Этот город наш с тобою! Нужно ли смотреть сериал "Москва слезам не верит. Всё только начинается"?
Задолго до выхода на экраны новый сериал Жоры Крыжовникова "Москва слезам не верит. Всё только начинается" подвергся резкой критике потенциальной аудитории. Многие посчитали современную версию переделкой знаменитой картины Владимира Меньшова, а потому обрушились на авторов с претензиями – зачем трогать советскую классику, своих что ли сюжетов нет? Но я хочу сразу отвергнуть такое осуждение, ведь новый сериал правильнее называть не ремейком, а второй адаптацией сценария Валентина Черных. Мы же не возмущаемся тому, что "Гамлета", "Горе от ума" и "Вишневый сад" снова и снова воспроизводят на театральных подмостках. В кино, как мне кажется, такое тоже следует поощрять – искусство вечно, а хорошее искусство еще и всегда актуально.
Честно говоря, я был знаком с проектом адаптирования прозы Черных (а это именно проза – советские сценарии всегда были больше похожи на рассказы и повести, чем на современные скрипты) на современный манер довольно давно. И мне даже казалось симпатичным кодовое название первых черновиков сценария – тогда сериал фигурировал под аббревиатурой "МСНВ", ничего не понятно, но очень интересно. Однако потом авторская группа раскрыла карты, напрямую заявив, что вернется к теме судьбы приехавших в Москву молодых провинциалок, будет использовать некоторые сюжетные ходы Черных и Меньшова, но изменит жанр на мюзикл, даст героиням другие имена и профессии. Должно было получиться что-то особенное.
Получилось ли? Я посмотрел первый эпизод – и мой ответ...
Да!
"Всё только начинается" балансирует на очень тонкой границе. С одной стороны, в сериале очень много нового. У ведущих персонажей совсем иные имена, предыстория и устремления. Теперь нам предлагают посмотреть за судьбой молодой мамы, не сумевшей поступить в вуз, взбалмошной мечтательницы, ищущей счастье в знакомствах с иностранцами, и тихоней с большим сердцем, ценящей основательность и глубокие чувства. Вроде бы то же самое, да не то. У Ксюши (которая раньше была Катей) уже есть сын, Маша (за которой читается Люда из оригинального фильма) планирует уехать из России, Оля (вместо Тони) учится на врача и влюбляется в своего наставника. А главное – вокруг 2003 год, время клубов, "Фабрики звезд", неуправляемого рынка, но и бескрайних возможностей.
С другой стороны, авторы очевидно опираются на плечи советских гигантов и отдают дань уважения картине Меньшова – "Москва слезам не верит. Всё только начинается" стартует с узнаваемой мелодии песни про Александру (теперь ее исполняют не Никитины, а Агутин и Варум). Далее героини оказываются в Останкино, где знакомятся с местным "организатором концертов" – он не говорит, что "скоро останется одно сплошное телевидение", но очевидно считает медиа главным активом нового времени. Да, ведущая троица снова мыкается по углам, терпит неудачи на работе и в учебе, но не сдается и не перестает мечтать о том, что столица им покорится. Совсем как любимые миллионами зрителей Катя, Люда и Тоня в далеком 1958-м.
И мне такое сочетание старого и нового кажется правильным и значимым. Мы ведь понимаем, что история трех подруг, желающих добиться чего-то в Москве – это не какой-то эксклюзив, не аномалия, не выходящий за рамки нормы случай, который следует запатентовать и поместить в кунсткамеру. Нет, это самое обыденное событие, через которое проходят сотни и тысячи человек прямо сейчас. Многие наши знакомые и родные. Даже мы сами. Ваш покорный слуга – тоже "понаех", и тоже мыкался с последней соткой в кармане по макдачкам в свое время, и топал ночью в свое Солнцево, потому что опоздал на последний автобус, и даже пытался поймать за хвост птицу счастья у Останкино, но при несколько иных обстоятельствах. Я к тому, что это история про многих, и рассказывать ее следует с разными подходами и в разных вариациях.
Жора Крыжовников выбрал любимый им язык мюзикла и комедийной мелодрамы. Не все его методы мне по душе – от рваного монтажа, например, меня начинает трясти минуты через три, особенно когда им множатся ляпы – но нельзя не признать, что музыкально он чувствует атмосферу эпохи и общества практически идеально. Его вкус к саундтреку жизни стал важной составляющей "Горько!", "Льда 2" и "Самого лучшего дня" – в "Москва слезам не верит" чувство стиля режиссера снова не подводит, музыкальные номера в сериале очень хороши. Сет из Хавтана-Магомаева-Петкуна превосходен, это настоящее признание в любви городу-сказке – городу-мечте. Проявление чувств, которое заслуживает воплощения в кадре. А от танцевального номера на глади Москвы-реки под огромной Луной захватывает дух. Москва ведь и правда такая – вы же знаете...
Если атмосферно сериал раскрылся уже в первом эпизоде, то актерскому составу 40 минут для полноценного представления не хватило. Пока впечатляющей находкой выглядит только игра Марии Камовой, известной в интернетах как Маш Милаш – я не знаком с ней вне киноэкрана, но в образе бестолковой, но энергичной девчонки она очень органична. Увы, совсем мало времени досталось Насте Талызиной, но в ее талантах и так нет оснований сомневаться, а вот Тине Стойилкович, сыгравшей Ксюшу (Катю), кажется, не повезло сценарно – на ее героиню свалилось слишком много, чтобы зритель смог вычленить какие-то отдельные черты характера, понятные эмоции, выделяющее среди других настроение. Словно в кинопробах Тина успела попеть, потанцевать, посмеяться, поплакать, побегать и посмотреть на Ивана Янковского влюбленными глазами. Хороший диапазон, но образ из него пока не сложился.
Про других артистов что-то сказать пока тоже не получается. Янковский снова в привычном амплуа "своего парня", Андрей Максимов из маньяка переоделся в реконструктора (хоббита, а не хобота!), Андрей Бурковский несколько перегибает, но, возможно, это продиктовано сценарием и будущими событиями. Где-то на горизонте промелькнул Слава Копейкин и куча звезд в камео – от Сергея Зверева до Андрея Григорьева-Аполлонова. В общем – весь современный столичный актерский и светский бомонд. По капельке, но много. Очень хочется надеяться, что дальше возможность показать себя получат и эти актеры, и еще не выведенные из "резерва" Милош Бикович, Федор Бондарчук и трио Мария Александрова, Юлия Топольницкая и Валерия Астапова, которые исполнят роли повзрослевших подруг.
В общем, пока мне всё нравится – у сериала чувствуется потенциал, авторы действуют в комфортных для себя рамках, что явно придает им уверенность. Фундамент в виде картины Владимира Меньшова служит своеобразным буфером, защищающим от полного провала, но заставляющим держать спину ровно. Мне будет интересно посмотреть на то, как в последующих эпизодах сюжеты и образы фильма и сериала будут сходиться и расходиться – я спокойно отношусь к цитатам и заимствованиям, мне даже нравятся подобные "пасхалки" и оммажи. Очень надеюсь, что сплетение двух "Москв" будет еще более плотным.
Единственное, что пугает – Крыжовников любит из комедии прыгнуть в драму. Так было в финале "Горько!", не назвать счастливой развязку "Самого лучшего дня", на концовке "Льда 2" я рыдал, а про "Звоните ДиКаприо" или "Слово пацана" и говорить нечего – там с каждой серией всё меньше места улыбкам. Не знаю, куда приведут Ксюшу, Машу и Олю авторы, но совершенно уверен, что легким путь не будет – это, в конце концов, Москва. Она не верит слезам именно потому, что насмотрелась их предостаточно.
И всё же, закончу хорошим. Москва в названии сериала – не просто шесть букв. Нет, врать не буду, эта история могла случиться и в другом мегаполисе, но именно столица придает повествованию особенную стать, ровно так, как делала это в оригинальном фильме. Высотки и набережные, клубы и фонтаны, скверы и проспекты – город прекрасен в каждом кадре, которым с ним делятся герои. Если вы любите Москву, сериал точно не оставит вас равнодушными – благо, разрыв между сегодняшним днем и 2003-м из "Всё только начинается" на экране неразличимы. И уверен, дальше будет только красивее. Москва расцветает, политая нашими слезами. Пусть так будет и дальше.
Я доволен увиденным, но вы можете не соглашаться со мной и авторами в комментариях. Рассказывайте, как вам? Давит ли на вас то, что сериал многое взял из фильма? Можно ли сравнивать актрис 1979-го и сегодняшних? В чью пользу будет это сравнение? Кого в итоге сыграет Бикович, неужели, Гошу? Делитесь идеями – ваши мысли вдохновляют меня на новые тексты. И мы наверняка вернемся к "Москва слезам не верит. Всё только начинается" позже, а пока переключимся на другие темы. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. А еще лучше – подписывайтесь на нас в телеграме, там вы точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, любите Москву, и...
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев