Рис. 3. Схема трансформации "Эр". Эрванд имя царя (потомка Ваагна), основателя античной столицы Армении Ервандашат (Эруандашат)
Имя Еги(пет) образовано из двух ключевых древнеармянских слов ("еги" или "ег(х)" (էգ) – взойди (в песнях, в первую очередь, обращение к солнцу) и "пет" – отец). "Взойди, встань отец", как обращение, олицетворяет страну восходящего солнца. Египетский царь Скорпион – чужеземец, носитель культуры Араратских гор, объединитель двух частей страны, земледелец, строитель ирригационных каналов. В его могиле обнаружены таблички с изображениями, напоминающими мотивы из армянских наскальных рисунков со стилизированными изображениями извержений вулканов, где птицы сражаются со змеями/драконами (Ваганян Г. и Ваганян В. 2008-2010). Сравните “пет” также со словами птица и “птух” (букв. плод), “пттви” (букв. вращайся, иди кругом), пять.
В могиле царя Скорпиона также обнаружены артефакты, которые свидетельствуют о древних знаниях и технологиях приготовления вина. Недавно в одной из пещерных поселений Армении (Арени) были обнаружены винодельческие артефакты, которые на 1000 лет древнее египетских. Армянские слова сад ("айги"), вино ("гини") и “гителик” (знание), "гиж" (букв. безумный) в определенной степени также родственны. Древние жители Араратских гор сажали виноградники. Ваагн в саду (в райском) в Араратских горах впервые посадил древо жизни и древо познания добра и зла.
Шумер (Сумер). Верховный бог Угарита Эй (Эр). Эр (Ар) трансформируется в египетское Ра. В слове г(ер)ой имеется частица "эр" (ер), ср. с именем Г(ер)акл. Египетское "пта" – солнце, дарующее жизнь (олицетворяет деяния Отца, Творца). В арм. "птух" букв. плод (ср. птица, птенец, пташка, петух, пятница, день пятый в процессе сотворения).
Ван, Зрван и Ермунганд
Вавилонский историк, маг, мудрец (Бероса Сивиллы) согласно истории М. Хоренаци писал о сыновьях Ксисустры (Ноя) - Зрване, Титане и Иапетосте до разделения речи человеческой и до строения башни. В именах Зр(ван), а также Иапетосте имплементированы "Ван" и "Пет". М. Хоренаци считает, что эти сыновья - библейские Сим, Хам и Иафет. Сим (Зрван), а Иафет – Иапетосте. Зрван - грубый, дикий, необтесанный, кричащий (от армянского корня "зр") из Вана. Один из младших сыновей Сима (Тарбан) после потопа и расселения остается жить в Араратских горах, недалеко от озера Ван, у Тарона, в долине реки Мел (М. Хоренаци).
Айк (от Иафета) после строительства вавилонской башни со всем своим семейством переселяется на землю предков (Араратские горы) и там возрождает культурные традиции Отцов (Иафета, Ноя, Ваагна). Айк в смертельной битве побеждает кровожадного, властолюбивого, единовластного Бэла (титанида от Хама), который вторгся в наследственные земли праотцев Айка с намерением разрушить все и вся. После победы Айк хоронит последнего с почестями на горе Немрут (Немруз у озера Ван, там, где когда-то был похоронен Ваагном другой, более архаичный символ зла – дракон). Айк - защитник армянского духа, очага, дома, основатель и строитель государственности. После разделения речи человеческой (веры, религии и мировоззрения) потомки Сима и Хама, став идолопоклонниками, отошли от архаичной, отцовской веры. Ваагн, предок Айка, у горы Немрут побеждает дракона/вишапа у той же вулканической горы. Исторические факты переплетаются с мифами, и мифы становятся историей, повторяются мотивы. Мотивы о змее/драконе и Эр хранят скандинавы в рассказах о змее Ермунганде (см. также труд Попова Б.И., главу "Скандинавия и Ванское царство", где автор высказывает идею о связях древних скандинавцев и ванцев, а также ванцев и славян). В христианстве мотив борьбы с драконом сохранился в сюжете о Георгии.
Патер и Матер
Патер – по лат. отец, по-английски father, по-немецки fater, отчизна - fatherland. "Паткер" по-армянски букв. "образ". Для погребения Сары Аврам покупает у сыновей хеттовых пещеру Махпета ("mah" (մահ) – на арм. "смерть") так называемую “стену смерти” (ср. со “стеной плача”). В арм. "Пркич" (փրկիչ) – спаситель, защитник (ср. с фараон), избавитель, освободитель (ср. с Ваагном и Христом). Матри (др. инд. "Matr", мать) в индуистской мифологии божественные матери, олицетворяющие созидательные и губительные силы природы.
Матер Матута (Mater, Matuta) – в римской мифологии богиня женщины (ср. с арм. "ма" и "тер", "па" и "тер"). Она отражает идею утренней зари (ср. с арм. Астхик и с Марута). Марутская богородица из эпоса Сасна Црер (Сасунци Давид) – святая дева, богоматерь (идентична библейской Марии). Храм Маруты, воздвигнутый Мгером, является "домом божественной, солнечной субстанции Пта".
Матер(ия) – матриархат, материализм (ср. "патерия" – патриархат, патериализм). "Пат"- стена (камень), "пайт"- дерево, следовательно, происхождение древа жизни в Араратских горах имеет логическое объяснение. Твердь небесная была отделена от хаоса, затем от тверди небесной - твердь земная и вода (море). Сын Творца после победы над драконом посадил в садах в Араратских горах дерево (древо) жизни, а также древо познания добра и зла. Эти архаичные идеи отражены в мотивах армянской песни "О рождении Ваагна". Ваагн, познавший зло, сотворил добро, вновь осветил мир, освободил “солнце и луну”, воды, спас землю от засухи, от тьмы. Ваагн – источник, творец архаичного мировоззрения, идеологии монотеистического, патериалистического характера, основоположник концепции модели “мирового древа”, ср. "цар" букв. дерево.
Память о Ване, Ваагне, Айке, Араме, Мгере, Давиде и Христе, отделивших добро от зла, действующих по заветам отцов, имплементирована не только во фрагментах песен, мифов и легенд, но закодирована в армянском языке, в словах и предложениях, требующих дальнейшей декодировки и интерпретации (Г. Погосян 2002, 2006, Г. Ваганян, В. Ваганян, 2006).
Эр, Ван и Караван
Эр символизирует особую связь между Богом (Творцом), Его идеей и мыслью, а также словом ("Бан"), действием (делом, сотворением, ср. с греч. ereption (erection) и человеком ("армянин", тур. “эрмени” букв. "человек", "воин"). В религии известно имя Егова. Это имя может быть истолковано как Его и Ва(агн) либо Ва(н) - сын, то есть Его сыном (Егова – учение о сыне). Частица Эр есть в имени столицы Армении (Эрмении) – Эреван (Эребуни). Эр лежит в основе эра (лат. аэра), в хронологии – начальный момент летоисчисления.
В караване второй корень ван, который на курдском означает люди. Н. Марр писал, что “ван” - это сын. В "Каменной летописи цивилизации" (2006) автором отмечено, что караван – это группы людей, которые занимаются перевозкой камня ("кар") из доисторической Армении. Согласно еврейской электронной энциклопедии слово "ван" происходит от корня, значащего строить. Ван, согласно армянской мифологии, - это также бог строитель, создатель.
Евангелие
Евангелие (греч. evangelion, лат. evangelium) на греческом – "благая весть". На наш взгляд, это слово имеет протоармянское происхождение и связано с сыном небесного Вана (с его земным сыном Ваагном от матери Ан), в которых описана история о божественной природе первочеловека, о его рождении, жизни, геройских поступках, о творимых им чудесах, о его любви к Астхик, о смерти и воскрешении, о вознесении. Еван может быть рассмотрено как союз Ев и Ан (Ан как часть от Вана – олицетворяет женское начало, материнство, ср. с Евой – женским началом, ребром Адама, ср. с армянским “адаманд”, букв. бриллиант, обработанный драгоценный камень). Библейская версия Евангелия – это, возможно, отредактированная версия переведенных с различных языков, измененных фрагментов первоисточника. Иначе, например, как объяснить, что в ней есть сведения о царе Беле (Нимроде), но нет ничего об Айке, его противнике. Есть информация об Адаме и Авраме, об Яхве, но нет ничего о Ване и Ваагне, о громовержце и драконоборце. Таких фактов можно привести множество.
Евангелие ("Э Ван гел" или “аветаран”) можно перевести как "гел" (hel), букв. выходи (родись, появись), “Э” – сущность, “Ван” - божественный сын, первочеловек, что соответствует традиционному толкованию Евангелия, поскольку рождение сына - это, безусловно, "благая весть", а не абстрактная, безличная. Евангелие – это учение о том, как обрести бессмертие, как вознестись на небеса, как обрести ключи к небу. Более того, в слове Евангелие имплементирована также связь Вана с Ваагном (небесным отцом и земным сыном), а также некая субстанция – вестник, в лице носителя небесной вести Ангела (“Ван + гел”), небесного посланца от Ан (богоматери) с благой вестью.
Слово "ванк" (букв. храм или слог) может быть разложено на три части "ван" "ан" и "к" (от "кар" - камень, ср. Ай и Айк). Ванк может быть интерпретировано как угловой камень ("анкюнакар"), ср. "анкюн" (букв. угол, ср. "анг(к)х" - египетский тип креста). Ванк, на наш взгляд, это храм, построенный Ваагном в честь Вана. Аналогично это относится к слогу (ванк) – как языковому, речевому выражению идей, мыслей, историй, учения Отца.
В армянском языке существуют архаичные корни: Երկնէր (родин), երկին (Небеса), երկիր (Земля), ծիրանի (пурпурное, багряное), ելանէր (“ел”, букв. возник, выходящий), պատանեկիկ (младенец, юноша).արեգակ (солнце), Էգ или այգ (рассвет),“арев” букв. солнце,“терев” букв. лист, այգի (сад), “берк” букв. урожай, “твец” ср. Творец, букв. дал или дающий (созидающий), “ве(э)ц” букв. число шесть, “тур” (дай), “ар” (возьми), “тар” (забери, отнеси) "тар" (буква), "отар" (чужой), "аватар" (буква веры), "аватарим" (верный), "аватал" (верить).
Эрэц
Слово "Эрэц" священное для евреев - иудеев, народов Израи(е)ля (вышедшими или прогнанными из рая). Оно является синонимом обетованной Земли, но не той Земли, на которой они живут, а Земле, где жили когда-то их предки (одного из младших сыновей Зрвана Тарбана, недалеко от озера Ван), которые оттуда были когда-то изгнаны Отцом, где жили предки и потомки Иафета и Айка. Однако, израильтяне, а также народы Иудеи должны знать, что первыми строителями, созидателями на обетованной Земле (не в Палестине, а в Араратских горах) были общие предки, потомки Ваагна - эрмены (протоармяне, потомки первочеловека, защитники, воины-строители), прямые и верные наследники Ваагна по духу, вере и плоти.
Эр-эц ("эц" или "ац" – исконно армянское слово, означающее делать, строить, родить, "ацел" букв. нести яйцо). Другое исконно архаично армянское, сакральное слово "ац" (hats) букв. хлеб олицетворяет одну из сущностей творения, "получение из земли" хлеба, создание пищи. "Кайц" букв. искра, молния, является оружием Ваагна (громовержца). "Вец" букв. шесть. Именно в шестой день недели ("шабат" букв, суббота) Творец создает животных и человека (первочеловека) в соответствии с хронологией библейского сотворения. В день шестой был сотворен Ваагн, а не хомоэргастер или хомоэректус (человек стоящий или говорящий).
"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по образу подобного Нашему, и да владычествуют они…". И от смешения человека по образу Нашему (и) по образу подобного Нашему с диким, человекоподобным (что по данным антропологов возможно так и происходило, за счет спаривания дикого с более культурным и кровосмешения) вполне могли появиться предки современных людей, в том числе, индоевропейских, а также семито-хамитских народов. Об этом свидетельствуют некоторые культурные памятники: рельефные изображения цивилизованного человека (в царской одежде с короной) и менее культурного, но не менее сильного человека (голого с дубиной в руках) у мавзолея царя Антиоха (Ервандита) из Коммагены на горе Немрут (у святилища Ваагна, недалеко от пантеона богов, построенным знатным армянским родом Ервандитов). На рисунках 4 и 5 на памятнике изображения царей – властителей культурного и дикого народов, которые стоят друг против друга в рукопожатии, заключили своеобразный мирный "договор о дружбе и сотрудничестве".
Комментарии 3
Հունարենը,
Եբրայերենը,
Ասորերենը,
Հայերենը.
Սրանք Նոյի ժամանակաշրջանի լեզուներն են.
Ազգերի լեզուների քերականական կառուցվածքի վրա հենվելով կարող ենք, խոր արմատ ունեցող ազգին առանձնացնել...