Два батальона, разведка, четвертая рота ведет бой с батальоном венгров, нет связи с шестой ротой...
Перед вами сухие военные слова из оперсводки 6 Армии Воронежского фронта от 25 июля 1942.
А за ними судьбы людей, трагедии семей, похоронки, извещения: " Ваш сын (муж, брат) пропал без вести во время разведки боем..."
Кому-то повезло он выжил и вернулся "всем смертям назло". Дождалась своего Виталия Степанида Быковская . Но что пришлось ему пережить? Каким он вернулся? Как сложилась его дальнейшая жизнь? И в ответ тишина. Как же остальные ? Где они ? Упокоились ли их души?
Год за годом 24 июля они вновь и вновь идут в свою последнюю разведку боем, пытаясь взять эти высоты.
Овраги, отроги, поле, овраг "Пареное ", кто из вас хранит тайну тех дней и разыгравшейся здесь трагедии?
Говорят, что во время этого неудачного наступления, красноармейская часть попала под удар своей же артиллерии, а уцелевших взяли в плен венгры. Погибших от обстрела, хоронили прямо в поле и в овраге, а пленных по разным данным от 60 до 67 человек расстреляли во рву, который шёл от Народного Дома до оврага Свищёво.
В военных документах не найдено данных ни об артиллерийском обстреле, ни о расстреле красноармейцев. Но есть документ о назначении расследования и привлечении ответственных к суду Военного Трибунала.
Краеведы пишут, что останки расстрелянных были перезахоронены в братскую могилу села и что были вскрыты другие захоронения наших воинов за пределами села и вне кладбищ, и что прах этих бойцов теперь так же покоится в братской могиле.
Но цифры , цифры вещь упрямая и они никак не хотят сходиться. Уравнение не получается. Согласно донесению 219 стрелковой дивизии потери 727 стрелкового полка в районе Колыбельки в 24 июня составили сто шестьдесят три человека пропавшими без вести и шестнадцать человек убитыми, восемь из них были похоронены в самой Колыбелке, еще восемь в роще южнее южнее села, 27 июля погибло еще шесть человек и все они захоронены в роще южнее села.
В братской могиле согласно данным военкомата захоронено всего 50 человек, где остальные до сих пор остаётся загадкой. И только девять имён из скорбного списка погибших и пропавших без вести в июле 1942 увековечены на плите братской могилы в селе Колыбелка.
Тогда в сорок втором и позже каждого из них ждали дома и верили : "Вернётся, обязательно вернется! "
Ждали родители, жены , дети, сестры и братья.
Ждали в Азербайджане, ждали в Грузии, ждали в Казахстане, ждали в Башкирии, ждали в Оренбургской, Вологодской, Омской, Рязанской и Читинской областях, ждали в Приморском крае.
Сегодня же ждут они ...
Они ждут и никак не могут дождаться, когда их внуки и правнуки поднимутся на эти донские кручи, окинут взглядом этот простор, покрытые ковылем склоны, овраги утопающие в зелени и прошепчут: " Здравствуй, дед, я приехал к тебе! Спасибо тебе за жизнь и это мирное небо."
Давайте вглядимся в лица без вести пропавших и вспомним всех поимённо.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев