Пантеон языческих армян состоял из местных богов и богинь.
Как и следовало ожидать, они поклонялись таким природным явлениям , как солнце и луна, горы и реки ,в то же время обожествляли и более абстрактные понятия, как красота или мудрость.
Одним из особых представителей храма древних армян был бог письма, Тир (Дир на западно-армянском). Тот факт, что ему поклонялись – интересный аргумент в пользу существования армянской письменности до создания армянского алфавита в 5 веке н.э., через сто лет после принятия христианства.
Несмотря на то, что с господством новой религии, большая часть древней армянской культуры была отброшена , некоторые языческие влияния ощущаются и сегодня. Их отражение можно увидеть в образе того самого бога Тира, которого именуют «Писателем » ( “Грох” на восточно-армянском или “Крох” на западно-армянском). Тир вел счет добрых и злых поступков, а затем провожал души в загробную жизнь. Сегодня можно довольно часто услышать в Армении фразу , отпущенную в качестве проклятия :“Грох Тани!” – “Да заберет его Грох!”.
Существует еще одно распространенное выражение в Армении : помимо того, что клянутся например Богом или своими предками также, также клянутся “солнцем своего отца” (“Хорс арев! “). Данная формулировка снова приводит нас к объектам поклонения в древности или, возможно, к духам-попечителям.
Интересно, что в Армянском языке для обозначения языческих божеств есть слово, являющееся грамматически прямым отрицанием слова «Бог» (по-арм. «Астватс” или “Астватз”).Таким, своего рода, антонимом является слово “частватс” или “чествадз”, что означает, попросту говоря, «не Бог» в христианском контексте.
Но христианству не удалось полностью избавиться от всех языческих армянских обычаев. На самом деле, Армянская церковь по-прежнему принимает жертвенные подношения животных в знак благодарения или милостыни. Этот обычай называется “Матах” (“Мадах”), который, как известно, существует как минимум с самых ранних дней христианства. Другие обычаи, которые, как считается, восходят к дохристианским временам, но каким-то образом связаны с современной религией в Армении включают обливание друг друга водой во время праздника Преображения в июле (известный в Армении как “Вардавар”) и прыжки через костер во время праздника Сретения Христа, который проводится в феврале (также известный как Сретение; “Тярнунтарач” или “Дярнунтарач” на армянском языке).
Многие распространенные имена среди армян сегодня- имена древних богов и богинь, таких как Арамазд, Ваагн, Анаит и Астхик, и это не полный список имен.
~~~~
Письмо одного из наших читателей:
Практика называния армянских детей именами божеств началась в 19 веке и продолжалась в 20-м. Я думаю, что это можно проверить, посмотрев словарь личных имен Грачья Ачарян. Обычно, за исключением самих божеств, ни один другой армянский человек с такими именами не упоминается на протяжении всего средневековья. Самым поздним упоминанием имени Ара, на которое я наткнулся в исторических источниках был скрипач в Константинополе, который родился в 1895 году. Имя Астхик упоминается чуть раньше, как сценическое имя знаменитой актрисы в Константинополе. Я думаю, что это является одним из показателей того, как армяне преобразовались из последователей религиозного учреждения (Армянской апостольской церкви) в члены “Культурной нации” – как это было определено немецкими мыслителями того периода, особенно Иоганном Готфридом Гердером.
Это является важным вопросом, и может быть предметом хорошей статьи. Если существуют регистры крещений в армянских церквях в Константинополе/Стамбуле, это было бы хорошим началом для исследований. Не могу с точностью утверждать, но существует вероятность того, что традиция давать имена языческих богов новорожденным началась в Константинополе раньше, чем в армянских провинциях Османской империи.
Д-р Ара Санджян
Директор исследовательского центра Армении
Доцент истории Армении и Ближнего Востока
Университет штата Мичиган-Дирборн http://100let100faktov.ru/facts/имена-божеств-армянского-пантеона-до/
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4