Петр I в Саардане на корабельной верфи
Если поначалу рейсы в Киликию и на Кипр именовались Оltemаге (Заморье), то в дальнейшем в документах четко проставлялось: «Кипр — Киликийская Армения». При этом как братья по крови, венецианцы не платили таможенных сборов в киликийском порту [h]Айас вплоть до падения Киликии в 1375 году.Словом, венецианское мореходство довольно долго находилось в надежных руках армян. Да и не только венецианское: армянские экипажи во главе с армянами-адмиралами комплектовались также в Пизе, Генуе, Луке, Барселоне, и естественно, что та же активность наблюдалась в Египте и странах Ближнего Востока.Конечно, по мере падения армянских царств Эдессы, Ани, Византии, Киликии на протяжении всего нескольких веков, а также в дальнейшем – и Восточной Армении, армяне были вытеснены из стратегических точек на суше и морях, каковыми являлись в том числе Венеция и Генуя.При этом захватившие армянское богатство и сегменты деятельности новые хозяева присвоили себе также армянские символы – тех самых венецианских львов, орлов, а также эмблему гильдии армянских каменщиков и штукатуров.И вообще многое из того, что сегодня прочно ассоциируется с ростовщиками, масонами и другими, исторически нацеленными на уничтожение армянства, силами, изначально принадлежало именно армянам, и путаница с символами – не случайна.Более того: она рассчитана на позитивное и доверительное отношение к этим структурам со стороны нашего народа.С другой стороны, эта же путаница зачастую, в силу незнания исторических глубин проблематики и языка, подталкивает некоторых зарубежных политологов и политических экспертов к неверным выводам, и они принимаются называть армян «запасными евреями» или пороть схожую чушь.И кто их знает – является ли столь поверхностный подход недомыслием – или очередным шагом по фальсификации истории, где созидатели перепутаны с паразитирующим классом ростовщиков?Между тем смена хозяев по известной методике и сегодня происходит гладко и незаметно: только за последние месяцы резко исказился центр Еревана, самое сердце нашей столицы, где перестали существовать старое фотоателье на углу улиц Терьяна и Саят-Нова;действовавший еще с 30-х годов прошлого века гастроном на оживленном перекрестке улиц Туманяна и проспекта Маштоца;известный АДРИ на углу проспекта Маштоца и улицы Московской; магазин «Зигзаг» на не менее оживленном перекрестке центра города Саят-Нова и Абовяна – и повсюду воцарились банки с зарубежным капиталом, но армянскими названиями.Буквально то же произошло в свое время с Генуей, Венецией и Кипром, которые изначально осваивались, застраивались и развивались армянами, а в позднее Средневековье незаметно сперва оказались в долговой кабале, а потом попросту поменяли реальных хозяев.Но вернемся на водные просторы. В «Секретной книге крестоносцев» Маринуса Санутуса упоминаются 25 портов и гаваней Киликийского княжества и затем царства (1080-1375), располагавшегося на северо-восточном побережье Средиземного моря.Причем здесь становились на рейд как христианские, так и мусульманские суда, в то время как повсюду в мире пролегала четкая разграничительная линия между мореходами обеих конфессий.Армяне же, как стоящий у истоков христианства народ, прекрасно понимали, что принципиальной разницы между обоими вероучениями нет, в основе обоих – Бог и Любовь, а потому были и остаются не просто веротерпимы, а уважают убеждения братьев-арабов.В своей «Книге о разнообразии мира» Марко Поло рассказывает, как они с отцом и дядей гостили в Айасе, и Киликийский царь Левон III проводил их в путь на своей специально оборудованной галере.Арабский хронист Ибн аль-Варди, описывая осаду мамелюками Айаса в 1321 году, перечисляет три из киликийских военных кораблей – «Атлас», «Шама» и «Айас», что были предоставлены мирным жителям для срочной эвакуации.Однако после более чем столетних попыток уклониться от папского ультиматума о всенародном обращении в католическую веру и странно совпавших с ним наскоков на Киликию мамелюков и алчных крестоносцев, культурная столица Европы той поры пала.Исчезло государство, где цари писали книги и заказывали их к рождению наследников, воины и мореплаватели являлись эталоном отваги и образованности по всем окрестным странам, умелицы плели такие кружева, которые сумели повторить только в Венеции, а быт был на столь высоком уровне, что еще в течение долгих веков, повторяясь в других географических точках, назывался «армянским домом».И это было падение третьей армянской государственности на морях в течение минувших 300 лет.Начало XVII века – период разгрома последнего армянского княжества в Алванке и насильственного переселения армян Джуги шахом Аббасом. Безлюдная местность, где они вынужденно осели, всего за несколько лет, к 1605 году, преобразилась в город Новая Джуга. Сегодня он зовется Исфаганом.Способность еле выживших после очередной депортации армян не просто обустраиваться, но также возводить новые школы, типографии, церкви, прокладывать водопровод, канализацию, арочные мосты и новые дороги во все стороны для успешных коммуникаций, обмена технологиями и торговли с миром – отдельная тема из области научной нефантастики армянской культуры.Наряду с волшебными мастеровыми Джуги, которые были известны в мире как непревзойденные стеклодувы, производители фарфора и фаянса, ковров, изысканных шелковых и шерстяных тканей, ювелирных изделий, высококлассного оружия и книжных изданий, существовала целая армия не менее знаменитых купцов и просветителей, известных на Востоке как ходжа.И к хаджу, который в оригинале на букву h, это отношения не имеет, а имеет отношение к тому, как сейчас в России кличут армян «хачами». Впрочем, коннотация этнического эпитета была, в противовес нынешней, невероятно уважительной со стороны именовавших, и горделивой – со стороны именуемых.
В письме царю Петру, датированном февралем 1696 года, ходжа Григор Давидянц (Давыдов) сообщает, что торговлю со Швецией, в том числе на пути, проходящем через Россию, вели «великие ходжи — армяне». Собственно, этот северный маршрут так и назывался: Армянская дорога.Другой ходжа того же периода с многообещающим именем Сар[h]ат (Крушащий гору) Закариян в отчете властям сообщает о маршруте своем и других ходжей из Шемахи на север, к порту Низовой, Астрахани и через Саратов и Лимовку – в Москву, а далее – в Архангельск и Амстердам.31 мая 1667 года был подписан договор между Армянской торговой компанией и Российским царским двором о праве армянского купечества на торговлю от границы Ирана через всю страну до пограничных российских портов Нарва и Архангельск для отплытия в страны северо-западной Европы – с уплатой низких таможенных пошлин.Аналогичные договоры были подписаны в 1692 году с Курляндией (ныне Латвия) об эксплуатации порта Либау, и с Королевством Швеция – об использовании нескольких портов для доставки грузов в Германию и Голландию.Через 10 лет после основания Петербурга там уже существовала значимая армянская община, что свидетельствует о том, что армяне приняли активное участие в его строительстве.А в Москве в 1660 году была отстроена Армянская церковь – та самая, которую, как утверждала дотошный исследователь и писатель советской поры Мариэтта Шагинян, искал посреди московского пожара Наполеон Бонапарт, и где около часа он беседовал со священником в компании с Мюратом.Словом, армянские купцы чувствовали себя комфортно на просторах России. На своих кораблях они приходили в Астрахань и пересаживались на струги и карбасы, охрану которых обеспечивали приданные царским указом стрельцы.Даже личный струг царя неоднократно предоставлялся джугинским армянским купцам для их водных путешествий.Бывало, что тяга к путешествиям и приключениям ослабевала, и тогда в Москве и селе Фряново в 1717 году вырастали шелкоткацкие фабрики, построенные джугинским купцом Егией Торосовичем Шариманяном, сохранившимся в памяти России как Игнатий Францевич Шариман.В 1758 году бизнес был перекуплен другими джугинскими ходжами Казаром и Петросом Казарянами, увековеченными в России своими просветительскими делами как Лазарь и Петр Лазаревы.Хранящиеся в Русском музее Санкт-Петербурга ткани с аббревиатурой Ф. С. С. И. Л. Л. В. С. Ф. – это прямая эстафета шелкового производства армянского города Джуга и свидетельство трансформации его купечества в русских промышленников.Между тем в 1740-1741 годах продолжавшие регулярное судоходство по Каспию на собственных кораблях армянские купцы Гукас Ширванян, утвердившийся в России как Лука Ширванов, Гаспар Богданов и братья Маркаровы (Маркарянцы) одну за другой основали первые мануфактуры в Астрахани.Архивные документы свидетельствуют, что в 1666 году по приглашению царя Алексея Михайловича вместе с сорока джугинскими купцами в Оружейную палату прибыл также известный джугинский художник Аствацатур Султанянц, имя которого для назначения на высокую должность руководителя Оружейной палаты в дальнейшем было оперативно и буквально переведено, и он стал Богданом Салтановым.Это был красавец, великан и талантище, которого сразу полюбил двор. И не только двор. Злые языки утверждали, что гениальная «Сказка о царе Салтане и о сыне его Гвидоне Салтановиче» с ее красочными описаниями морских путешествий героя, превращения им дикого острова в златоглавую столицу наподобие Санкт-Петербурга была написана неспроста, и повествовала о рождении в 1672 году «неведомой зверушки» – еще одного красавца и великана, великого основателя Российской империи.Наткнувшийся на письменные свидетельства о подобных слухах в работе над романом «Петр I», писатель Алексей Толстой доложил об этом самому Сталину с вопросом, стоит ли об этом упоминать, коль скоро в литературном произведении прокладываются исторические параллели между обоими великими созидателями Российской имперскости. «Неудобно», – лаконично ответил вождь народов, у которого в метрическом свидетельстве было проставлено: «Джугашвили», или «сын джугинца» по-грузински.В XVII-XVIII веках одновременно в трех довольно отдаленных друг от друга точках – Амстердаме, Астрахани и Бирме – лучшими корабелами слыли армяне, да и бизнес кораблестроительства был сконцентрирован в их руках.Амстердам вообще слыл армянским центром на северных морях. Нынешние голландские исследователи утверждают, что первые армяне из Константинополя и Измира появились там лишь в 1560 году, в дальнейшем их ряды пополнили многие джугинские ходжи, но даже в лучшие времена армянская община насчитывала не более сотни семей.Ох, не доверяю я голландским ученым с их успешными конопляными исследованиями под заказ. Но ссылаться приходится. Итак, в 1663 году там строится первая Армянская церковь, в 1714 — вторая. Именно в первой похоронена красавица Саския, увековеченная своим супругом Рембрандтом Арменсом ван Рейном, а затем и сам гений живописи.В период 1660-1718 годов в Амстердаме открываются несколько типографий, которые издают не только «Историю Армении» Мовсеса Хоренаци, но также в 1699 году армянский труд «Сокровищница мер, весов, чисел и валют, имеющих хождение в мире», «Первый современный атлас армянства мира» с включенным трактатом о географии мира, а в 1698 году – «Всемирный атлас».«Армянские маршруты» из Амстердама в Москву, Архангельск и затем в Астрахань и Новую Джугу были регулярными. И назывались они так, поскольку и строительство судов, и капитал, и экипаж были исключительно армянскими.Да и пассажиры в основном – тоже. Старая гавань Амстердама по сей день называется Ай. Так что будущий великий император ездил в Голландию учиться корабельному делу далеко не у тех, кто раскручивается в байках о приключениях Петра в Голландии.По инету гуляет еще одна нелепица о том, как подменили будущего самодержца в этой европейской стране. Я бы уточнила: «словно подменили», т.к. на деле наследник престола попал в другую – армянскую – культурную среду, ознакомился с иными обычаями, иным – и очень высоким – бытом, который был утерян после кончины Ивана Грозного, а в этой армянской среде сохранялся – да еще как!Это были славные времена, когда судна армянских купцов, в том числе с выраженными армянскими именами «Ара», «Айк», «Арарат», «Рипсиме», «Гиро», «Аршак», «Джуга», «Джуги Гусан», «Арутюн- Абгар», «Ованнес-Саргис», «Овсеп-Манук» и другие, бороздили воды Каспийского, Черного, Средиземного, Балтийского, Северного морей, Индийский и Атлантический океаны. Ну чем не Армения от моря и до моря?Однако об армянском судоходстве в Индии, Крыму и других замечательных морских цивилизациях мы поговорим в следующем номере.
Лия Аветисян
http://vstrokax.net/avtorskaya-kolonka/armeniya-ot-morya-i-do-morya/
Комментарии 2