушкин. Единственные книги, которые ты хранишь и время от времени перечитываешь, — это книги Пушкина. Единственный человек, которого ты цитируешь наизусть, — это Пушкин. Единственный музей, в котором ты бываешь, — это музей Пушкина. Единственный памятник, к которому ты приносишь цветы, — это памятник Пушкину. Единственная посмертная маска, которую ты держишь у себя на столе, — это маска Пушкина. Твоя последняя роль — Дон Гуан в «Каменном госте». Ты говоришь, что Пушкин один вмещает в себе все русское Возрождение. Он — мученик, как и ты, тебе известна каждая подробность его жизни, ты любишь людей, которые его любили, ты ненавидишь тех, кто делал ему зло, ты оплакиваешь его смерть, как будто он погиб совсем недавно. Если воспользоваться словами Булгакова, ты носишь его в себе. Он — твой кумир, в нем соединились все духовные и поэтические качества, которыми ты хотел бы обладать…«На свете счастья нет, но есть покой и воля.Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дольную трудов и чистых нег».
Известно, что Пушкина отказались отпевать в церкви при Адмиралтействе, называвшейся тогда Исаакиевским собором — как было изначально задумано, — потому что настоятель храма посчитал поэта самоубийцей. И в Конюшенную придворную церковь А.С. взяли лишь по личному указанию Николая I.
Барон Луи Геккерн, нидерландский посланник, приемный отец и любовник Дантеса, пишет в те дни одному своему корреспонденту:
Действительно. Яростно оскорбительное письмо А. С. барону Геккерну 26 января 1837-го было заведомой провокацией смертельной дуэли. Пасквиль, полученный Пушкиным 4 ноября 1836-го — с намеками на связь Н.Н. Гончаровой не только с Дантесом, но и с императором, — так до сих пор и не нашел легитимного автора. Подозреваемые — князь-иезуит Иван Гагарин, князь-историк Петр Долгоруков и все тот же Луи Геккерн — кажется, давно оправданы. Не прислал ли этот роковой текст поэту сам поэт?
Почти весь Пушкин, начиная с «Евгения Онегина», — сплошное и размежеванное пророчество о самоубийстве в специально отведенное время.
«Блажен, кто праздник жизни раноОставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа
И вдруг умел р...Ещё«Жоржу (Дантесу) не в чем себя упрекнуть; его противником был безумец, вызвавший его без всякого разумного повода; ему просто жизнь надоела, и он решился на самоубийство, избрав руку Жоржа орудием для своего переселения в другой мир».
Действительно. Яростно оскорбительное письмо А. С. барону Геккерну 26 января 1837-го было заведомой провокацией смертельной дуэли. Пасквиль, полученный Пушкиным 4 ноября 1836-го — с намеками на связь Н.Н. Гончаровой не только с Дантесом, но и с императором, — так до сих пор и не нашел легитимного автора. Подозреваемые — князь-иезуит Иван Гагарин, князь-историк Петр Долгоруков и все тот же Луи Геккерн — кажется, давно оправданы. Не прислал ли этот роковой текст поэту сам поэт?
Почти весь Пушкин, начиная с «Евгения Онегина», — сплошное и размежеванное пророчество о самоубийстве в специально отведенное время.
«Блажен, кто праздник жизни раноОставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа
И вдруг умел расстаться с ним».
Сравним — у Высоцкого.
«Смешно, не правда ли, смешно?..А он шутил — недошутил,
Недораспробовал вино,
И даже недопригубил».
(Это стихотворение, кстати, и называется «Прерванный полет».)
О самоубийстве Пушкина писали много и многие. Юрий Лотман (Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века):
«Лицо эпохи отразилось и в образе смерти. Смерть давала свободу. Смерть искали в Кавказской войне, казавшейся бесконечной, и на дуэли. Под дулом дуэльного пистолета человек освобождался от императорской власти и от петербургской бюрократии. Возможность увидеть своего врага лицом к лицу и направить на него свой пистолет давала лишь миг свободы. Не понимая этого, мы не постигнем, почему Пушкин пошел к барьеру, а Лермонтов бравировал готовностью подставить грудь под выстрел. Там, где вступала в права смерть, кончалась власть императора.Последекабристский период ощутимо изменил концепцию смерти в системе культуры. Прежде всего смерть вносила истинный масштаб в карьерные и государственные ценности. Николай I, который был убежден, что «может все» (слова его в беседе со Смирновой-Россет), разговоров о смерти не терпел и всегда их обрывал. В таких разговорах раскрывалась ограниченность и тщета его власти, и в этом, возможно, была одна из причин того, почему мысль о смерти привлекала самых разных людей николаевской эпохи».
Лотман, пожалуй, прав во всем, кроме: дело не столько в эпохе. Просто смерть — единственная альтернатива власти над поэтом земных царей, во все времена. Вот в «Медном всаднике», где наводнение, — тоже метафора пушкинской погибели:
«В тот грозный годПокойный царь еще Россией
Со славой правил. На балкон,
Печален, смутен, вышел он
И молвил: «С божией стихией
Царям не совладеть».
Финальное пророчество — «Маленькие трагедии». Прежде всего — страшная тандемокра
...ЕщёПоследекабристский период ощутимо изменил концепцию смерти в системе культуры. Прежде всего смерть вносила истинный масштаб в карьерные и государственные ценности. Николай I, который был убежден, что «может все» (слова его в беседе со Смирновой-Россет), разговоров о смерти не терпел и всегда их обрывал. В таких разговорах раскрывалась ограниченность и тщета его власти, и в этом, возможно, была одна из причин того, почему мысль о смерти привлекала самых разных людей николаевской эпохи».
Лотман, пожалуй, прав во всем, кроме: дело не столько в эпохе. Просто смерть — единственная альтернатива власти над поэтом земных царей, во все времена. Вот в «Медном всаднике», где наводнение, — тоже метафора пушкинской погибели:
«В тот грозный годПокойный царь еще Россией
Со славой правил. На балкон,
Печален, смутен, вышел он
И молвил: «С божией стихией
Царям не совладеть».
Финальное пророчество — «Маленькие трагедии». Прежде всего — страшная тандемократия Моцарта и Сальери, где Пушкин, на мой взгляд, отождествляет себя с обоими сразу. Человеческим началом поэта, беспрекословно убивающим нечеловеческое, и наоборот. Нераздельно и неслиянно, как и было сказано.
«Нет! не могу противиться я доле.Судьбе моей: я избран, чтоб его
Остановить — не то мы все погибли».
Его — это самого себя.
Марина Влади, там же:
«И — худо-бедно — «они» в конце концов разрешили тебе сыграть в «Каменном госте». Эта последняя роль поставила все проблемы, которые можно найти в твоих последних стихах: преодоление себя, болезненный вопрос о смысле жизни, возмущение произволом, фрондерский юмор в ответ на нехватку свободы, вызов. И в конечном итоге принесение в жертву собственной жизни».Такое же концентрированное рассуждение о самоубийстве как форме побега из наличной реальности — Высоцкий, с определенных дней.
«Охота на волков»:
«Я из повиновения вышел:За флажки — жажда жизни сильней!
Только — сзади я радостно слышал
Удивленные крики людей.
Рвусь из сил — и из всех сухожилий,
Но сегодня — не так, как вчера:
Обложили меня, обложили —
Но остались ни с чем егеря!»
«Жизнь» уже можно менять на «смерть», но это было бы слишком явно, поэт так не должен.
«Охота с вертолетов»:
«Улыбаюсь я волчей ухмылкой врагу,Обнажаю гнилые осколки.
Но — на татуированном кровью снегу
Наша роспись: мы больше не волки!»
«Горизонт»:
«Мой финиш — горизонт — по-прежнему далек,Я ленту не порвал, но я покончил с тросом.
Канат не пересек мой шейный позвонок,
Но из кустов стреляют по колесам.Меня ведь не рубли на гонку завели —
Меня просили: «Миг не проворонь ты!
Узнай, а есть предел — там, на краю Земли,
И можно ли раздвинуть горизонты?!»
Это существо не могло сохранять иллюзию выживания. Больше того — боялось опоздать к отплытию. Отсюда это:
Дуэль не состоялась или перенесена,А в тридцать три распяли, но не сильно,
А в тридцать семь — не кровь,
да что там кровь! — и седина
Испачкала виски не так обильно…
Срок жизни увеличился —
и может быть, концы
Поэтов отодвинулись на время.
Марина Влади:
«Я помню, как ты однажды сказал мне: «Ты же видишь, я ей не нужен — этой величественной даме в черном. Я тоже не очень-то тороплюсь познакомитьс...Ещё«Горизонт»:
«Мой финиш — горизонт — по-прежнему далек,Я ленту не порвал, но я покончил с тросом.
Канат не пересек мой шейный позвонок,
Но из кустов стреляют по колесам.Меня ведь не рубли на гонку завели —
Меня просили: «Миг не проворонь ты!
Узнай, а есть предел — там, на краю Земли,
И можно ли раздвинуть горизонты?!»
Это существо не могло сохранять иллюзию выживания. Больше того — боялось опоздать к отплытию. Отсюда это:
Дуэль не состоялась или перенесена,А в тридцать три распяли, но не сильно,
А в тридцать семь — не кровь,
да что там кровь! — и седина
Испачкала виски не так обильно…
Срок жизни увеличился —
и может быть, концы
Поэтов отодвинулись на время.
Марина Влади:
«Я помню, как ты однажды сказал мне: «Ты же видишь, я ей не нужен — этой величественной даме в черном. Я тоже не очень-то тороплюсь познакомиться с ней». Между тем ты сделал все, чтобы подготовиться и не опоздать на свидание».Пушкин из-за царя и Бенкендорфа не смог уехать за границу. И потому женился, вписав Наталью Гончарову в самоубийственный сюжет. Высоцкий женился, и потому смог ездить за границу. Возможно, тем и подвинув смерть на 12 лет, как мы склонны считать вместе с Мариной Влади.
Главные противоречия поэта дополняются суммой других, ими порожденных. Например. Между любовью и дружбой. Поэт навлекает на себя смертельную любовь, но сам он к ней не готов, ибо для него дружба главнее (несуществующей) любви, а любовь (вместе с прилагаемым сексом) — форма, разновидность дружбы. Потому поэт в принципе не может изменять в любви, само понятие «измена» здесь неприменимо. К Высоцкому и Пушкину это относится одинаково.
Еще одно противоречие, свойственное именно Высоцкому, — между миссиями актера и поэта. Две едва совместимые, враждебные друг другу ипостаси.
Вот из воспоминаний Н.Я. Мандельштам, со ссылкой на главного авторитета:
«Р. сказал, что прошлую ночь провел в Ялте с человеком противоположной Мандельштаму профессии. Мандельштам по своей привычке кивнул и ничего не спросил. На обратном пути я полюбопытствовала, что это за противоположная профессия. «Актер, вероятно», — сказал Мандельштам. Я бы, скорее, подумала, что Р. имел в виду чекиста, но Мандельштам усомнился, что принадлежность к органам можно считать профессией. Для Р. было бы слишком примитивно противопоставлять тюремщика и потенциального арестанта. Что бы ни думал Р., для меня не важно, а существенно то, что Мандельштам считал актера антиподом поэта».Актер онтологически пуст, чтобы в верный момент его могли наполнить до краев текст и режиссер. Поэт же — переполнен самим собою. Так что актер-поэт — те еще сапоги всмятку.
Под собственный занавес Высоцкий мог играть в театре только Гамлета (о чем и договорился с Юрием Любимовым).
...ЕщёВот из воспоминаний Н.Я. Мандельштам, со ссылкой на главного авторитета:
«Р. сказал, что прошлую ночь провел в Ялте с человеком противоположной Мандельштаму профессии. Мандельштам по своей привычке кивнул и ничего не спросил. На обратном пути я полюбопытствовала, что это за противоположная профессия. «Актер, вероятно», — сказал Мандельштам. Я бы, скорее, подумала, что Р. имел в виду чекиста, но Мандельштам усомнился, что принадлежность к органам можно считать профессией. Для Р. было бы слишком примитивно противопоставлять тюремщика и потенциального арестанта. Что бы ни думал Р., для меня не важно, а существенно то, что Мандельштам считал актера антиподом поэта».Актер онтологически пуст, чтобы в верный момент его могли наполнить до краев текст и режиссер. Поэт же — переполнен самим собою. Так что актер-поэт — те еще сапоги всмятку.
Под собственный занавес Высоцкий мог играть в театре только Гамлета (о чем и договорился с Юрием Любимовым).
И не исключительно из-за проблем со здоровьем — он был Гамлетом на самом деле, и так ему было легче.
И у каждого поэта — свой памятник. У Пушкина — с высоты спокойного ожидания смерти, как утренней разносчицы молока.
«И долго буду тем любезен я народу,Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал».
У Высоцкого — из глубины мучительного ее ожидания, марева наркотической агонии:
«И паденье меня и согнуло,И сломало,
Но торчат мои острые скулы
Из металла!
Не сумел я, как было угодно —
Шито-крыто.
Я, напротив, ушел всенародно
Из гранита».
Список великих русских поэтов прошлого века полон, но не закончен. Скоро будем вносить в него Виктора Цоя. И сравнивать с Лермонтовым. Но не сейчас. Как сказал Высоцкий жене Марине в день их последнего очного расставания: «Не плачь, еще не время».
Мэри Стар
Впрочем, тогда расплодились и подражатели. И я не берусь утверждать, что все такие песни были именно его. П...ЕщёНаверное потому, что я как-бы современник В. С. Высоцкого (хотя и не ровесник) и слышала его песни, смотрела фильмы с его участием в те времена, когда они и создавались, то у меня сложилось собственное мнение о его творчестве. Оно отличается от официального, называющего Высоцкого Пушкиным двадцатого века. И не совпадает с мнением А. Б. Джигарханяна, который не считает его ни хорошим актёром, ни хорошим поэтом. А лишь явлением. Таким, как к примеру, Мэрилин Монро. И надо сказать, что А. Б. Джигарханян вовсе не одинок в подобном мнении. Потому что творчество В. С. Высоцкого воспринималось его современниками не столь однозначно, как сейчас об этом говорят. Высоцкий и как личность, и как бард, особенно в начале своей карьеры встречал и непонимание. Песен было много, достаточно разных. И были такие, которых нельзя было слушать в «приличных домах».
Впрочем, тогда расплодились и подражатели. И я не берусь утверждать, что все такие песни были именно его. Потому что по ролям в театре народ Высоцкого не знал. Зачастую он даже не знал, как выглядит этот самый Высоцкий. И мог судить о нём лишь по песням, лившимся с магнитофонных лент. Вот и думали о Владимире Высоцком всё, что угодно. И что в тюрьме он, якобы, сидел. И что вообще неизвестно кто это и с чем его едят.
Во-всяком случае, в начале семидесятых мало кто знал, что из себя представляет человек, чьи песни записаны только на магнитофонную ленту. Настоящая всенародная любовь, на мой взгляд, пришла к нему позднее, после фильма "Место встречи изменить нельзя". Мне кажется, что именно роль капитана Жеглова, сломала последний лёд неприятия его творчества и его личности и принесла настоящую всенародную славу и любовь. Ту самую, которая всё понимает и прощает.
Про его театральные роли судить не могу. Т.к. спектакли с участием Высоцкого по телеку не показывали.
Я люблю творчество Владимира Высоцкого, как и многие люди моего поколения. Но мне не нравится, когда его называют Пушкиным двадцатого века. Потому что это неправильно ни с точки зрения личности, ни с точки зрения поэзии, ни с точки зрения их места и роли в жизни страны.
Высоцкий был бардом, певцом и поэтом своего времени. До него столь же популярным бардом был и Вертинский.
А поэзия Пушкина – вне времени. Она заложена в русско...ЕщёЭтой ролью он и даёт ответ А. Б. Джигарханяну на его, всё-таки несправедливое мнение. Будь Высоцкий плохим актером, этот бы фильм никогда не стал выдающимся событием в нашем киноискусстве. А если вспомнить его роль в фильме "Как царь Пётр арапа женил", то если б арапа играл другой актёр, то фильм возможно, уже бы забыли. А не то, что сто раз пересматривали, как, к примеру, это делаю я.
Про его театральные роли судить не могу. Т.к. спектакли с участием Высоцкого по телеку не показывали.
Я люблю творчество Владимира Высоцкого, как и многие люди моего поколения. Но мне не нравится, когда его называют Пушкиным двадцатого века. Потому что это неправильно ни с точки зрения личности, ни с точки зрения поэзии, ни с точки зрения их места и роли в жизни страны.
Высоцкий был бардом, певцом и поэтом своего времени. До него столь же популярным бардом был и Вертинский.
А поэзия Пушкина – вне времени. Она заложена в русской (российской) молекуле ДНК. Это она - наш генофонд. И это она из эмбрионов выращивает русских. И я не знаю, что должно произойти, чтобы наш народ забыл Пушкина. Только апокалипсис.
Нет, я бы сравнила Высоцкого с Маяковским. Их поэзию роднит страстность и то, что она отображала историческую эпоху. Кстати, и Маяковский в своё время был бешено популярен. Но, впрочем я не литературовед и мне сложно судить о столь тонких материях.
Называть Высоцкого Пушкиным 20-го века - это по-моему натяжка, и, притом, чрезвычайно большая. Высоцкий был актёром, неплохим, но из второго ряда. Я помню театральную Москву 70-х. В первом ряду были Смоктуновский, Массальский, Кторов, Степанова, Зуева, Леонов, Чурикова. Шли на спектакли этих актёров - независимо от того, какая пьеса и чья постановка. На "Таганку" шли из-за Любимова. Если ещё и Высоцкий участвует- дополнительный плюс. Я видел, наверное, три спектакля с Высоцким - и не могу сказать, что он чем-то выделялся из труппы. Честно говоря, Золотухин или Хмельницкий мне нравились больше.
А Пушкин... Несопостовим. Современный литературный русский язык создан Пушкиным. Русская романтическая проза начинается с Пушкина. Новые стихотворные размеры (четырёхстопный ямб). Более того - если брать по-крупному - настоящей русской художественной литературы до Пушкина не было. Татьяна читала французские романы пото...ЕщёРецензия Владимира Смоловича...
Называть Высоцкого Пушкиным 20-го века - это по-моему натяжка, и, притом, чрезвычайно большая. Высоцкий был актёром, неплохим, но из второго ряда. Я помню театральную Москву 70-х. В первом ряду были Смоктуновский, Массальский, Кторов, Степанова, Зуева, Леонов, Чурикова. Шли на спектакли этих актёров - независимо от того, какая пьеса и чья постановка. На "Таганку" шли из-за Любимова. Если ещё и Высоцкий участвует- дополнительный плюс. Я видел, наверное, три спектакля с Высоцким - и не могу сказать, что он чем-то выделялся из труппы. Честно говоря, Золотухин или Хмельницкий мне нравились больше.
А Пушкин... Несопостовим. Современный литературный русский язык создан Пушкиным. Русская романтическая проза начинается с Пушкина. Новые стихотворные размеры (четырёхстопный ямб). Более того - если брать по-крупному - настоящей русской художественной литературы до Пушкина не было. Татьяна читала французские романы потому, что русских романов ещё не было.
Попытки сравнивать Пушкина и Высоцкого - простое кумиротворчество...
Владимир Смолович
В квартире, расположенной по адресу: Мойка, 12, А.С. Пушкин поселился 12 сентября 1836 года. В ней он жил вместе со своей семьей: женой Натальей Гончаровой и четырьмя детьми.
«Дорогой отец, прежде всего — вот мой адрес: на Мойке близ Конюшенного мосту в доме княгини Волконской», — писал своему отцу А.С.Пушкин.
Квартира на Мойке — не была собственностью поэта. В Петербурге он жил в съемных квартирах. Обычно Александр Сергеевич снимал апартаменты с осени по весну, на лето уезжал на дачу, а затем возвращался в город и искал новую квартиру.
Снимать квартиру в Санкт-Петербурге было намного выгоднее, чем иметь собственное жилье. Стоимость зависела от местонахождения, количества комнат, этажа, ремонта.
В центре города жить было дороже всего. Так, например, на Литейном проспекте квартиру арендовали за 800—850 рублей в год, на Моховой квартира стоила 600—650 рублей в год. Обычно контракт об аренде заключался с владельцем дома на год.
Известно, что А.С. Пушкину не хватало денег на жизнь. За 17 лет своей литературной деятельности поэт заработал 255 188 рублей ассигнациями. С 1831 года у А.С. Пушкина было персональное жалованье от императора — 5 000 руб. в год. Сам поэт утверждал — для комфортной жизни ему необходимо получ
...ЕщёКвартира на Мойке — не была собственностью поэта. В Петербурге он жил в съемных квартирах. Обычно Александр Сергеевич снимал апартаменты с осени по весну, на лето уезжал на дачу, а затем возвращался в город и искал новую квартиру.
Снимать квартиру в Санкт-Петербурге было намного выгоднее, чем иметь собственное жилье. Стоимость зависела от местонахождения, количества комнат, этажа, ремонта.
В центре города жить было дороже всего. Так, например, на Литейном проспекте квартиру арендовали за 800—850 рублей в год, на Моховой квартира стоила 600—650 рублей в год. Обычно контракт об аренде заключался с владельцем дома на год.
Известно, что А.С. Пушкину не хватало денег на жизнь. За 17 лет своей литературной деятельности поэт заработал 255 188 рублей ассигнациями. С 1831 года у А.С. Пушкина было персональное жалованье от императора — 5 000 руб. в год. Сам поэт утверждал — для комфортной жизни ему необходимо получать 30 000 руб. каждый год.
«Чтобы уплатить все мои долги и иметь возможность жить, устроить дела моей семьи и наконец без помех и хлопот предаться своим историческим работам и своим занятиям, мне было бы достаточно получить взаймы 100 000 р. Но в России это невозможно», — писал Александр Сергеевич в мае 1835 года А. Х. Бенкендорфу.
В квартире на Мойке поэт думал прожить два года, однако планы нарушила внезапная смерть: в 1837 году Пушкин погиб от тяжелого ранения на дуэли. К моменту кончины он был должен около 140 000 рублей. За его долги расплатился император Николай I.
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия