Почётное наименование буксир получил при рождении. Назван он в честь первой в СССР женщины-водолаза, легенды ЭПРОНа, автора идеи строительства подводного трубопровода по дну Ладожского озера, в годы Великой Отечественной снабжавшего топливом блокадный Ленинград, кавалера четырёх орденов, почётного гражданина города на Неве Нины Васильевны Соколовой. Славным именем спасатели гордятся и чтут заслуги бесстрашной защитницы Ленинграда, создав на борту уголок её памяти.
Без малого десять лет один из лучших буксиров Балтики несёт службу в составе аварийно-спасательного отряда Ленинградской военно-морской базы БФ, занимаясь поисково-спасательным обеспечением кораблей и судов ЛенВМБ и других сил ВМФ. Например, выполняет буксировку кораблей и судов при потере хода, помогает им оставаться на плаву, бороться с огнём, снимает с мели, что особенно актуально для Финского залива. Может выполнять подводно-технические работы на глубине до 20 метров. Не простаивает буксир и в зимнее время: производит ледовую проводку судов в однолетних льдах толщиной до 90 сантиметров. Чаще всего сопровождает корабли и суда во время межбазовых переходов, выполняет поисково-спасательное обеспечение в ближней и дальней операционных зонах Балтийского флота вплоть до Северного моря.
По словам капитана СБС «Нина Соколова» Юрия Гречухина, в среднем не менее четырёх раз в год экипаж выполняет межбазовые буксировки различных кораблей и судов, участников Главного военно-морского параде на Неве и в Кронштадте, участвует во всех флотских мероприятиях, учениях, в том числе в ежегодных международных манёврах аварийно-спасательных сил под эгидой Морского координационного центра, которые проходят в Финском заливе с привлечением не только флотских, но и специализированных гражданских судов.
Задачи по предназначению «Нина Соколова» успешно решает в тандеме со своим коллегой – вторым спасательно-буксирным судном ЛенВМБ «Нептун». С ним по очереди несут дежурство по поисково-спасательному обеспечению кораблей и судов Ленинградской военно-морской базы в заданном районе. Личный вклад экипажа «Нины Соколовой» выглядит внушительно. За последних неполных три года спасатель прошёл более 26000 морских миль, а ежегодная наплаванность буксира составляет в среднем не менее 120 суток. Практически на четыре месяца в году морская стихия становится привычной жизненной средой для спасателей.
– Наша работа нескучная, разнообразная, порой нелёгкая и технически, и физически, но чем сложнее, тем интереснее, – говорит капитан Ю. Гречухин.
Сам он вырос у Чёрного моря, в славном Очакове, в семье военнослужащего. Отец был военным врачом, служил в морской авиации на Камчатке, потом в Очакове, в конце концов перевёлся в Санкт-Петербург, где полковником медслужбы вышел в запас. Юрий Борисович признаётся, что с детства был влюблён в море и всегда мечтал стать военным моряком, поэтому окончил сначала Нахимовское училище, затем Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, потом была учёба на Высших офицерских классах и в Военно-морской академии. Службу начинал в соединении охраны водного района, прошёл все ступени карьерного роста до должности командира корабля, в разное время командовал четырьмя проектами, в том числе «МПК-105» и базовым тральщиком. Потом перешёл в бригаду спасательных судов, на уникальное «СС-750», которое способно оказывать помощь аварийным подводным лодкам, лежащим на дне. Уволился в запас в 2007 году с должности начальника службы поисковых и аварийно-спасательных работ Ленинградской военно-морской базы. Говорит, что в ряды спасателей его привела не подвернувшаяся вакансия, а сознательный выбор. Юрий Борисович вспоминает случай, подтолкнувший его к этому шагу. В начале 1990-х, когда он служил помощником командира на возрастном СКР 35-го проекта, его корабль участвовал в учениях в районе Лиепаи. В разгар манёвров вопреки всем прогнозам разыгрался шторм. Участники учений быстро свернулись и направились в ближайшую гавань, а старенький сторожевик Ю. Гречухина, к тому времени находившийся в море уже месяц, замешкался – потерял ход. Через выхлопные бочки в трюм начала поступать забортная вода, а тут ещё из четырёх дизель-генераторов два окончательно заглохли, сведя к нулю шансы на возобновление движения. Несмотря на высокую волну, на помощь сторожевику подоспел «СБ-921»: подошёл кормой к левому шкафуту и ловко взял СКР на буксир. Аварийно-спасательная группа быстро перешла на борт корабля, краном подали шланги насосов, и началась борьба за живучесть. Команда спасателей действовала настолько профессионально, быстро и чётко, что Юрий Гречухин поневоле залюбовался. Вот это работа! Хотел бы и он поработать с этими людьми… Тогда Юрий Борисович и представить себе не мог, что такая возможность ему предоставится.
СБС «Нина Соколова» Ю. Гречухин принял в 2014-м. А до этого два года первый экипаж участвовал в процессе создания спасательно-буксирного судна на заводе «Пелла». Один из участников этого процесса – боцман Андрей Бухалов, которому СБС по-особому дорог.
– Это судно я строил! Своими руками выполнял отделку служебных и жилых помещений, а что-то переделывал, – с гордостью говорит Андрей Владимирович.
В боцмане чувствуется военная косточка. Действительно, он – мичман запаса, а судя по нагрудному знаку «За дальний поход» – настоящий морской волк. А кем ещё должен был стать парень из Севастополя, как не моряком? Срочную проходил на Северном флоте, в Полярном, мотористом на тральщике. В звании старшины 1-й статьи мог бы уволиться в запас, но остался на сверхсрочную и угодил на Тихоокеанский флот, в эскадру надводных кораблей на СКР «Горделивый». Там два года прослужил в должности старшего боцмана. Видимо, с тех пор эта должность к нему и приклеилась. Позже на БПК «Адмирал Спиридонов» его назначили главным боцманом, потом перевели на спасательное судно «Алагез», и там тоже до 1996 года Андрей Бухалов был хозяином верхней палубы. После этого случился перевод на Балтику, в Ленинградскую военно-морскую базу, на спасательное судно «Карпаты». В 2005 году после увольнения в запас Андрей Владимирович работал в пожарной части МЧС, а оттуда судьба вновь привела его на море, в отряд спасательных судов. И снова боцманом! Личное кредо А. Бухалова: чистота – порядок – морская культура! В его заведовании – палубные механизмы и оборудование, пуско-подъёмные, якорные устройства, лебёдки, оснастка, и всё это у него в полном порядке.
Третий помощник капитана буксирного судна Сергей Векличев, по оценке Юрия Гречухина, штурман от Бога. Он – выпускник гидрографического факультета Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе, которое славится своими специалистами. А как известно, из гидрографов при необходимости получаются хорошие штурманы. У офицера запаса С. Векличева солидный морской опыт: около двадцати лет он прослужил на гидрографических судах, побывал в дальних походах. О таком специалисте Юрий Борисович давно мечтал и надеялся, что в штатном расписании появится дополнительная единица – должность штурмана. Так оно и случилось.
Порадовался расширению кадрового состава и начальник судовой радиостанции Сергей Лысенко. Он пришёл в экипаж девять лет назад, проработав 17 лет в 6-й Атлантической экспедиции, и тогда он был на буксире единственным радистом, и в море все вахты были его. Конечно, круглосуточно обеспечивать надёжной и бесперебойной связью судно одному было нелегко, поэтому командование отряда расширило штат связистов. Теперь у Сергея Ивановича два помощника. Одна из них – Надежда Закемовская, выпускница Ломоносовского морского колледжа 2017 года, всегда мечтавшая о море. Начинала с должности электрорадионавигатора гидрографического судна «Николай Матусевич», а вскоре стала вторым радиооператором «Нины Соколовой». В феврале 2019 года ей выпал счастливый билет – перевод на спасательный буксир «Виктор Конецкий», который готовился в поход в дальнюю морскую зону. Надежда, не раздумывая, на перевод согласилась и ни разу не пожалела, хотя поход через три океана изрядно затянулся – продлился с сентября 2019-го по май 2020 года. В должности начальника радиостанции молодая специалистка чувствовала себя уверенно, и так же уверенно справилась с новыми обязанностями. А какие впечатления остались от посещения жарких стран и иностранных портов! Даже в королевство Оман успели заглянуть и собственными глазами увидеть международные морские учения. Вернувшись домой, Надежда встретила своё женское счастье, вышла замуж и в 2021 году родила дочку. Однако засиживаться в декретном отпуске не стала.
– Не было ни дня, чтобы не скучала о море, о работе, – говорит она. – Ведь море – как любовь, которая не проходит. Невозможно отобрать у моряка то, что навсегда вошло в его душу, вот и не сидится ему на берегу.
О механической службе буксира во главе со Степаном Мышаком капитан говорит кратко и ёмко: «Это – наше всё!» Действительно, специалисты здесь как на подбор – знающие, образованные, преданные своему делу. Неразрешимых задач для них нет, ведь любую проблему решает коллективный разум во главе со Степаном Петровичем, в прошлом подводником-североморцем.
Один из перспективных молодых механиков – выпускник Ломоносовского мореходного колледжа, потомственный моторист Владислав Горин. Улыбается: гены берут своё. Его отец – моторист, брат – моторист, поэтому и Владиславу выпало учиться на моториста. Восемь лет он трудится на спасательном судне, без отрыва от работы окончил мореходку и стремится к карьерному росту. Изучает матчасть, штудирует эксплуатационные книги. Если намечается предпосылка к неисправности, открывает документацию, пытается самостоятельно разобраться в причинах возможной поломки. Если возникают трудности, всегда можно обраться за помощью ко второму механику Петру Евреинову, или к третьему Виктору Горбатову, или к самому стармеху. Никто не откажет, ведь взаимопомощь на флоте – норма жизни.
Электромеханик Олег Радецкий на спасательном буксире – с первого экипажа. Окончил речное училище в Новосибирске и много лет проработал на сухогрузах. Ведёт морской стаж с 1980 года. А спасателем стал, когда перебрался в Питер. Олег Петрович считает свою работу самой творческой: тут мозгами шевелить надо! Готовность у спасательного судна – постоянная, а это значит – и постоянная ответственность за своё большое заведование, ведь все судовые механизмы работают на электричестве.
В настоящее время главной задачей электромеханической службы СБС «Нина Соколова» является составление списка ремонтных работ на следующий год, документа чрезвычайно важного для безаварийной деятельности судна в обозримом будущем. Надеемся, что опытный экипаж сумеет обеспечить любимому буксиру-спасателю долгие годы плодотворной службы на благо Отечеству.
Татьяна СМИРНОВА, фото автора и из архива
«Страж Балтики». Вспомогательный Флот ВМФ
Нет комментариев