В числе русских людей, заселявших Аляску наряду с известным Григорием Шелеховым, каргопольцем Барановым, устюжанином Наводчиковым и многими другими, упоминается имя мало кому известного следопыта Степана Глотова, уроженца города Яренска, Архангельской области.
Степан Глотов оказался на Камчатке в 1768 году и слыл там лучшим мореходом. Он служил шкипером на судне "ИУЛИАН", принадлежавшем купцу Никифорову. Помощниками его были земляки: сольвычегодский Петр Строганов, двое тотемских мужиков Петр Шишкин и Михайло Молодилов и еще один казак Пономарев.
Как утверждает С.Марков - знаток истории Аляски,-Степан Глотов, первый из русских людей, побывал в районе Гряды Алеутских островов. Глотов и его спутники смело ходили в "Тихое море",чтобы поискать новых островов и народов, приблизить их к России и таким путем способствовать расширению пределов своего отечества. За четыре года плавания к берегам Америки Глотову удалось много сделать в смысле налаживания отношений с алеутами. Правда, это давалось нелегко. Например, на острове Уналашка алеуты сначала встретили команду Глотова стрелами. Глотов и Пономарев были ранены. Но потом алеуты, видя, что русские люди это не пираты, не собираются никого убивать, грабить и притеснять, решили послать своих старейшин на русское судно просить прощения, а в знак извинения старшины принесли шкиперу Глотову подарки и пищу. Установив добрые отношения с алеутами, Степан Глотов принимал их в российское подданство. От подданных островитян яренский следопыт узнавал об островах, лежащих дальше на восток, о людях, заселяющих неизвестные земли. Помощник Глотова Пономарев тщательно вел запись исследований любознательного шкипера об Аляске, упоминаемой под названием Алахлак, и о других островах.
В одну из поездок Глотов добыл у туземцев около 2 тысяч бобровых шкур. Возвращаясь от американских побережий на Камчатку, русские мореходы перенесли тяжелую голодовку. Нужда заставила употреблять в пищу даже собственную обувь. Петр Строганов умер в пути на одном из алеутских островов.
Несмотря на пережитые в далеких странствиях трудности, следом за Степаном Глотовым и его сподвижниками все чаще стали ходить на Аляску русские мореходы-путешественники. Они вели записи своих наблюдений, тем самым дополняя сведения Степана Глотова о землях Нового Света, о землях, не принадлежавших ни одному из государств, о землях, которые они присоединили к России.
Колумбы Росские презрев угрюмый рок,
Меж льдами новый путь отворят на восток
И наша досягнет в Америку держава...
писал в те годы М.В.Ломоносов. У него в руках побывали донесения Степана Глотова и его спутников, познакомившихся с Северной Америкой. В 1764 году Ломоносовым была составлена новая полярная карта. На ней великий ученый нанес Аляску в виде острова. Материалами для составления карты Ломоносову служила самодельная карта географа-самоучки тотмича Петра Шишкина. Естественно, сомневаясь в точности данных глотовской экспедиции, Ломоносов к занесенной на карту Аляске сделал приписку:" Алахлах, или Лесной остров (или, может быть, мыс) по берегу Северной Америки..."
На основании донесений русских открывателей Америки Ломоносовым было написано "секретное прибавление к инструкции" для организаторов похода в Америку Креницына и Левашова, которые долгое время занимались исследованиями полуострова Аляски и северо-западной части Америки. Деятельность русских мореходов в Америке была столь очевидной, что испанцы стали опасаться, как бы русские не вторглись в Америку с севера и поспешили в 1769 году занять Сан-Диего и Монтерей.
Первые путешествия яренского посадчего Степана Глотова к Алеутским островам и на Аляску подготовили почву для дальнейших походов русских в Америку. Отряды следопытов знаменитого "российского колумба" Григория Шелехова, занимая Кадьяк и другие острова, шли к своей цели, пользуясь описаниями Алеутских островов, подготовленными Степаном Глотовым и его спутниками. С 1783 года русские люди начали обживать и осваивать никому не принадлежавшие и свободные земли.
( из книги К.Коничева " Люди больших дел" Архангельское издательство 1949 год)
Комментарии 1