Леса-фальшивки стали традицией замка
Разрушающуюся стену решили нагрузить дополнительно - лесами. Вот она - дыра в стене - прямо за ними. Кто мне может объяснить, чем эта конструкция помогает стене устоять?
А так их (леса) крепят к стене
Похоже, замок станет одной из главных тем для тех, кому город не безразличен. На замке (его реставрации на деньги Международного Банка Реконструкции и Развития - МБРР) обкатываются сейчас технологии того, каким образом деньги будут тратить и во что превратится сначала замок, а потом и часть Старого города.
Со времени газетной публикации уже появились новости. И они такие - совершенно в тренде ожидавшегося. Псевдореставрация, а, на самом деле, укрывательство разрушений, наступивших в результате пренебрежения своими обязанностями областного комитета по культуре и подведомственного ему Музейного агентства, слишком заметны.
Дикое привинчивание строительных лесов к разрушающейся кладке стен, даже занавешенное зелеными тряпками, заметно.
Чтобы скрыть весь этот ужас, комитет по культуре потребовал от директора музея полностью перекрыть возможность проникновения граждан к разрушенным объектам. Ну, и, разумеется, никаких средств и материалов для этого не предоставил. С этой же целью - спрятать от людских глаз результаты бесхозяйственности областных властей, все культурные мероприятия в замке запрещены полностью.
В случае, если директор музея не перекроет пути для экспертов и журналистов к тем безобразиям, которые уже наваляли любители осваивания средств из бюджетов всех уровней и МБРР, директору угрожают тем, что ее подвергнут судебным и административным преследованиям.
Фантомная организация, названная "Попечительским советом", реставраторов в которой нету, рассмотрела на своем заседании лишь один вопрос - срочную необходимость открыть на территории замка православную церковь.
Тем и спасемся...
Лето в наших краях, не щедрых на тепло, самый лучший туристический сезон. Время, когда гости города стекаются познакомиться с нашим все еще красивым городом, его неповторимой культурой.
На недавнем международном семинаре, проходившем в библиотеке Аалто, и посвященном средствам развития туризма, был особо отмечен высокий потенциал города, основанный на так называемом событийном туризме. Праздниках, фестивалях, крупных концертах, способных привлечь отечественных и зарубежных туристов, готовых наполнить городскую экономику средствами.
Давайте вместе посмотрим, как эта правильная и полезная городу бизнес-идеология осуществляется на деле.
«CASTLE DANCE» - всемирный фестиваль электронной музыки. Проходил трижды. Последний собрал 35.000 человек, войдя, по оценкам международной профильной прессы, в число 10 лучших мероприятий Европы. Ни одной копейки не потребовал ни из каких бюджетов, за месяц подготовки давал несколько сотен рабочих мест. Запрещен.
Электронный же фестиваль «X-Farvater». Инициатива местных организаторов. Привлекал до 15.000 человек. Закрыт.
Также местный мультикультурный фестиваль – «ЛЮДИ» (музыканты, поэты, художники, скульпторы, театр). Проходил шесть раз, каждый из которых пробивался с боями через чиновничьи и коррупционные рогатки. Закрыт.
Организуемый администрацией рок-фестиваль «Ночной Вояж» лишен поддержки и закрыт.
Фестиваль акустического андеграунда «Дверь В Лето» - закрыт. Исторический и этнокультурный фестиваль «Майское дерево» - закрыт.
Клубы-организаторы фестивалей, «Фарватер» и «Кочегарка», закрыты.
Оставался действующим старейший в городе международный джазовый фестиваль «Серенады Выборгского замка». В этом году «Серенадам» исполняется 20 лет. Как и все предыдущие 19 лет, поклонники джаза ждали наступления первой субботы июля, традиционного дня проведения этого музыкального праздника.
Бессменным ведущим выступал человек с энциклопедическими знаниями стиля и жанра – Владимир Фейертаг, основатель старейшего в нашей стране джазового клуба «Квадрат».
Работа над организацией каждого из фестивалей этой серии начинается, буквально, с момента завершения предыдущего. Прямо на фестивале кто-то из музыкантов предлагает привезти на следующий кого-нибудь из знакомых звезд, пригласить интересных отечественных и зарубежных музыкантов. И с этого начинается верстка следующего мероприятия.
Не стану перечислять тех прекрасных музыкантов, которых Выборгу и гостям «Серенад» удалось послушать благодаря контактам и культурной репутации основателя фестиваля – директора музея «Выборгский замок» Светланы Абдуллиной. Демократичный формат мероприятия знакомил зрителей с творчеством и талантливой молодежи, и джазистов с мировым признанием.
Фестиваль собирал немногочисленную, в несколько сотен слушателей, но квалифицированную аудиторию. Из года в год сюда приезжали поклонники джаза из Петербурга, Латвии, Эстонии, Финляндии.
С вопросом о том, кого нам ждать на фестиваль в этом году, я обратился к Светлане Абдуллиной.
- Пару недель назад областной Комитет по культуре выдал распоряжение Музейному агентству с фестивалем разобраться. Музейное агентство издало приказ, выданный мне под роспись: «Запретить все массовые мероприятия на территории замка». Включая мероприятия кинофестиваля «Окно в Европу». И «Серенады», разумеется.
- Были ли в приказе указаны мотивы отказа в проведении фестиваля?
- Нет. Но, видимо, подразумевалось, что если не дать полутора-двум сотням человек посидеть на стульчиках во дворе и послушать саксофон и контрабас, то замок будет сохранней.
«Забота» Музейного агентства о замке, уходящем из его рук, не может не возмущать. Организация, годами палец о палец не ударившая, чтобы спасти и сохранить его как архитектурный памятник и культурный центр, похоже, просто боится демонстрировать людям то состояние, в которое замок привела. В действиях руководства агентства все время видны какая-то мелкая подлость или горестное безумие. Слушателям одного из последних фестивалей памятно, как по распоряжению сотрудников агентства из огнетушителя полили плов, готовившийся для участников посреди пустого каменного Верхнего двора – «пожароопасно». Да что там, не умеющие ничего делать чинуши потребовали убрать из замка кофейные автоматы и автоматы, торгующие лимонадом – «скрытая аренда». Это на острове-то, где даже воды негде взять.
Теперь о вреде саксофона для крепости.
Не будем далеко ходить – в ближайшей Финляндии замков восемь. Почти все они используются под фестивали и концерты.
Не знаю уж, как было с физикой в школе у запретивших «Серенады» председателя областного Комитета по культуре Натальи Кононенко и директора «Музейного агентства» Леси Колесниковой, но поделюсь историей про звук и культуру. В одном из лондонских театров ставили, если не ошибаюсь, «Волшебную флейту» Моцарта. Чтобы добавить мистических нот, способных потрясти слушателя, обратились к талантливому американскому физику Роберту Вуду. Вуду идея понравилась, и к заданию он отнесся творчески – построил 40-метровую инфразвуковую трубу, продув воздуха через которую вызвал панику в зале, зрители которого ощутили вибрации в неслышимом ухом диапазоне – им показалось, что начинается землетрясение. Со зданием же театра ровно ничего не произошло. Риска для здания не было.
Вуд, как я написал, был физик, и опирался на науку. Интересно, на что опирались госпожи Кононенко и Колесникова, запрещая «Серенады»? Кто-то из мифических «лучших реставрационных умов», якобы работавших в замке «целый год», дал научно-техническое обоснование большего вреда саксофона для замковых стен, чем привинченные прямо к разрушающейся кладке тяжелые строительные леса? По их, этих дам, распоряжениям привинченные.
Тут бы наоборот – заботясь о физическом состоянии замка, увеличить там число культурных мероприятий, обращающих внимание на тяжелое положение. Привлечь внимание к проблеме, сосредоточить общественность на судьбе памятника, который все равно никак не реставрируют, а только рушат. И зрители фестивалей тут ровно ни при чем – Саграда Фамилья Антонио Гауди в Барселоне строится каждый день с 1882 года – миллионы посетителей стройке не мешают, и падать храм не собирается.
Когда я пришел к Светлане Абдуллиной расспросить ее о судьбе юбилейного, двадцатого, выборгского джаз-фестиваля, она была занята видеомонтажом фрагментов записей прошедших девятнадцати:
- 17 мая, в День музеев, мы в выставочном зале организуем мероприятие «Маленькие Серенады Выборгского замка. Джаз. Дети». Это будет детское мероприятие, выдержанное в джазовой традиции. Рассказ о звучавших здесь фестивалях, призванный увлечь детей этой уникальной многогранной культурой.
Помянем еще один ушедший праздник.
Да, чуть не забыл – Владимир Фейертаг все равно не смог бы приехать на «Серенады» 4 июля. В этот день он будет занят на джазовом фестивале в Петропавловской крепости…
Созданный по распоряжению подавшего в отставку губернатора Александра Дрозденко попечительский совет Выборгского замка провел свое первое заседание 13 мая.
Собрание попечителей возглавил вице-губернатор Константин Патраев. Ни одного реставратора в совете заметить не удалось.
Открывал заседание господин Патраев. В своем довольно пространном выступлении он, преимущественно, остановился на цифрах финансирования проекта реставрации замка и планах на то, чем станет вновь создаваемое учреждение, в которое будет переформатирован Государственный музей «Выборгский замок». Подразумевается объединение музея в замке с заповедником Ялкала, образующее новое юридическое лицо, независимое от одиозного Музейного агентства, старательно приводившего замок в его нынешнее состояние.
О цифрах, которые, на мой взгляд, являются главным предметом интереса многочисленных организаций и отдельных лиц, вдруг резко заинтересовавшихся реставрацией единственного в России средневекового замка: 56 миллионов рублей из федерального бюджета по программе «Культура России, из резервного фонда губернатора Ленобласти Александра Дрозденко 245 миллионов рублей. И, самое вкусное - Выборгский замок попал в проект инвестиций Международного банка реконструкции и развития (МБРР), готового выделить на реставрацию замка 23,5 миллиона долларов.
Часть денег МБРР, около 180 тысяч долларов, по сообщению вице-губернатора, пойдет на создание неведомой мультимедийной музейной экспозиции.
Попечители почтительно выслушали этот, не вызвавший у них ни одного вопроса, текст.
В этом, а также в ряде последующих выступлений, прозвучала уже известная ранее информация о том, что вновь создаваемому учреждению будут переданы ряд находящихся на территории Выборга объектов, в число которых входят костел Святого Гиацинта, Башня ратуши, и еще несколько, общим числом тринадцать. Следует отметить, что это, в основном, уже прошедшие реставрацию объекты.
В обсуждении дальнейшей судьбы историко-культурных объектов города прозвучал призыв не оставлять их после реставрации пустыми, а использовать их для текущих нужд, в чем есть много справедливого. Одно из высказываний понравилось особенно: «Пусть он там строит хоть мыловарню, хоть пивоварню. Тогда мы будем понимать, подо что нам объект восстанавливать!». Искать желающих расположить мыловарню в каком-либо, например, из соборов, вице-губернатором было поручено городскому голове Геннадию Орлову.
О составе членов совета можно было бы порассуждать, так как способ формирования его непонятен – из реставраторов в этот фантомный орган вошел лишь заместитель директора по науке института «Спецпроектреставрация» Михаил Мильчик, на заседании не присутствующий. Но рассуждений, в принципе, и не требуется – в современной традиции ошую от вице-губернатора располагалась парочка представителей православного духовенства, чуть подальше сопредседатель регионального штаба «Общероссийского народного фронта», представители заводов, портов и таможни, разбавленные некоторым количеством чиновников и музейщиков.
Первым же из практических вопросов, поставленных на этом печальном заседании, был горячо поддержанный солидарный порыв представителей культа и чиновничества открыть на территории замка домовой храм. Это было единственное предложение, о котором было сказано, что нужно ускорить его реализацию. Любопытно, что именно к православию замок никогда отношения не имел, если не считать того, что служил рубежом обороны Европы от экспансии народов, придерживающихся византийских (православных) ритуалов христианства.
Еще из интересного: профессор Кирпичников из Института исследований материальной культуры, ранее не слышащий призывов музейщиков обратить внимание на археологию в замке, теперь, с появлением средств МБРР, стал очень оживлен, вошел во все мыслимые советы по сохранению, и долго рассказывал о древней крепости внутри замка, являющейся, на самом деле, кузнечным двором. И теперь-то Кирпичников очень хочет возглавить исследования.
Андрей Николаев, руководитель историко-культурного центра «Варяжский двор» и талантливый организатор зрелищных рыцарских турниров, почему-то подверг жесткой критике директора музея Светлану Абдуллину за отсутствие в музее научной работы. Никто не обратил внимания, что научная работа не финансировалась Музейным агентством, которому музей подчинен. Однако музей не только самостоятельно издал целый ряд достаточно объемных и интересных исследований без копейки бюджетных денег, но даже тему Олафа, православно вселяемого сейчас в замок, поднял, на свою голову, на научных конференциях организованных сотрудниками музея.
Представители авторитетных музеев были кратки. Их выступления, если говорить попросту, сводились к «зачем нас сюда пригласили?». Однако резкой критике сотрудницей Эрмитажа, Светланой Адаскиной, было подвергнуто качество археологических экспертиз, проведенных, по ее оценке, крайне непрофессионально: "Вот как написано, так и делать будут!".
К «народным новостям» я отнес бы следующую: когда я выходил из зала, вокруг меня собрались пожилые смотрительницы залов, живущие на семь, вроде, тысяч в месяц (многих из них я знаю долгие годы): «Ну, Андрей, что там говорят?». «Говорят, - отвечаю, - что все 73 ставки в объединяющихся музеях сохранят. А оклады, Патраев сказал, будут 26 тысяч». Они: «Что, правда?». Я: «Не думаю».
После заседания я подошел к главе департамента охраны памятников Андрею Ермакову: «Андрей Михайлович, на южной стене замка построены леса, создающие, по мнению реставраторов, нагрузку на стену, грозящую скорым ее разрушением. Они привинчены прямо к разваливающейся кладке. Кто делал проект? Визировали ли Вы его? Был ли проведен конкурс на эти работы?».
Ответом было: «Я ничего не подписывал. После заседания схожу, посмотрю. Про конкурс не знаю, а строила леса компания «Музейные технологии»».
Вспомнилась шестая глава булгаковской «Мастера и Маргариты», называющаяся «Шизофрения, как и было предсказано», и я почувствовал себя Иванушкой Бездомным: на недорогие работы местных реставраторов разрешений не дают (то в проекте не там запятая, то «конкурсные процедуры нужно пройти», то «обоснуйте методики»), а вот без всего этого прикрутить леса к рушащейся стене за большие деньги – пожалуйста. «- Бандиты! - прокричал Иван» (М. А. Булгаков).
Поэтому, на так называемом «выходе к прессе», у меня к председателю попечительского совета был лишь один грустный технический вопрос: «Будет ли, хоть когда-нибудь, вестись архитектурный надзор за проводимыми в замке работами?».
Ответ был длинным. В нем звучало про «поручение Александра Юрьевича Дрозденко…», про «дальнейшие перспективы развития…» и т.д., сводимое к тому, что для наведения порядка в реставрации и создан этот попечительский совет.
Общее впечатление от мероприятия легко ложится в еще одну булгаковскую цитату: «Пропал калабуховский дом».
Если отбросить всю казенщину и весь официоз, накрученные вокруг денег МБРР, то, в частных беседах, даже чиновники достаточно высокого уровня гадают лишь об одном – сколько денег все-таки придется на реставрацию, а не утечет в песок… Банку реконструкции и развития было бы неплохо об этом знать.
ИТАК, НА ВЫХОДЕ ИМЕЕМ СЛЕДУЮЩЕЕ: ДЕНЬГИ ДЕЛИТЬ ГОТОВЫ, СВОИ КОНТОРЫ ПОДТЯНУТЫ, ДЫМОВЫЕ ЗАВЕСЫ ЗЕЛЕНЫХ СЕТОК РЕЮТ НАД УМИРАЮЩИМ ЗАМКОМ.
О СОДЕРЖАНИИ ВЕДУЩИХСЯ РАБОТ, КАК И О ПРОЕКТЕ ЭТИХ РАБОТ, НАЧАЛЬНИК ДЕПАРТАМЕНТА ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ НЕ ЗНАЕТ АРХИТЕКТУРНОГО НАДЗОРА НЕ ВЕДЕТСЯ. И ТАК, ОЧЕВИДНО, БУДЕТ И ДАЛЬШЕ.
КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ В ЗАМКЕ, КАК МУЗЕЕ, ЗАВЕРШЕНА.
НА ОЧЕРЕДИ ОЧЕРЕДНЫЕ ДЕНЬГИ, И ЗА НИМИ - РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭТОЙ ПРАКТИКИ НА ВЕСЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЫБОРГ.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев