Автор Генерал-лейтенант авиации в отставке Пётр ТЕРЕХОВ, полковник в отставке Геннадий РОЩИН 24.11.2015
Александр Новиков был непревзойдённым творцом воздушных побед в стратегических операциях Красной Армии
Мало кому удаётся предугадать свою судьбу. И потому, наверное, так часто приходится слышать, будто многие знаменитости (обычно это относят к видным учёным-первооткрывателям, полководцам) стали тем, кем стали, чуть ли не по воле случая. Нечто подобное можно сказать и об одном из выдающихся полководцев Великой Отечественной войны дважды Герое Советского Союза главном маршале авиации Александре Новикове, 115-летие со дня рождения которого отмечалось 19 ноября.
Вспоминая молодые годы, Александр Александрович писал: «По происхождению и образованию я был далёк от армии. Учительствовал и помогал матери по хозяйству. Думал, что Гражданская война продлится недолго и я снова вернусь в Иваново продолжать учёбу в политехническом институте. Но вышло иначе. Осенью 1919 года мне вручили мобилизационную повестку…
…Я привык к военной службе, она нравилась мне, но знаний у меня было недостаточно. Очень хотелось поступить в Военно-воздушную академию».
Небом краском Новиков заболел ещё во время учёбы на курсах «Выстрел», где ему, единственному из всей группы, по жребию выпал полётный билет. Но подвело зрение, и в 1927 году оказался он в другой академии – в Военной академии РККА имени М.В. Фрунзе, трёхлетняя учёба в которой позволяла ему занимать в будущем высшие командные должности в Красной Армии. Академию окончил по первому разряду и получил назначение в Смоленск, в штаб 11-го стрелкового корпуса. Пока учился, написал книгу «Военное дело», которая была издана в 1931 году.
Но судьба вновь даёт ему знак. В связи с созданием новых авиационных тактических соединений в 1930-е годы большое число командиров было направлено в военную авиацию. Командующий войсками Белорусского военного округа Иероним Уборевич первым ввёл в практику стажировку штабных командиров-пехотинцев в качестве лётчиков-наблюдателей. И именно Новиков стал первым в округе стажёром-авиатором. В начале марта 1933 года, как наиболее подготовленный и перспективный общевойсковой командир, после беседы с Уборевичем он был переведён в ВВС начальником штаба 450-й авиабригады, располагавшейся там же, в Смоленске.
Без отрыва от основной работы Новиков освоил самостоятельные полёты на самолётах У-2, Р-5. Осенью 1935 года перевёлся на командно-строевую службу – ради этого согласился пойти на понижение – командиром 42-й легкобомбардировочной эскадрильи, которая по итогам года вышла в число передовых. Вылеты эскадрильи во время осенних манёвров 1936 года были оценены высшим баллом. А в феврале 1938-го она заняла в 116-й авиабригаде первое место по всем показателям.
Находясь в командировке в Москве, Новиков получил назначение на должность начальника штаба ВВС Ленинградского военного округа. Во время советско-финляндской войны Новиков выступил инициатором создания ледовых аэродромов. Его заслуги в той войне были отмечены орденом Ленина и назначением – причём по предложению Сталина – командующим ВВС Ленинградского военного округа.
…День 21 июня 1941 года у генерал-майора авиации А. Новикова проходил в сборах к новому месту службы в Киев – командующим ВВС Киевского Особого военного округа. Дела накануне он сдал своему заместителю и авиацией ЛВО фактически уже не командовал. К тому же в кармане лежал билет на поезд «Красная стрела» на 22 июня.
Но ночью 22-го был вызван в штаб округа и тут же, как пишет, «по телефону обзвонил командиров всех авиасоединений, приказал немедленно поднять все части по сигналу боевой тревоги и рассредоточить их по полевым аэродромам. И добавил, чтобы для дежурства на каждой точке базирования истребительной авиации выделили по одной эскадрилье, готовой к вылету по сигналу ракеты, а для бомбардировщиков подготовили боекомплект для нанесения ударов по живой силе и аэродромам противника».
На четвёртый день войны Новиков организовал несколько блестящих воздушных операций. Силами ВВС Северного фронта, Краснознамённого Балтийского и Северного флотов в течение шести дней нанёс бомбоштурмовые удары почти по двадцати аэродромам противника. В дальнейшем такие удары наносились неоднократно. Противник был вынужден оттянуть свою авиацию на тыловые базы, в результате чего в значительной мере была ликвидирована угроза налётов на Ленинград.
Став 10 июля 1941 года начальником ВВС Северо-Западного направления, Новиков убрал все лишние промежуточные звенья управления, умело организовал боевые действия авиации. Александр Александрович стал одним из разработчиков единого плана боевых действий ленинградской авиации – новой формы управления ВВС.
Под его началом активно внедрялось применение радиолокации и системы управления истребителями по радио с земли. Боевая работа авиации под Ленинградом являлась образцом организованности, правильного использования всех её родов в тактическом и оперативном масштабах. Некоторое время в осаждённом Ленинграде Новиков работал под руководством Г.К. Жукова, и тот его хорошо запомнил.
По натуре своей новатор, смелый экспериментатор, Новиков всегда стремился внести в проводимые операции что-то неожиданное для противника. И это помогало ему добиваться победы над превосходящими силами врага
Когда потребовалось заменить Жигарева, тогдашнего командующего ВВС, то Жуков назвал Сталину фамилию Новикова. В феврале 1942 года генерал Новиков назначается заместителем командующего ВВС Красной Армии, а с апреля – заместителем наркома обороны СССР по авиации. Позже Александра Новикова стали называть «летающим крылом Жукова».
В мае 1943-го Новиков убедил наркома обороны в необходимости перестройки организационной структуры ВВС. Были созданы воздушные армии – к концу войны их насчитывалось уже 17, однородные авиадивизии (истребительные, бомбардировочные, штурмовые), авиационные корпуса резерва Верховного Главнокомандования. Это способствовало повышению эффективности боевых действий авиации, позволяло осуществлять ею широкий манёвр, создавать крупные авиационные группировки на важнейших направлениях советско-германского фронта.
В феврале 1944 года Александр Александрович Новиков стал первым в Советском Союзе главным маршалом авиации.
По натуре своей новатор, смелый экспериментатор, Новиков всегда стремился внести в проводимые операции что-то неожиданное для противника. И это помогало ему добиваться победы над превосходящими силами врага, обеспечивать авиационную поддержку наземных войск, завоёвывать господство в воздухе. Принимая активное участие в разработке планов крупнейших стратегических операций советских Вооружённых Сил, он, как представитель Ставки Верховного Главнокомандования, выезжал на фронты, где реализовывались эти планы.
Командующий ВВС главный маршал авиации Новиков координировал действия воздушных армий в Сталинградской и Курской операциях, в сражениях по освобождению Северного Кавказа, Украины, Белоруссии, Польши, при штурме города-крепости Кёнигсберга.
В Кёнигсберге Новиков решился на дерзкий шаг: поднять днём не одну дивизию тяжёлых бомбардировщиков, а всю 18-ю воздушную армию. Он позвонил командующему 18-й ВА Голованову и спросил его мнение. Тот посчитал, что это нецелесообразно: тяжёлые бомбардировщики тихоходные, плохо вооружены для отражения атак истребителей, да и лётчики не имеют опыта дневных полётов группами.
Тогда командующий ВВС приказал: «Поднять дальние бомбардировщики и в 13.30 нанести удар по крепости Кёнигсберг!»
В ожидании армады командующий ВВС поднялся на вышку. Самолёты шли один за другим с равными интервалами. Около часа не смолкал в Кёнигсберге грохот разрывов крупнокалиберных бомб. В результате этого массированного удара 516 дальних бомбардировщиков многие опорные пункты и форты были разрушены. Командование гарнизона потеряло управление своими частями. Сопротивление противника резко ослабло, и наши штурмовые отряды начали быстро продвигаться вперёд.
9 апреля гарнизон Кёнигсберга капитулировал.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении боевых заданий, главный маршал авиации Александр Александрович Новиков был удостоен звания Героя Советского Союза.
Высокие организаторские способности главного маршала авиации Новикова как крупного и талантливого военачальника с особой силой проявились в Берлинской операции, участие в которой приняли четыре воздушные армии. Здесь Новиков предложил командующим воздушными армиями организовать тесное взаимодействие авиации с танковыми армиями, дать им право при действиях в глубине обороны противника самим вызывать штурмовики Ил-2, определять порядок их боевой работы, изменять им задачи и перенацеливать на другие участки и объекты. Танкисты в свою очередь должны были захватывать аэродромы противника и всячески содействовать сопровождающим их авиасоединениям в перебазировании на эти аэродромы.
Для сопровождения танков и подвижных групп привлекалось до двух третей авиации, участвовавшей в Берлинской наступательной операции.
Но взятием Берлина война для главного маршала авиации Новикова не завершилась. Её он закончил на Дальнем Востоке разгромом милитаристской Японии. Здесь, так же как и на всех фронтах Великой Отечественной войны, главный маршал Новиков вновь применяет новинку – широкое использование Военно-транспортной авиации. Для обеспечения передовых отрядов и 6-й гвардейской танковой армии, глубоко вклинившихся в южную и центральную части Маньчжурии, лётчики транспортной авиации совершили 1755 самолёто-вылетов и перевезли много тысяч тонн горючего, боеприпасов и продовольствия.
На заключительном этапе Второй мировой войны подвиг Александра Александровича Новикова, одного из маршалов Победы, был отмечен второй медалью «Золотая Звезда». На родине дважды Героя Советского Союза в Костроме в его честь поставлен бронзовой бюст. А на Новодевичьем кладбище на гранитных ступенях могилы главного маршала авиации всегда лежат живые цветы.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2