К сожалению, подчас взрослые создают тупиковую ситуацию для ребенка. Разразившиеся в доме скандалы, наказания, проблемы в школе, одиночество толкают его на страшный шаг. Детский суицид практически всегда можно предотвратить: для этого необходимо чувствовать своего ребенка, слышать его, вовремя заметить тревожные сигналы. Заботливые родители ни за что не оставят без внимания изменившееся поведение ребенка.
Кроме того, существуют особенности личности, не позволяющие подростку адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым, при определенном стечении обстоятельств, предрасполагающих к суициду:
– неумение найти способы удовлетворения своих потребностей и желаний;
– отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкая сопротивляемость стрессу;
-общее отрицательное отношение к авторитетам, миру взрослых (недоверие к тем, кто стремится им помочь (близким, врачам, психологам);
– эмоциональная нестабильность (а также неумение ослабить эмоциональное напряжение);
– повышенная внушаемость;
– бескомпромиссность;
– отсутствие жизненного опыта, отсутствие навыков конструктивного решения проблемы.
Кроме того, именно у подростков суицидальное поведение может быть подражательным, так как они копируют образцы поведения, которые видят вокруг себя, (телевидение, Интернет, подростковые субкультуры). Подросткам свойственна повышенная внушаемость, в силу которой возможны групповые суицидальные попытки. Сильные переживания вызывают у детей и подростков самоубийство брата или сестры (родители настолько поглощены горем, что не замечают других своих детей, которые тоже страдают и в целях привлечения внимания родителей могут повторить суицидальный поступок близких).
Необходимо быть внимательными к «знакам», чтобы не упустить возможность предотвратить формирующееся суицидальное поведение. Такими знаками предостережения могут выступать:
– высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться», «Хорошо бы заснуть и не проснуться», «Мне нельзя помочь», «Скоро все закончится», в т.ч. шутки, иронические замечания о желании умереть, о бессмысленности жизни;
– фиксация на теме смерти в литературе, живописи, музыке; частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида (например, в Интернете);
– активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);
- сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное);
- косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, употребление в переписке, разговорах просуицидальных высказываний, символов;
– раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадежности, отчаяния, чувство одиночества («меня никто не понимает и я никому не нужен»), сложность контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния);
– негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего;
– постоянно пониженное настроение, тоскливость. Ребенок считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен, безразличен, иногда ощущает вину перед окружающими;
– необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых). Возможно злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;
– стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;
– снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;
– символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость;
– попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).
Крайне важно не бояться обращаться за помощью, если Вы заметили
какие-либо проблемы в состоянии своего ребенка.
С целью оказания психологической помощи детям, подросткам и их родителям действует единый общероссийский детский телефон доверия 8 800 2000 122.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев