...Она продолжает существовать как живой свидетель лучших чаяний своей эпохи, в условиях которой она была «взрывчатым», волнующим и беспокойным элементом культуры». Б. Асафьев
15 декабря в 19:00 в музыкальной гостиной Мемориального музея А.Н. Скрябина, расположенного по адресу Большой Николопесковский переулок, 11с1, пройдет концерт фортепианной музыки. На сцене выступит лауреат множества международных конкурсов, включая II Международный конкурс имени С.В. Рахманинова в Москве и Международный конкурс пианистов в Джаплине (США), пианист Елисей Бабанов. В программе концерта прозвучат две сонаты Скрябина — №8 и №10, а также произведения нашего современника, композитора Мамеда Гусейнова.
Чтобы глубже понять творчество А. Скрябина, необходимо ознакомиться с его философскими взглядами и композиторскими техниками. В данном кратком посте мы сосредоточим наше внимание на его поздних сонатах.
Из десяти сонат, написанных Скрябином в период с 1892 по 1913 год, лишь первые четыре соответствуют традиционным жанровым представлениям, представляя собой многочастные произведения. Остальные шесть, начиная с 1907 года, являются одночастными и не содержат указаний на тональность. Композитор стремился выразить в музыке внутренние переживания, страсти и восторг. Часто состояние души, запечатленное в звуках, бывает настолько сложным, что его трудно описать. Эти чувства могут резко меняться, и эпизоды с нежным, «прозрачным» звучанием зачастую неожиданно прерываются мощными аккордами и пронзительно острыми гармониями. Шестая соната знаменует начало серии произведений Скрябина, относящихся к его позднему творческому периоду. Все эти сонаты (№№ 6-10) выделяются своей гармонической сложностью, которая значительно удаляется от традиционных тональных структур, а также непредсказуемостью ритмических последовательностей, многослойностью и символическим наполнением образов. Интересно, что в этих сонатах Скрябин начинает давать свои все более детализированные и сложные указания для исполнителей на французском языке, в отличие от привычного итальянского, вероятно, рассматривая этот язык как более гармонирующий с его творческими концепциями.
ВОСЬМАЯ СОНАТА, является самой масштабной среди поздних сонат композитора Скрябина и представляет собой наиболее радикальный пример экспериментов с гармонией. В её основе лежит семинотный аккорд, имеющий схожесть с известным «прометеевым» аккордом, а степень полифоничной текстуры достигла предельных значений.
Концерт завершится ДЕСЯТОЙ СОНАТОЙ Скрябина, которая считается самой светлой в рамках всего цикла его сонат. Она была написана в небольшом городке Алексине, уютно расположенном на берегу Оки, где вдохновение для творчества черпалось из красоты русской природы. В этой сонате гармонично переплетаются таинственная «земная» поэзия лесной тишины и трепетная радость перед гармонией Вселенной. Произведение наполнено радостными ощущениями жизни, ее звенящими моментами, и все звуки перетекают и перекликаются друг с другом. В отличие от других сонат Скрябина, музыкальный язык этой работы более светлый и прозрачный, форма становится яснее, а мелодические линии – более четкими и определенными. Композитор часто использует звучания крайних регистров, создает яркие эффекты тремолирующих звуков и нежно журчащих трелей.
Дорогие друзья! С радостью приглашаем всех поклонников уникального творчества А. Скрябина на концерт 15 декабря в 19:00 в Мемориальный музей А.Н. Скрябина.
https://scriabinmuseum.ru/poster/6965/
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев