The Village продолжает
выяснять, сколько зарабатывают и на что
тратят деньги представители разных
профессий. В новом выпуске —
таксист. Доходы таксиста зависят не
только от количества поездок и часов
работы, но и от компаний и сервисов, с
которыми сотрудничает водитель. The
Village поговорил с таксистом, который
работает сразу с несколькими сервисами,
и узнал, сколько он зарабатывает и на
что тратит деньги.
Средний доход
60 000 рублей в
месяц
Траты
4 000 рублей
коммунальные платежи
6 000 рублей
Ланчи
24 000 рублей
продукты на семью
из трёх человек
5 000 рублей
обслуживание машины
6 000 рублей
детский сад и секция
плавания для ребёнка
5 000 рублей
одежда и бытовые
расходы
10 000 рублей
накопления
Как стать таксистом
Мне 38 лет. Таксистом я работаю чуть
меньше года. До этого я работал в
транспортной логистике, потом уехал за
границу, вернулся, потому что там не
задался бизнес. Как-то я оформлял машину
и совершенно случайно познакомился с
парнем, который подключал к сервису
Uber. Поскольку по возвращении я оказался
в достаточно сложном финансовом положении
и уже слышал про Uber, когда жил в Европе,
и у меня была машина, которая подходила
под критерии, я решил попробовать, и
меня как-то подзатянуло.
Я являюсь индивидуальным предпринимателем,
оформил на себя лицензию и подключился
к разным службам напрямую или через
партнёров. Сейчас такси — это просто
программы, уже нет никаких раций, не
надо кому-то звонить и что-то рассказывать.
У меня есть айфон и Android, с помощью
оповещений мне предлагают разные заказы,
а я уже сам принимаю решение, какие
поездки взять.
В нашем государстве индивидуальным
предпринимателям, чтобы получить
лицензию на такси, необходимо иметь 350
рублей и желание. Больше ничего. Лицензия
выдаётся на транспортное средство.
Я пробовал разный график работы. Сейчас
работаю примерно с девяти-десяти утра
до полуночи или часа ночи. График
устанавливаю себе сам. Город всегда
ездит утром и вечером, но поскольку я
не вижу смысла прерываться, то работаю
и днём. Моя жизнь, к сожалению, выстроена
так, что у меня очень длинный рабочий
день. Я всегда стараюсь в пятницу вечером
уезжать на дачу со своей семьёй и
возвращаться в воскресенье вечером.
Рабочий день начинается так: выезжаю,
включаю программы и выбираю по принципу,
какая первая «стрельнула». Дальше эту
взял, другие отключил, выполнил. И в
таком алгоритме продолжаю дальше.
Особенности работы
Таксист — уже, безусловно, не профессия,
потому что сюда может прийти каждый.
Гости из Азии демпингуют, готовы ездить
просто за хлеб. Демпингуют и службы
такси, и сами водители. На выходе страдают
сами пассажиры, того не понимая. Заказывая
дешёвую услугу, нельзя требовать хорошего
качества. В такси формата «Народное»
вы можете заказать машину, ждать её
часами, а водитель просто не захочет
ехать, потому что взял более интересный
заказ.
Я не вижу разницы между Uber и обычным
такси. Но если классическое такси
подразумевает наличие лицензии, то к
Uber в Санкт-Петербурге сейчас может
подключиться каждый встречный-поперечный.
Единственное требование — в течение
30 дней после начала работы предоставить
справку об отсутствии судимости. Моя
самая дешёвая перевозка в Uber — 72 рубля.
Это ниже нижнего, днище. Если любой
уважающий себя человек увидит перевозку
в 72 рубля, он никогда не поедет, поэтому
Uber — всегда рулетка. Я знаю алгоритм,
как можно отказаться от поездки, но это
мой профессиональный секрет. Я вожу
людей уже избирательно: высшее образование
научило меня быстро разбираться во
многих вещах. Сейчас я изучил всё изнутри
и не беру то, что мне неинтересно. В массе
своей я принимаю заказы с коэффициентами,
когда есть недостаток машин и много
заказов. Пока сезон, туризм, я стараюсь
работать на аэропорт, пытаюсь делать
так, чтобы поездок было меньше, но чтобы
они были дороже.
Программы, которые меняют данные GPS,
я не использую. Во время сезона это не
имеет смысла. Но вообще такие уловки
существуют: система может думать, что
я нахожусь в одном месте, а на самом деле
я в другом. Ещё есть так называемый
отстой. Люди стоят на популярных точках
и платят бандитам или коррумпированным
полицейским. Можно встать туда, назвать
свои атомные ценники и ездить. Есть
люди, которые до сих пор голосуют. Их
тоже можно подвозить. И есть работа по
диспетчерским службам, как работаю я.
Самое удачное, с чем можно сравнить эту
деятельность, — это рыбалка. Город —
это озеро, а в озере везде есть рыба.
Есть маленькая, есть большая, но она
есть везде. Можно иметь разные
удочки-программы, тогда шансы повышаются.
Во времена сезона — с мая по октябрь —
нужна внутренняя интуиция и простое
понимание, что люди с утра из спальных
районов едут в центр, например.
Есть места в городе, где иногда проходят
контрольные закупки транспортной
инспекции. Если они берут машину, а
водитель оказывается без лицензии, то
это называется незаконной предпринимательской
деятельностью. Орудие труда, а именно
автомобиль, забирают на штрафстоянку.
Водителю без лицензии придётся разбираться
в суде, что такое Uber — такси или не такси.
Я же в этом плане защищён.
Службы заказа такси — это такие
магазины, которые предлагают поездки
вместо товаров. Как только клиент садится
к вам в машину, на этом ответственность
служб такси заканчивается. Дальше это
только проблема таксиста. Uber более
человечный в этом отношении, но это
очень-очень низкорентабельное такси.
Uber забирает 20 % от суммы поездки, остальное
они присылают раз в неделю на мой
расчётный счёт.
Следующий сервис — это Gett. Это тот же
Uber, только там необходима лицензия, и
они практикуют перевозки за наличные.
Ценник там повыше, с ним интересно возить
людей по пробкам, потому что идёт
поминутная тарификация. Ещё я вожу
«Яндекс.Такси», тоже очень избирательно.
Стараюсь возить тариф «Комфорт», потому
что «Эконом» меня унижает. «Яндекс»
идёт по пути Uber и вводит пиковые расценки
— так тоже интересно возить.
Есть старое питерское «Такси 777» —
очень низкие тарифы, но его я тоже иногда
использую. Когда я еду за город, то смотрю
биржи РБТакси. Там работает принцип
электронных торгов, начинается от тысячи
рублей. Есть такси «Ведёрко», такси
«Народное» — с ними я не работаю, потому
что там перемещения в Петербурге стоят
как в Uber.
Такси «Максим» пришло к нам с Урала,
они набрали водителей. Я один из первых,
кто подключился, но все более-менее
достойные тарифы продержались десять
дней. За теперешние их цены я практически
не вожу, только если по пути. За 120 рублей
ниже моего достоинства сажать к себе
людей.
Одна из служб-лидеров, на мой взгляд,
— это «Таксовичкоф», у них самые высокие
тарифы. Они дают большое количество
заказов, достаточно хороший ценник, но
есть и несколько недостатков. Например,
определённый дресс-код, что не всем
водителям удобно, и, что самое печальное,
— это логистика. Иногда диспетчеры не
очень хорошо разговаривают с водителями,
когда надо далеко ехать к клиенту или
заказ с просрочкой (такси опаздывает и
клиент может быть недоволен или вообще
не заплатить).
Самое неприятное в работе — это
отсутствие нормального человеческого
отношения. Хотя это прежде всего бизнес,
и плакаться — ниже моего достоинства.
Тем не менее неприятно, когда тебе в
диспетчерской службе в приказном порядке
говорят ехать куда-то туда, хотя туда
ты ехать не хочешь, потому что это
невыгодно. Некий дискомфорт вызывает
чувство незащищённости. По большому
счёту, в такси очень часто происходит
так, что водитель сам остаётся со своими
проблемами. Когда дело касается взимания
каких-то денег, то диспетчерские службы
этим занимаются в первую очередь. С того
момента, когда пассажир сел в салон, это
стало полностью проблемой водителя.
Наблевали в салоне, скандал, не заплатили,
повредили машину — всё что угодно —
таксист решает эти вопросы сам. Я езжу
со средствами самообороны и, если будет
угроза моей жизни, не буду раздумывать
ни секунды.
Недавно была такая ситуация: я подъезжаю
на заказ, проливной дождь, стоит женщина
возле детского садика, в руках коляска
и два ребёнка трёх и семи лет. У меня
тоже есть ребёнок, поэтому его кресло
и бустер я использую в своей работе. Я
начинаю доставать их из багажника, и
тут женщина говорит: «Я не поеду. Я не
буду сажать своих детей в эти вещи».
Чисто по-человечески мне стало очень
неприятно. У меня пятилетняя иномарка,
я не одет как бомж, выгляжу нормально,
в конце концов, у меня есть костюм Armani.
В моей машине никогда не насрано, всё
чисто и опрятно. Она не захотела сажать
своих детей, я попытался выяснить,
почему, но она не ответила. Поскольку я
ИП, для меня перевозка детей без кресел
является грубым нарушением, за это штраф
100 тысяч рублей. Поэтому я сказал, что
если она не хочет сажать детей, то я её
не повезу. Женщина не поехала, она
осталась стоять мокнуть, а я просто
уехал. Почему это произошло, мне непонятно.
Наверное, мне и не надо понимать. Я на
самом деле не думал, что в наших согражданах
бывает такое количество, простите,
говна. Бывают люди настолько мелочные
и говнистые, что это просто смешно.
Раньше я, наверное, их просто не замечал,
но сейчас я вижу много таких, и мне иногда
очень жалко, что я живу среди них.
Ещё пример. Едем по заказу, звонит
женщине служба контроля качества такси
и спрашивает, предложил ли водитель
музыку. А она отвечает: «Знаете, нет, не
предложил мне ни музыку, ни климат, ни
то мне не предложил, ни это». И мне
назначают штраф, небольшой — 50 или 100
рублей. Вот у меня вопрос: неужели ты
настолько мелочный человек или у тебя
нету рта, что ты садишься и, если тебе
холодно, не можешь попросить, чтобы
сделали потеплее? Почему я должен, как
попугай, всё это проговаривать? Поначалу
я всё это проговаривал, но в нормальных
людях это вызывает только раздражение.
Такси в том состоянии, в котором я
сейчас его наблюдаю, — это унижение. Но
это также тренирует такое библейское
качество, как смирение и, безусловно,
стрессоустойчивость. Здесь вы никогда
ничего никому не докажете.
Зарплата
Я зарабатываю около 60 тысяч рублей.
Валовый доход в день разный. Если 4 тысячи
рублей в день — это плохо, если 8 тысяч
рублей — это хорошо. С этих денег надо
отдать комиссию диспетчерской, надо
поесть, заправиться.
В конце каждой поездки нужно выписывать
бланк строгой отчётности. Не выписали
— в компании «Таксовичкоф» штраф 100
рублей. Если не предложили музыку — ещё
50 рублей. Ещё компании штрафуют за отмену
заявок. Премии бывают только в Uber. Когда
ты совершаешь больше 35 поездок в месяц,
компания доплачивает 70 рублей за каждую
поездку. Грубо говоря, 2 500 рублей
получается.
Самая дорогая моя поездка — на границу
с Финляндией — 5 400 рублей за 220 километров
пути. На самом деле, это очень мало и
невыгодно для водителя.
Траты
Я живу в своей квартире. Коммунальные
платежи составляют 3–4 тысячи рублей.
Когда я уезжаю на работу, ничего из еды
не беру с собой. Завтракаю я всегда дома,
а обеды проходят очень быстро, молниеносно.
Это какой-то фастфуд, от которого я
пытаюсь отказываться, потому что на
внешнем виде и здоровье это очень
сказывается. Сейчас меня привлекают
предложения по бизнес-ланчам в виде
шведских столов в разных кафе и ресторанах
нашего города. Я знаю несколько точек,
столовки, где можно поесть суп, какое-то
горячее. Когда не получается, я могу,
как говорится, и бересту пожевать.
Питаться вне дома получается быстрее
и дешевле, чем дома. Есть места, где
бизнес-ланч стоит 250 рублей. Я считаю,
что это очень гуманно. Места находятся
в центре, поэтому очень удобно. В месяц
получается 5–6 тысяч рублей. Домашними
делами занимается жена. Мы не питаемся
чем-то сверхъестественным — омаров у
меня дома нет. Поэтому расходы
среднестатистические — 5–6 тысяч
рублей в неделю за продукты, как у всех.
Я, естественно, что-то надеваю. Два
года мы прожили на прекрасном острове
Кипре, где мне нужны были только футболка
и шорты. Сейчас есть какая-то одежда, её
и ношу. В магазины я не хожу: я очень
много работаю, мне некогда. Этим жена
занимается.
По большому счёту все люди живут
одинаково. Есть ещё ребенок, которого
нужно одевать, обувать и кормить. С
учётом того, что сейчас тяжёлая финансовая
ситуация, приходится пользоваться
Avito. Как бы мне это печальным ни казалось.
Ботинки за 5 тысяч рублей для ребёнка,
работая в такси, я не могу купить. За
тысячу могу. У меня ребёнку пять лет, он
сейчас очень быстро растёт. Садик для
ребёнка стоит копейки — тысячу рублей.
На плавание ходит, платим 5 тысяч
рублей. Сейчас ещё на какие-то секции
пойдёт.
У машины тоже есть затратная часть.
Каждые 15 тысяч километров нужно
менять масло — это 2–3 тысячи рублей.
А пробег в среднем 200–300 километров в
сутки. Что-то сломалось — это и 5 тысяч,
и 10 тысяч, и 20 тысяч рублей может быть.
Такие расходы сложно посчитать. Жена
ещё зарабатывает, мы откладываем,
пытаемся накопить на что-то.
Работая в такси, отказываешься
практически от всего. На самом деле, это
очень неблагодарный труд. Это работа
на грани фола. Для того чтобы заработать
приличные деньги, нужно очень и очень
много работать.
После ежедневного 16-часового трэша
самый хороший отдых — в кругу семьи,
спокойно, на даче, поездить на велосипеде,
половить рыбу, сходить за грибами. У
меня есть ружьё, я иногда стреляю, но я
не охотник.
Сейчас я очень много времени провожу
в машине и очень мало с семьёй. А в моей
жизни приоритеты немного другие. Есть
некая свобода, но на самом деле она
иллюзорна. Это только кажется, что ты
свободен, а на самом деле такой же раб.
Единственное, что приятно, — я нажимаю
на кнопку, всё это выключается, и наступает
тишина.
источник: http://www.the-village.ru/village/business/schet/243243-taksist?utm_source=facebook.com&utm_medium=social&utm_campaign=%C2%ABnablevali-v-salone--skandal--ne-zaplati#comments
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3