Говорят, что нет ничего более бесполезного, чем "полезные советы". Особенно, когда дело касается переживаний или трудностей в отношениях. Есть хороший анекдот на эту тему, когда один человек жалуется другому, что у него болит зуб. Тот моментально даёт совет: "Что ты страдаешь?! Был бы это мой зуб, я бы давно его уже вырвал!". На что первый ему отвечает: "Ну да... Был бы это твой зуб, я бы тоже его давно вырвал". Легко указывать как правильно решать чужие проблемы, но готов ли сам советчик последовать собственным рекомендациям?
Когда психологи проходят обучение, им настоятельно не рекомендуют давать клиентам готовые советы/указания/рекомендации. Главная задача психолога - вместе с клиентом исследовать проблему, посмотреть на неё с новой точки зрения. И помочь клиенту самостоятельно найти решение этой проблемы (т.е. дать совет самому себе; такой совет, которому сам человек будет готов следовать).
Тем не менее, советы - естественный способ коммуникации. Это распространённый в обычной жизни способ социальной поддержки. Поэтому, если вы хотите поддержать близкого человека (в том числе советом), то важно не затыкать себе рот, а делать это правильно.
Вот три важных условия, которые необходимо учитывать, если вы хотите, чтобы ваши советы близким людям стали более полезными (и чтобы их услышали):
1) В каком состоянии ваш собеседник? Возможно, ему нужен не совет, а сопереживание и валидация его эмоций.
Чем хуже себя чувствует человек (в физическом и эмоциональном плане), тем меньше он готов воспринимать ваши советы: "И так всё хреново, а тут ещё ты со своими советами!". Чтобы совет был услышан, надо сначала привести собеседника в спокойное и рассудительное состояние. Для этого ему сначала нужна эмоциональная поддержка. Важно дать понять собеседнику, что вы понимаете то, что он чувствует, и что вы спокойно принимаете его состояние, не осуждая и не обесценивая его (это и есть "валидация"). Когда собеседник почувствует, что вы с ним (эмоционально "на одной волне"), тогда ваш совет упадёт на благоприятную почву.
2) Зачем я хочу дать совет? Этот вопрос нужно задать себе, чтобы понять вашу подлинную мотивацию. Часто под видом "полезного совета" мы делаем нечто другое; например, оказываем психологическое давление или пытаемся манипулировать. Помните, что хороший совет - это не ваше самоутверждение, а выражение любви и заботы по отношению к собеседнику. Не ставьте себя выше того, кому хотите помочь, иначе это будет не совет, а нравоучение!
3) Как лучше всего дать совет? Есть несколько "технических моментов", которые сделают ваш совет более действенным: а) спросите разрешение (например так: "У меня есть совет, что делать в подобной ситуации. Если тебе интересно, могу сказать"); б) выражайте мнение, а не командуйте директивно (вместо слова "совет" вообще лучше использовать какие-нибудь более нейтральные слова и формулировки вроде "у меня есть вариант решения", "могу предложить такую идею" и т.п.); в) запрашивайте обратную связь ("Как тебе понравилась моя идея?", "Такая рекомендация тебе подходит, или что-то смущает?" и т.п.); г) ещё раз уточните, что это его жизнь, его выбор и ответственность ("Это всего лишь моё мнение, которому ты не обязан следовать. Но может быть это подскажет тебе какие-нибудь полезные идеи и решения").
И в заключение: есть исследования, согласно которым "жёсткие" советы (в виде категоричных указаний, как "правильно", а как "неправильно") воспринимаются гораздо хуже, чем советы "мягкие" (в виде ненавязчивого и доброжелательного высказывания своего мнения). С "жёсткими" советами человек на словах соглашается, но на самом деле срабатывают различные психологические защиты и в итоге его поведение никак не меняется. Поэтому будьте аккуратны, учитесь давать советы без нравоучений и лишнего агрессивного напора.
Консультация психолога в Пскове: 8911-362-2177 . Нужна онлайн-консультация? Пишите в личном сообщении!
#психология #психологСергейКалинин #психологПсков #консультацияпсихолога #советы #навыкиобщения #взаимопонимание
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев