ПРОЦЕДУРЫ УПРОЩАЮТСЯ,
А ЖИЗНЬ ЛЕГЧЕ НЕ СТАНОВИТСЯ
Прочла в «Вестях Гагаузии» (номер от 3 июля» 2020 г.) о том, что процедуру подачи документов для определения степени ограничения возможностей собираются упростить. Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты вынесло на публичные дебаты проект о внесении изменений в Постановление Правительства РМ № 357/2018 «Об определении ограничения возможностей».
Обрадовалась, так как жизнь людей с ограниченными возможностями для меня не безразлична. Но давайте разберемся, в чём заключается упрощение процедуры и есть ли повод для радости?
В своем стремлении облегчить участь лиц с
ограниченными возможностями, в разгар пандемии, чиновники из Министерства здравоохранения, труда и социальной защиты решили внести изменения в Постановление Правительства РМ № 357/2018. Но данное Постановление уже упростило процедуру подачи документов для определения степени
ограничения возможностей и трудоспособности, упразднив районные Консилиумы определения ограничений и трудоспособности (старое название - ВТЭК).
Вместо них сегодня в Национальный консилиум по определению ограничений и трудоспособности входят 15 экспертных групп для определения степени ограничения возможностей и 3 контрольные комиссии, которые проверяют деятельность экспертных групп и жалобы граждан. Все они находятся в Кишинёве. В
Кишинёв ехать не обязательно, достаточно предоставить пакет документов в территориальную структуру в районном центре здоровья и ждать результатов из Кишинёва.
О том, что Постановление №357/2018 процедуру подачи документов упростило, но жизнь людей с ограниченными возможностями при этом не облегчило, мы писали неоднократно в «Вести Гагаузии». Не учитывая мнение самих лиц с ограниченными возможностями, игнорируя истинное положение людей, Министерство «выносит на публичные дебаты» проект новых изменений. Возникает вопрос: где и как прошли публичные дебаты? Кто ни будь из тех, кого напрямую касается этот вопрос, были в курсе, этих самых публичных дебатов? Лично я никаких сообщений о них ни в СМИ, ни в социальных сетях не нашла.
Чтобы разобраться в сути изменений, которые будут внедрены независимо от мнения инвалидов, приведу выдержку из публикации Елены Кодряну в газете «Vocea
poporului» от 29 мая 2020 года:
«По утверждению авторов проекта, изменения, предложенные в правительственное постановление, необходимы в контексте осуществления процесса реинжиниринга и дегитализации государственной услуги «Определения ограничения возможностей и трудоспособности», что предусмотрено документом «То-
Ве», подписанном Национальным консилиумом по установлению ограничения возможностей и трудоспособности (НКУОВТ) и Агентством электронного управления (АЭУ). Утверждение изменений обеспечит лучшую доступность населения к указанной государственной услуге. Так, будут исключены бланки и документы на бумажном носителе, которые в настоящее время граждане/люди с особыми потребностями представляют для
определения степени ограничения возможностей.
Наряду с этим будет обеспечена интероперабельность с информационными системами других органов, задействованных в процесс предоставления данных,
необходимых для определения степени ограничения возможностей, а так же прозрачность и доступ лиц с ограниченными возможностями к решениям/
административным актам НКУОВТ».
Вы что-нибудь поняли? Реинжиниринг, дигитализация, интероперабельность, документ «То-Ве»…
В переводе на человеческий язык, всё это означает, что процедура подачи документов на определение степени ограничений и трудоспособности теперь будет доступна в
электронном варианте. Для этого достаточно иметь компьютер или современный телефон, интернет и быть… простым компьютерным гением! Вы сможете зайти на сайт, заполнить бланки и отправить ваши данные на рассмотрение. Всё! Что может быть проще?! При этом вы не сможете опротестовать решение «консилиума», потому у вас на руках не будет никаких доказательств.
Так что же по итогам «публичных дебатов»? Неужто веселится и ликует весь народ?
От того, что господа чиновники без конца вносят поправки и изменения в законы, жизнь людей с ограниченными возможностями легче не становится. Давно пора господам подавить свою брезгливость и выйти к людям. Спросить, чем
они живут? Есть ли у всех деньги на покупку компьютера, на интернет, чтобы иметь доступ к данной государственной услуге? Вы, правда думаете, что процедура подачи документов на оформление (освидетельствование) инвалидности так сложна, что ее необходимо упрощать каждые два года? Увы, после подачи документов, сложности только начинаются! Сколько несправедливости происходит после реформы системы определения степени ограничения и трудоспособности, писали неоднократно и «Вести Гагаузии», и «Молдавские вести». Но, как говорится, а воз и ныне там!
Если мы живем в правовом государстве, то почему закон не защищает права лиц с ограниченными возможностями? Почему человечность вытеснила электронная номенклатура! Слепое и
бездушное, «беспристрастное» тестирование! Комиссия, не видя больного человека, снимает группу инвалидности, обрекая на нищету сотни людей ежегодно!
Выплаты по ограничению возможностей в современных реалиях просто оскорбительны! Какое другое европейское государство позволяет подобное отношение к инвалидам? Для сравнения, сумма выплат пособий по инвалидности в Российской Федерации (по курсу 0,24 на 11 июля 2020 г.) по группам, составляет:
для первой группы – 12432,44 рубля - 3373 леев (в Молдове 809,5 леев);
для второй группы – 10360 рублей – 3147 леев (РМ 755,3 лей);
для третей – 4403,24 рубля - 2248,62 леев (РМ 539.67 леев).
Это без единовременных ежегодных выплат! Чувствуете разницу? И это пособия для инвалидов с детства! Которые не имеют трудового стажа! А в каком эквиваленте можно оценить слезы матерей, боль и тревогу за участь своего ребенка? Я не говорю за будущее! Оно отнято еще при рождении! Отнято бесчеловечным отношением к инвалидам.
Какими критериями пользуются члены комиссии при определении процента трудоспособности? Даже здоровому человеку с образованием, специальностью устроиться на работу проблематично, что уж говорить о людях с ограниченными возможностями! Да, конечно, по закону у работающих инвалидов есть льготы. Например, ограниченный рабочий день для лиц с тяжелым или выраженным ограничением возможностей независимо от диагноза. При установленной степени тяжелого ограничения возможностей работник может находиться на работе 20 процентов рабочего времени, получая при этом 100 процентов заработной платы. Увы, это не стимулирует работодателей брать их на работу. А если и берут, много ли вы найдёте работодателей, обеспечивающих эти льготы? Почему-то контролирующие органы не замечают этих нарушений законодательства. Что касается государственных учреждений, то здесь царит сплошное кумовство. Сплошь и рядом можно видеть, как здоровенный детина, чей-то брат или сват, работает, скажем, лифтером, а инвалид с детства от зари до темна вкалывает на поле! Какой сельхоз-лидер будет учитывать физические и льготные ограничения инвалида?
Почему не выделяются квоты для лиц с ограничениями, чтобы такие люди могли работать соответственно своим возможностям и тем самым повысить свой прожиточный уровень?
Вот когда в Молдове будут защищать права инвалидов, платить пособия, обеспечивающие хотя бы прожиточный минимум, когда общество будет проявлять терпимость к людям с
особыми потребностями, только тогда можно будет говорить, что мы живем в правовом Государстве. Пора, давно пора, принимать закон, облегчающий жизнь людей, а не заниматься только упрощением процедур, выдавая это за заботу о инвалидах!
Тамара ЖЕЛЕЗ,
г. Вулканешты
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев