Когда старые городские куранты в очередной раз отбивают часы, оглашая окрестности древнего города такой знакомой мелодией, мало кто задумывается: а кто там, в Часовой башне живет? Может, добрый волшебник, который одним прикосновением волшебной палочки оживляет прошлое?..
Часовая башня города Выборга - известная “кинозвезда”. Она участвовала во многих кинофильмах, в особенности тех, к которых нужно было показать средневековый город. Один пример: помните “Землю Санникова”? Тот эпизод, когда герой гениального Даля карабкается на башню... Аккурат на Часовой башне и снималась!
Киногруппы приезжают, снимают и сворачиваются, оставляя после себя хаос и разорение. Туристы приезжают еще чаще и тоже норовят что-то испортить. А башня стоит и часы идут. Башня стояла и до изобретения кинематографа, и до изобретения книгопечатания. И всегда думается, что у башни (как впрочем и у каждой старой постройки) был добрый ангел, домовой (в нашем случае - “башенный”), который ревностно заботился о сохранении подотчетного строения.
Таковым “ангелом” является простой русский человек Юрий Альбертович Вдовин. Он и проживает в пятнадцати метрах от башни, в тесной квартирке, бывшей купеческой лавке. Место мистическое, ибо прямо рядом с дверью квартиры Вдовина находится вход в подземелье, ведущее под городом и даже под рекой к острову, на котором стоит величественный Выборгский замок. Жаль, ход давно завален и непроходим, зато сколько тайн он в себя вмещает! Часовая башня и замок всегда были связаны - не только ходами, но и судьбами. Века, войны, народы протекали мимо, а ОНИ молча и насмешливо взирали со своих высот на всю эту суету... Шутка ли: Часовая башня построена в 1490-м году, еще до открытия Америки Колумбом!
+
Профессия у Юрия редкая, но значимая: он смотритель маяков. В его ведении пятнадцать маяков в Финском заливе и в Сайменском канале. Работы в общем-то хватает, ведь город Выборг - портовый, и морской грузопоток в последнее время только возрастает. А башня и часы для Юрия - хобби. Он взводит знаменитые куранты, следит за технической исправностью механизма, да еще и охраняет саму башню, изредка пуская туда любопытствующих туристов. За все за это муниципалитет платит ему “большие” деньги - целых четыреста рублей в месяц.
Башня среди низеньких строений старого города стоит одиноко. Некогда она примыкала к кафедральному собору, но сейчас этот собор в развалинах. В Выборге много чего восстановлено, но развалины собора реставраторы трогать боятся. Дело вот, в чем. В соборе после второй мировой войны была тюрьма для военнопленных финнов. Здесь же (в соборе и рядом) умерших финнов хоронили. Пробовали копать - везде кости. А потому до времени решили ничего не трогать.
Кстати о финнах. Раздаются голоса, что Выборг - финский город, якобы незаконно отобранный русскими. Тот же часовой механизм курантов - финского производства: фирма “Кенки”, производство 1848 года. На самом деле за семьсот лет своей истории “финским” Выборг был двадцать лет. А с 1710 по 1918 год он был частью Российской империи. Как смотритель курантов Юрий много общается с финнами, приезжающим в Выборг по туристическим визам. Среди финнов у него даже есть друзья. Так вот по наблюдению Юрия финны ни о чем не жалеют. В том числе и об утрате Выборга. Один знакомый финн, Кайланнен, так и говорит: “У нас в Финляндии свои проблемы, безработица, я вон на заработки в Австралию собрался. А вы, русские, сами восстанавливайте город, который вам достался...”
Финнов, кстати, приезжает в Выборг не так и много. Юрий видит гораздо больше англичан, немцев, шведов, испанцев, китайцев. Только почему-то японцы сюда не приезжают - вот что странно...
История Часовой башни вкратце такова. Наиболее старая ее часть – основание, построенное наряду с другими городскими укреплениями в конце XV века. И наравне с другими укреплениями центра города, в процессе отдаления линии обороны все дальше на восток, башня стала служить другим целям. В XVII-XVIII веках она была значительно надстроена (ее высота увеличилась раза в два) и получила колокол, став полноправной колокольней кафедрального собора. В 1796 году ее вновь надстроили, на этот раз этажом с арками и колоннами. С этого времени она стала служить еще и пожарной каланчей, ибо пожары в городе были не редки. Один из них, произошедший в 1793 году, был ознаменован тем, что после него императрица Екатерина II подарила городу набатный колокол весом в 61,3 пуда с дарственной надписью. Тот самый колокол, который сейчас и висит под куполом башни. Собственно “часовой” башня стала после того как в 1848-м на нее торжественно водрузили главные городские часы.
Юрий не перестает удивляться простой гениальности механизма. В нем нет ни одного подшипника: все на втулках, которые, впрочем надо регулярно смазывать. Гиря за неделю хода опускается на 28 метров, и подъем гири - это собственно и есть завод механизма. Погрешность хода часов - плюс-минус две минуты. Точность зависит от погоды: когда холодно, часы отстают, жарко - бегут. Если сильный мороз, да еще и ветер, Юрий притаскивает наверх обогреватель и старается немного согреть механизм.
Вообще Вдовин и сам не понимает, как он стал смотрителем часов. Он рос во дворе Часовой башни, и в детстве даже не мечтал забраться на самую верхотуру. Тогда смотрителем был дядя Миша. Никто не знал даже, как его фамилия. Жил он на той же самой Крепостной улице, был военным в отставке. В сущности Выборг послевоенный был большим воинским гарнизоном и больше половина населения оставленного финнами города составляли семьи военнослужащих. Отец Юрия тоже был офицером и учил сына лишних вопросов не задавать. Однажды случилось так, что дядя Миша, очень строгий и недоступный человек, сам пригласил Юру на башню. Показал механизм, колокол, маятник, гирю. Рассказал, что часы за свою историю стояли только единожды - во время финской оккупации. Едва наши освободили Выборг, наш, русский мастер Иван Пархоменко подремонтировал механизм и запустил часы.
Юрий не знал, почему дядя Миша остановил свой выбор на нем. Но так случилось, что когда дядя Миша занемог, он именно Юрия попросил взять над курантами “шефство”. К тому времени Юрий, если говорить откровенно, и сам втянулся. Поскольку дядя Миша был уже старым и не мог подниматься на высоту 39 метров ежедневно, эта обязанность уже была на Юрии. Куранты, кстати, стояли и во второй раз за свою историю. Было это в смутные 1991-93 года. Тогда в городе царили безработица и депрессия. Даже надежный дядя Миши от отчаяния перестал заводить куранты. При Юрии, а он - полноценный “хозяин” курантов с 1997 года, часы не останавливались.
В ту сумму, которые платит муниципалитет, укладываться не удается. Нужно покупать масло, солидол, “графитку”. Некоторые детали надо периодически подновлять: втулки, анкерное колесо, колесо регулировок. Благо в Выборгском морском порту есть умельцы, которые могут все это выточить по дешевке. Ну, как для символа города не постараться! И все равно Юрий выкладывает “гонорары” мастерам из своего кармана. А впрочем Юрий - человек холостой; много денег ему для личной жизни не надо...
Больше, чем с финским механизмом, проблем с посетителями. Всем интересно посмотреть на “сердце” курантов. Но не каждый способен соблюдать технику безопасности, не всякий прислушивается к Юриным просьбам. Не только анкерный механизм норовят тронуть, но и в окошко вылезти, посмотреть поближе стрелки. Сколько раз горе-смельчаки на стрелках повисали! Человек вылезает в узенькое окошко на циферблате, пугается - и за стрелку хватается. Ну, стрелика вниз и скручивается! Подводи после этого время... Находятся шутники, которые трос дергают, который от часового механизма к “екатерининскому” колоколу тянется. Однажды некий русский “увалень” умудрился штангу оторвать, которой от механизма стрелки в действие приводятся.
А в прошлом году чуть башню не сожгли! Почему-то нашему человеку, если на верхотуру поднялся, обязательно надо покурить. Для плизиру, что ли... И бычки по русской привычке прямо вниз кидают... И хорошо, что Юрий вовремя заметил, что “балясины” внизу загорелись: благо, квартира рядом, несколько ходок с ведром воды - и очаг возгорания был подавлен. А то ведь башня хоть и каменная, лестница-то внутри нее деревянная, просушенная - как солома моментально охватывается огнем...
Юрий терпим. Он немного раздражается только в одном случае - когда человек просит: “Можно на башню залезть?” “Залезают” на дерево. На башню - поднимаются. Вот, Юрий ежедневно поднимается наверх - и болезней не знает. Он даже иногда разговаривает с башней. Она, как старый друг (по крайне мере ему так кажется) внимательно слушает...
Юрий понимает, что и он не вечен. А потому появился недавно у него помощник, Сережа. Молодой еще, а в механизмах разбирается как Кулибин! Юрий не знает его фамилии как, впрочем, и сам не представляется. Дело не в этом, конечно. Главное - чтобы часы шли.
P.S. Ради справедливости должен сообщить настоящую фамилию предшественника Юрия, “дяди Миши”. Специально узнал: Грязнов. Родина должна знать своих подвижников. http://vk.com/vyborg_news
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев